№ Копия
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Бодякшиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о прекращении права собственности ФИО10 на невостребованную земельную долю и признании на неё права муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании на неё права муниципальной собственности, указывая в обоснование требований, что распоряжением администрации Лысковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, членам СПК «<данные изъяты>» была предоставлена бесплатно земельная доля: в СПК «Победитель» площадью 2,04 га из общей площади земельного участка 3 216 378 кв.м.
Постановлением администрация Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден список невостребованных земельных долей, расположенных по адресу: <адрес>», куда вошла доля ФИО10, которой на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3 216 378 кв.м. с кадастровым номером №, где доля указанного лица составляет 2,04 га.
Сведений о действиях по настоящее время, со стороны собственника в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передаче им в аренду, равно иных сведений о распоряжении им иным образом не имеется, что влечет в свою очередь исключение части сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота.
Земельная доля не используется по назначению более трех лет подряд, а значит, что указанная земельная доля им не востребована.
Полагая, что указанная земельная доля была признана невостребованной в установленном порядке, истец в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» просит признать на нее право муниципальной собственности в судебном порядке.
В судебное заседание представитель истца, администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области, не явился, направил заявление, в котором исковые требования поддержал и ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО12, ФИО17, ФИО21, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, нотариус Лысковского района Нижегородской области ФИО11, нотариус города Нижнего Новгорода ФИО18, нотариус города Нижнего Новгорода ФИО8., нотариус города Нижнего Новгорода ФИО9 будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными.
Статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно ч. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Таким образом, в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения законодатель исходит из принципа рационального использования данной категории земель.
Положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено понятие земельной доли, как доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона. Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
По смыслу приведенных норм права, законодатель установил, что невостребованными могут быть признаны только те земельные доли, сведения о собственниках которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть такое право не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, либо после смерти собственника земельная доля не унаследована.
Судом установлено, что распоряжением главы администрации Лысковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р колхозу «<данные изъяты>» для сельскохозяйственного использования предоставлено 2 456 га земель: в коллективную собственность бесплатно 2 131 га земель, согласно списку (приложение №); в бессрочное (постоянное) пользование предоставлено 325 га земель.
В соответствии с данным постановлением колхозу «Победитель» был выдан государственный акт № №, удостоверяющий право на землю.
В 1992-1993 году реорганизация колхозов и совхозов производилась на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которыми в гражданский оборот включены земли сельскохозяйственного назначения.
Данный Указ обязал местные администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю (земельные доли).
Указы Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Указа от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № определили порядок приобретения в собственность земли гражданами и юридическими лицами, соответственно, совершения ими сделок с землей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было установлено, что совхозы и колхозы в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязаны провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Пунктом 9 названного Постановления предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза, в том числе ушедших на пенсию, на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» момент возникновения права собственности на земельный участок (земельную долю) определялся датой принятия органом местного самоуправления решения о передаче земель в общую долевую собственность участков сельскохозяйственных организаций.
При этом оборотоспособность земельных долей в составе земель сельскохозяйственного назначения являлась ограниченной.
Распоряжением администрации Лысковского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность членам коллектива колхоза «Победитель» предоставлена в собственность земельная доля площадью 2,04 га сельхозугодий, без выдела в натуре, каждому.
Указанным постановлением было утверждено приложение, содержащее список лиц, наделяемых земельными долями, в количестве 827 человек, в который также была включена ФИО10
Также установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 216 378 кв.м., находящийся в общей долевой собственности, расположен по адресу: <адрес>», что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО10 в установленном законом порядке право на земельную долю не зарегистрировала, иным способом, установленным специальным законом, земельной долей не распорядилась.
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Красноосельской сельской администрацией <адрес>, ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса <адрес> ФИО11 усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершей ФИО10 Наследниками являются ФИО16, ФИО3, ФИО17, ФИО12, ФИО21, ФИО20, которым выдано Свидетельство о праве на наследство по завещанию, состоящее из жилого дома и земельного участка.
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом ЗАГС <адрес> главного управления ЗАГС <адрес>, ФИО20 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса <адрес> ФИО11 усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершего ФИО20 Наследниками являются ФИО17, ФИО19, от последнего поступило заявление об отказе от наследования. Наследнику ФИО17 выданы свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом ЗАГС администрации Ленинского района города Нижнего Новгорода, ФИО16 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса города областного значения Нижний Новгород ФИО9 О.В. усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершего ФИО16 Наследниками являются ФИО13, ФИО14, ФИО15, от последних двух поступили заявления об отказе от наследства в пользу ФИО13
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом ЗАГС <адрес> города Нижнего Новгорода, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса города Нижнего Новгорода ФИО7. усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершей ФИО1 Наследниками являются ФИО6, ФИО4, ФИО5, которым выданы свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, из денежных средств, внесенных во вклад, из денежных средств, хранящихся на пенсионном счете.
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом ЗАГС <адрес> города Нижнего Новгорода главного управления ЗАГС <адрес>, ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса города Нижнего Новгорода ФИО7. усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершего ФИО4 Наследником является ФИО12, которой выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию.
