Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1179/2023 ~ М-878/2023 от 03.04.2023

Дело                                          УИД: 23RS0-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                            03 мая 2023 года

Гулькевичский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего    Бочко И.А.,

при секретаре                      Чеботаревой В.Н.,

с участием истца                 Евсеевой Н.В.,

ответчика                             Евсеева Е.Н.,

представителя ответчика Евсеева Н.В. - адвоката Шахова В.В., удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Евсеевой Н. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Е.Ю., Е.Р. к Евсееву Н. В., Евсееву Е. Н. о лишении права на выплату в связи с гибелью военнослужащего в период прохождения военной службы,

установил:

Истец ФИО4, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Е.Ю., Е.Р., обратилась в суд с иском к ответчикам и просила:

- лишить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, права на выплату в связи с гибелью в период прохождения военной службы его сына Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доли

единовременного пособия, предусмотренного ч.8 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

страхового обеспечения, предусмотренного п.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»;

единовременной выплаты, предусмотренной п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;

единовременной материальной помощи членам семьи погибших военнослужащих при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ, из резервного фонда администрации <адрес>;

пенсионного обеспечения, предусмотренного ст. 29, ст. 36 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ -I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9, 10 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;

мер социальной поддержки, предусмотренных пп.1 п. 2 ст. 21 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах»;

- указать, что решение суда является основанием для выплаты доли единовременной материальной помощи членам семьи погибших военнослужащих при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ, из резервного фонда администрации <адрес>, страхового обеспечения, предусмотренного п.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», единовременной выплаты, предусмотренной п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», ФИО4, в связи с гибелью в период прохождения военной службы его сына Е.Д., — Евсеевой Н. В., Е.Ю., Е.Р..

    Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и Е.Д. ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак. Во время брака у них родились дети: Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Супруг истицы ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке, осознавая свой долг перед Отечеством, заключил контракт о прохождении военной службы, в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и был назначен гранатометчиком стрелкового взвода стрелковой роты стрелкового батальона войсковой части 16544, ВУС -103061А, рядовой. ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики супруг истицы Е.Д. погиб. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. Военный комиссар Гулькевичского и Кавказского муниципальных районов <адрес> ей разъяснил, что ей и ее детям будут выплачены соответствующие пособия, оформлением документов занимается войсковая часть 16544, после оформления всех выплат ее супруг будет уволен, а детям назначена пенсия по потере кормильца. По прошествии двух месяцев она обратилась к военкому узнать, по какой причине выплаты не поступили, ей пояснили, что отсутствуют сведения об отце Е.Д., который в соответствии с действующим законодательством имеет равные права на получение выплат. Ее муж родился ДД.ММ.ГГГГ. Его мать Евсеева В. А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Со слов матери Е.Д., а также с учетом имеющихся документов, отец Е.Д. в 1984 году, когда Е.Д. не было и двух лет, оставил семью, создав новую, спустя время ДД.ММ.ГГГГ Евсеева В.А. расторгла брак с ФИО4 Мать Е.Д. с двумя детьми (в том числе брат Е.Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) осталась жить в <адрес> Республики. В 1990 году в связи с нестабильной политической ситуацией и возможностью возникновения военных действий на территории Чеченской Республики Евсева В.А. с двумя детьми вынужденно переехала в Астрахань, о чем имеются соответствующие отметки в свидетельстве вынужденного переселенца, где Е.Д. учился в МБОУ СОШ <адрес> с 1 по 9 класс и согласно справке учреждения за весь период обучения воспитанием Е.Д. занималась его мать, отец не принимал участия в жизни ребенка. В 1999 году переехали в Кропоткин, где в конце 2002 года истец с ним познакомилась. Все это время Е.Д., его брат и мать скитались по квартирам, мать работала на двух, трех работах, чтобы поднять двоих сыновей. Из миграционного свидетельства видно, что они нуждались в продуктах, изредка получали продуктовые наборы и незначительную материальную помощь. Все это время их отец им никоим образом не помогал, в их жизни и судьбе не участвовал, с момента его ухода они его никогда не видели, он не платил алименты, никогда не звонил, не интересовался судьбой детей. С момента знакомства отца Е.Д. истец никогда не видела и практически ничего о нем не слышала. Его отец не присутствовал у них на заключении брака. Единственный документ, который удалось найти после смерти супруга, где имеются сведения о его отце, аттестат о среднем образовании, где имеется дата рождения и место, так как для установления его местонахождения эти данные были необходимы, а его сын Е., в силу того, что он его не видел и не слышал 39 лет, этих данных не помнит. Безусловно, В. А., вырастила достойного защитника Отечества, в том, что супруг истицы, будучи по состоянию здоровья, не годным к военной службе, осознавая свой гражданский долг, пошел защищать Родину, исключительно ее заслуга, тогда как «отец» в жизни и судьбе Е.Д. никогда не участвовал. Будучи в браке с Е.Д., она предлагала ему попробовать отыскать его отца, но он всегда был категоричен в этом вопросе, утверждая, что у него нет отца. И вот, когда ее супруг героически погиб на поле боя, она узнает, что без сведений о его отце ее дети, оставшись без кормильца, могут еще остаться и без социальных гарантий, предусмотренных государством. На сегодняшний день ни она, ни дети не получили совершенно никакой материальной помощи в связи с гибелью отца и мужа, она не может оформить пенсии по потери кормильца и все упирается в то, что у них отсутствуют сведения об отце Е.Д.. Со слов Е., родного брата Е.Д., его биологический отец, не имеет никакого морального права на получение выплат в связи со смертью её супруга. Согласно информации из отдела МВД РФ по <адрес>, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, на территории Российской Федерации не значится, сведений о его смерти в актах гражданского состояния не имеется, отсутствие сведений о нем не дает возможности сформировать пакет документов, необходимый в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», в Вооруженных Силах Российской Федерации». В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие. Выгодоприобретателями являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - супруга, несовершеннолетние дети и родители (усыновители) застрахованного лица. В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях. Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей. Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч.8 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца иди трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены единовременные выплаты в размере 5 млн. рублей или 3 млн. рублей в равных долях, которые отнесены к дополнительным мерам социальной поддержки. В <адрес> за счет средств резервного фонда администрации <адрес> членам семьи погибших военнослужащих, при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются региональные меры социальной поддержки, в том числе в виде единовременной материальной помощи в размере 2 млн. рублей в равных долях каждому члену семьи. В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности. При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание. Законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установили систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате, в том числе, родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах. Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе, критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и в ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, а также в п.1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и правовых актах <адрес>, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей. Семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя. Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

    В судебном заседании истец ФИО4 поддержала исковые требования в полном объеме, указала, что ее муж Е.Д. ушел добровольцем ДД.ММ.ГГГГ и погиб ДД.ММ.ГГГГ. Ее требования: она хочет получить выплату в полном объеме, потому что его отец ФИО4 в жизни Е.Д. никак не участвовал, оставил семью, когда мужу было полтора года, он с ними не общался, не интересовался, не помогал, на свадьбе у них не был, не знает, что у него есть внуки. Он переехал, его местонахождение они не знают, он никогда с ними не контактировал. Сейчас она не может получить пенсию на детей, потому что нет сведений об отце Е.Д.. Они прожили в браке 20 лет, она не видела свекра ни разу. Она подавала заявление в паспортный стол, он был зарегистрирован на территории России последний раз в 1986 году, он куда-то выехал, то ли на Украину, то ли в Белоруссию. Она предлагала Е.Д. поискать отца, он был против, говорил, что у него есть только мать.

    Ответчик Евсеев Е.Н. иск признал в полном объеме. Пояснил суду, что Н. В. — жена его погибшего брата Е.Д.. Отец — ФИО4, которого он видел последний раз, когда ему было около 5 лет, Е.Д. 1,5 года. На тот период они проживали в Чеченской Республике. Родители разошлись, развод мама оформила чуть позже. Когда началась ситуация в Чечне, они переехали в Астрахань, потом возвращались, скитались по съемным квартирам, мама билась сама, поднимала их. Отец никогда не помогал. Единственный раз, крестная говорила, что была одна открытка с Днем рождения. Мама искала его по алиментам, все бумажки были собраны у мамы, но после ее смерти утеряны.