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом ЗАГС <адрес> города Нижнего Новгорода главного управления ЗАГС Нижегородской областиФИО6. умер 29 января 2011 года.
Из сообщения нотариуса города Нижнего Новгорода ФИО7. усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершего ФИО6 Наследником является ФИО4, которому выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
В соответствии с записью акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Отделом ЗАГС <адрес> города Нижнего Новгорода, ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения нотариуса города Нижнего Новгорода ФИО7. усматривается, что в делах нотариальной конторы имеется наследственное дело № к имуществу умершего ФИО5 Наследником является ФИО2, которой выдано свидетельства о праве на наследство по закону.
Таким образом, к моменту публикации администрацией Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области сообщения о невостребованных долях, ФИО10 собственником земельной доли уже не являлась, а ее наследники: ФИО20, ФИО21, ФИО12, ФИО16, ФИО3, ФИО17, а впоследствии и их наследники: умершего ФИО20 - ФИО17, умершего ФИО16 - ФИО13, ФИО14, ФИО15, умершей ФИО3 - ФИО6, ФИО4, ФИО5, а впоследствии и их наследники: умершего ФИО6 - ФИО4, умершего ФИО4 - ФИО12, умершего ФИО5 - ФИО2, в список лиц, чья доля подлежит признанию невостребованной, не включались.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное.
Проверяя соблюдение порядка признания спорных долей невостребованными, судом установлено, что предусмотренный специальным законом порядок признания земельных долей невостребованными истцом был соблюден.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Нижегородская правда» был размещен список собственников, чьи земельные доли в СПК «<данные изъяты>» признаются невостребованными. Впоследствии данная информация была размещена на официальном сайте администрации Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области.
В газетах «Приволжская правда», «Нижегородская правда» от ДД.ММ.ГГГГ были опубликованы информационные сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
На официальном сайте администрации Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района <адрес> содержится информация о проведении ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Из протокола № общего собрания собственников земельных долей в земельном участке под кадастровым номером №, имеющим местоположение по адресу: <адрес> (колхоз «Победитель») от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на собрании по вопросу утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными никто не присутствовал, признано считать земельные доли в земельном участке под кадастровым номером № невостребованными.
По правилам п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Постановлением администрации Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в том числе в этом списке содержится и спорная земельная доля.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, гражданские права и обязанности возникают в частности из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области был соблюден порядок и условия, предусмотренные ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для признания права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.
Решением Совета депутатов Лысковского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия администрации Красноосельского сельсовета Лысковского муниципального района Нижегородской области, правопреемником которой является администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственный регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, со стороны собственника земельной доли ФИО10, ее наследников ФИО20, ФИО21, ФИО12, ФИО16, ФИО3, ФИО17, а впоследствии и их наследников: умершего ФИО20 - ФИО17, умершего ФИО16 - ФИО13, ФИО14, ФИО15, умершей ФИО3 - ФИО6, ФИО4, ФИО5, а впоследствии и их наследники: умершего ФИО6 - ФИО4, умершего ФИО4 - ФИО12, умершего ФИО5 - ФИО2, действия в отношении указанной земельной доли, свидетельствующие о передачи ее в собственность другого лица, не произведены.
Однако, учитывая, что ФИО20, ФИО21, ФИО12, ФИО16, ФИО3, ФИО17, реализовали право на принятие наследственного имущества после смерти ФИО10, а после смерти ФИО20 - ФИО17, после смерти ФИО16 - ФИО13, ФИО14, ФИО15, после смерти ФИО3 - ФИО6, ФИО4, ФИО5, впоследствии после смерти ФИО6 - ФИО4, ФИО4 - ФИО12, ФИО5 - ФИО2, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, то следует признать, что к наследникам перешло право на спорную земельную долю с момента открытия наследства в силу закона. Срок для регистрации своего права в ЕГРП для правообладателей законом не установлен.
В связи с тем, что после смерти ФИО10 и ее наследников ФИО20, ФИО16, ФИО3, а впоследствии после смерти наследников ФИО6, ФИО4, ФИО5, спорная земельная доля в собственность Российской Федерации не перешла. Следовательно, наследники ФИО12, ФИО17, ФИО21, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, а не Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, является надлежащим ответчиком по делу, между тем, истцом к ним каких-либо требований не предъявлялось.
Необходимо отметить, что выполнение досудебного порядка выявления невостребованных долей и информирование собственников о возможности их обращения в муниципальную собственность направлено на соблюдение баланса интересов участников гражданского оборота. Необходимость выполнения требований закона в данном случае является гарантией прав собственника против необоснованного лишения его имущества.
Не обладая соответствующей информацией, ФИО12, ФИО17, ФИО21, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО15, были лишены возможности своевременно обратиться в администрацию с соответствующим заявлением, а также до подачи иска в суд зарегистрировать право собственности на свою долю.
При таких обстоятельствах, оснований для прекращения права собственности на спорную земельную долю и признания права собственности за истцом у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о прекращении права собственности ФИО10 на невостребованную земельную долю и признании на неё права муниципальной собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В. Песков
Копия решения верна: В.В. Песков