Представитель ответчика ФИО4, назначенный в связи с неизвестностью места его жительства — адвокат Шахов В.В., в решении вопроса полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица АО «Согаз» в суд не явился, дело просил рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством Обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключен Государственный контракт /ЗК/2021/ДГЗ на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2022-2023 годах жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. В соответствии с пунктом 2.1 Государственного контракта, срок страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 24 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ включительно. Во исполнение условий раздела XVIII Государственного контракта, между Министерством Обороны Российской Федерации и АО «СОГАЗ» заключено Соглашение об осуществлении в 2022-2023 годах выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей (далее — Соглашение). Предметом Соглашения являлось осуществление в 2022-2023 выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». По факту гибели военнослужащего Е.Д. в АО «СОГАЗ» поступили заявления от супруги погибшего, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей. Доли страховой суммы и единовременного пособия, причитающиеся супруге и несовершеннолетним детям военнослужащего, рассчитаны и будут выплачены на лицевые счета, указанные в личных заявлениях. Доли страховой суммы и единовременного пособия, причитающиеся отцу военнослужащего, будут зарезервированы за ним до поступления от него заявлений на выплаты, полных актуальных банковских реквизитов его счета, копии его паспорта или иных, документально подтвержденных сведений о нем (предоставленные документы в отношении ФИО4 - отца военнослужащего из ОМВД РФ по <адрес> не дают оснований для исключения его из списков членов семьи, имеющих право на получение соответствующих выплат). В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ № 52-ФЗ страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях, единовременное пособие, установленное статьей 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» - в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, членам семьи погибшего (умершего) выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в суд не явился, дело просил рассматривать в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что на территории <адрес> для оказания помощи супругам, детям, родителям военнослужащих, погибших (умерших) при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ, принято Постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств из резервного фонда администрации <адрес>» и Постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с «О выделении средств из резервного фонда администрации <адрес>». Приказом Министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выплаты единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1 Порядка выплата осуществляется членам семей погибших (умерших) военнослужащих одной из следующих категорий: проходивших военную службу на территории <адрес>; местом жительства которых является <адрес>; уроженцев <адрес> при условии проживания одного из членов семьи на территории <адрес>. Согласно пункту 2 Порядка члены семьи военнослужащего имеют право на выплату единовременной материальной помощи в равных долях в размере 2000000 рублей на каждого погибшего (умершего) военнослужащего. В соответствии с пунктом 7 Порядка для назначения и выплаты единовременной материальной помощи члены семьи военнослужащих предоставляют следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность члена семьи военнослужащего; свидетельство о заключении брака с военнослужащим - для супруги; свидетельство о рождении военнослужащего - для родителей; свидетельство о рождении ребенка (в том числе усыновленного); реквизиты счета, открытого в кредитной организации; документ, подтверждающий гибель военнослужащего при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, либо подтверждающий причинно-следственную связь смерти военнослужащего с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции; документ, подтверждающий прохождение военнослужащим военной службы на территории <адрес> либо документ, подтверждающий последнее место жительства военнослужащего на территории <адрес> или рождение военнослужащего на территории <адрес>; согласие на обработку персональных данных. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете не значится, единовременную материальную помощь не получал. ФИО4, Е.Ю. и Е.Р. в марте 2023 года получили единовременную материальную помощь в размере 500000 рублей на каждого. Следует отметить, что исходя из принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, круг лиц, имеющих право на получение выплаты в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и возможности учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических семейных связей. При этом законодатель исходит из права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, которое не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя по воспитанию и содержанию ребёнка. Следовательно, способ защиты нарушенного права - лишение одного из родителей права на выплату в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, может быть признан судом законным. Сам по себе факт не лишения отца ребёнка родительских прав не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.

Представитель третьих лиц - Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц Департамента военно-экономического анализа Министерства обороны Российской Федерации, Войсковой части 16544, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> — Алания», уведомленные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, отзывов на иск не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

В силу положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, супруга, состоявшая на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, и родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы второй и третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ).

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 указанного закона членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Кроме того, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

Так, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц (пункт «а» Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

На территории <адрес> для оказания помощи супругам, детям, родителям военнослужащих, погибших (умерших) при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ, принято Постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении средств из резервного фонда администрации <адрес>» и Постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с «О выделении средств из резервного фонда администрации <адрес>». Приказом Министерства труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выплаты единовременной материальной помощи членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, начатой ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1 Порядка, выплата осуществляется членам семей погибших (умерших) военнослужащих одной из следующих категорий: проходивших военную службу на территории <адрес>, местом жительства которых является <адрес>; уроженцев <адрес> при условии проживания одного из членов семьи на территории <адрес>. Согласно пункту 2 Порядка члены семьи военнослужащего имеют право на выплату единовременной материальной помощи в равных долях в размере 2000000 рублей на каждого погибшего (умершего) военнослужащего.

В судебном заседании установлено, что согласно Приказу командующего войсками Южного военного округа дсп от ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт о прохождении военной службы с Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 3 месяца с назначением его гранатометчиком стрелкового отделения стрелкового взвода (в роте - 4) стрелковой роты (в батальоне - 5) стрелкового батальона войсковой части 16544, ВУС – 103061А, рядовой, 2 тарифный разряд (выписка из приказа дсп от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Е.Д. погиб при выполнении задач в ходе СВО на территории ЛНР, ДНР и Украины. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы (извещение от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ военного комиссариата Гулькевичского и <адрес>ов, <адрес>).

С ДД.ММ.ГГГГ Е.Д. состоял в зарегистрированном браке с Евсеевой Н. В. (свидетельство о заключении брака серия от ДД.ММ.ГГГГ).

У Е.Д. имеются несовершеннолетние дети: Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серия от ДД.ММ.ГГГГ), Е.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серия V-АГ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно свидетельству о рождении серия II-ОЖ от ДД.ММ.ГГГГ, Е.Д. родился в <адрес> ЧИАССР, родителями Е.Д. являются: мать - Евсеева В. А., отец — Евсеев Н. В..

ДД.ММ.ГГГГ родители Е.Д. расторгли брак (свидетельство о расторжении брака серия ) в Усть-Янском райЗАГС Саха (Якутия).

Евсеева В. А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серия от ДД.ММ.ГГГГ) в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ Евсеева В.А. состояла на учете в миграционной службе <адрес> как вынужденный переселенец.

ДД.ММ.ГГГГ Евсеевой В.А. выдано удостоверение вынужденного переселенца миграционной службой <адрес> с указанием в качестве члена семьи, не достигшего 18-летнего возраста сына Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором имеются отметки о выдаче единовременного пособия, талонов на продукты, перечислении компенсации за утраченное жилье и имущество.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Евсеева В.А. была временно зарегистрирована по месту пребывания в городе Кропоткине с несовершеннолетним сыном Е.Д. по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке ТОС» Центральное <адрес> Евсеева В.А. с 2000 года проживает по адресу: <адрес>, с двумя сыновьями Евсеевым Е. и Е.Д.. Детей воспитывала в одиночку, отец никогда не объявлялся, не принимал участия в их жизни. За все время жизни В. А. отца никогда не видели.

Согласно характеристике на Е.Д., выданной МБОУ СОШ им. П.Н. Степаненко, Е.Д. прибыл в СШ ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> Чеченской Республики и обучался в данной школе до ДД.ММ.ГГГГ. Воспитанием Е.Д. занималась мама, родной отец участия в воспитании сына не принимал, поведением и успеваемостью сына не интересовался, родительские собрания не посещал.

Из аттестата о среднем образовании М , выданного ДД.ММ.ГГГГ Депутатской средней школой <адрес> Якутской АССР, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, в 1973 году окончил указанное образовательное учреждение.

Согласно справке ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенных проверок по имеющимся базам данных МВД РФ «ИБД-Регион», «ИБД-Ф», ИПС Следопыт - М» не установлена регистрация и проживание ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Российской Федерации.

Свидетель Мартыненко Н.Н. подтвердила суду, что она дружила со свекровью Евсеевой Н. В.Евсеевой В. А.. Она знакома с Евсеевыми с 1978 года, знала их молодую семью. Была свидетелем супружеской жизни и их расставания. Младшему (погибшему) на тот момент было около двух лет. Почти всю жизнь прожили бок о бок, были почти сестрами. Она знает каждую лапшу быстрого приготовления, которую дети ели. ФИО4 никакой помощи не оказывал, никогда не приезжал. Они ничего о нем не знают. Через дальних родственников сообщили ему где-то в Белоруссии о смерти Е.Д., от него никакой реакции.

Свидетель Березовая М.Л. подтвердила суду, что она соседка с 2012 года Евсеевых Н. и Е.Д., знакомы с 2002 года. Об отце Е.Д. ничего не известно, она никогда его не видела. При разговоре с Е.Д., тот сказал, что отца у него нет, умер или нет, но в его жизни этого человека нет. На похоронах она увидела мужчину пожилого, спросила не отец ли это, Е. ответил — нет. Спрашивала у Е., почему Е.Д. так относился к отцу, Е. сказал, что отец их оставил и никак в их жизни не участвовал.

Свидетель Кван А.А. подтвердила суду, что знает Н. с 1996 года, с ней вместе учились. Е.Д. знает с 2003 года. Отец Е.Д. никакого участия в жизни Е.Д. не принимал. Его не было ни на свадьбе, ни на похоронах матери Е.Д., ни на похоронах самого Е.Д. не видела. И Н., и Е.Д. воспитывали только мамы. Е.Д. никогда не говорил ничего об отце.

Свидетель Чувякин С.В. подтвердил суду, что знаком с семьей Евсеевых с 2004 года. Они вместе работали, познакомились. Когда стали более тесно общаться, он спросил, почему он никогда отца Е.Д. не видит. Е.Д. ответил, что отец бросил их, когда Е.Д. было 2 годика, никогда им не помогал. Женщина одна с двумя детьми, можно было бы ей помочь. Человек должен быть ответственным за своих детей, должен их воспитывать.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу по контракту или по призыву, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей - по отношению к государству, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 21 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда здоровью при прохождении военной службы.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (статья 7, часть 2; статья 35, часть 3; статья 37, части 1 и 3; статья 41, часть 1; статья 53 Конституции Российской Федерации), а также осуществляется гарантируемое статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, предусмотрел в качестве меры социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, которое в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы подлежит выплате в том числе его родителям. Это страховое обеспечение входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред. Цель названной выплаты - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью (смертью) в период прохождения военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

КонвенцияКонвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.

Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации в редакции Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 49-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 358-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статьи 69, 73 Семейного кодекса Российской Федерации).

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Учитывая исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО4 не принимал участия в воспитании сына, формировании его личности, не интересовался его жизнью и здоровьем, не принимал мер к его физическому, духовному и нравственному развитию, не использовал право на общение с сыном, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку и материальную помощь, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что между отцом и сыном фактически семейные и родственные связи разорваны более 30 лет назад.

Поскольку основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей, родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

С учетом изложенного, суд полагает, что ответчик ФИО4 утратил право на получение установленных для членов семей военнослужащих льгот и государственных пособий, в связи с чем приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО4 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░.░.░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░4, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.8 ░░.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 306-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░»;

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.5 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 52-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»;

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░»;

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>;

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 29, ░░. 36 ░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ -I «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░»;

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 9, 10 ░░. 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 306-░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░»;

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.1 ░. 2 ░░. 21 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.5 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 52-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░», ░░░4, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░.░., - ░░░░░░░░ ░. ░., ░.░., ░.░..

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

<░░░░░>                                                                                ░.░.░░░░░

2-1179/2023 ~ М-878/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Прокурор Гулькевичского района Рахвалов А.Ю.
Евсеева Наталия Викторовна
Ответчики
Евсеев Николай Васильевич
Евсеев Егор Николаевич
Другие
Департамент военно-экономического анализа Министерства обороны РФ
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия-Алания"
Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ
АО "СОГАЗ"
Войсковая часть16544
Суд
Гулькевичский районный суд Краснодарского края
Судья
Бочко Ирина Александровна
Дело на сайте суда
gulkevichi--krd.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее