86RS0001-01-2021-005496-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Старовойтовой А.Ю.,
с участием старшего помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Солянниковой Алены Юрьевны, действующей по доверенности от 16.08.2021г.; представителя ответчика Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Волкова А.Л., действующего по доверенности № 16. От 19.10.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3063/2021 по исковому заявлению Ханты – Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Природнадзору-Югры об обязании ликвидировать место несанкционированного складирования отходов на землях лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Ханты – Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты – Мансийского автономного округа – Югры с требованиями о возложении обязанностей срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного складирования отходов, расположенные на территории выдела 42 квартала 163 Лангепасского участкового лесничества Мегионского ТО-лесничества (далее - Лангепасское лесничество) в географических координатах N 61°19’29.9”, Е 75°04’11.9”, N 61019’29.8”, Е 75°04’12.2”, N 61°19’30.2”, Е 75°04’12.4”, N 61°19’30.4”, Е 75°04’ 11.3”; выдела 21 квартала 163 Лангепасского лесничества в координатах N 61°20’04.3”, Е 75°03’09.1”, N 61°20’04.Г, Е 75°03’08.7”, N 61°20’04.8”, Е 75°03’08Л”; выдела 51 квартала 175 Лангепасского лесничества в координатах N 61° 18’13.91”, Е 75°04’44.82”, N 6Г18’ 14.35”, Е 75°04’43.69”, N 61°18’14.65”, Е 75°04’44.85”, N 61°18’14.19”, Е 75°04’45.3”, выдела 3 квартала 191 Лангепасского лесничества в координатах N 61° 18’ 13.27”, Е 75°04’49.59”, N 61018’13.73”, Е 75°04’49.91”.
Обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры разработать и утвердить в соответствии с Правилами проект рекультивации земельных участков, расположенных на территории выдела 42 квартала 163 Лангепасского лесничества в географических координатах N 61°19’29.9”, Е 75°04’11.9”, N 61°19’29.8”, Е 75°04’12.2”, N 61°19’30.2”, Е ~5°04’12.4”, N 61°19’30.4”, Е 75°04’11.3”; выдела 21 квартала 163 Лангепасского лесничества в координатах N 61°20’04.3”, Е 75°03’09Л”, N 61°20’04.1”, Е 75°03’08.7”, N 61о20’04.8”, Е 75°03’08.1”; выдела 51 квартала 175 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’ 13.91”, Е 75°04’44.82”, X 61 ° 18’ 14.35”, Е 75°04’43.69”, N 61 ° 18’14.65”, Е 75°04’44.85”, N 61 °18’ 14.19”, Е 75°04’45.3”; выдела 3 квартала 191 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’13.27”, Е 75°04’49.59”, N 61018’ 13.73”, Е 75°04’49.91”.
Обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры восстановить естественное состояние лесных участков, расположенных на территории выдела 42 квартала 163 Лангепасского лесничества в географических координатах N 61°19’29.9”, Е 75°04’11.9”, N 61°19’29.8”, Е 75°04’12.2”, N 61°19’30.2”, Е 75°04,12.4”, N 61°19’30.4”, Е ~5=04’ 11.3”; выдела 21 квартала 163 Лангепасского лесничества в координатах N 61°20’04.3”, Е 75°03’09.1 ”, N 61°20’04.1”, Е 75°03’08.7”, N 61°20’04.8”, Е ^5°03’08.1 ”; выдела 51 квартала 175 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’ 13.91”, Е 75°04’44.82”, N 61°18’ 14.35”, Е 75°04Ч3.69”, N 61°18’14.65”, E75°04,44.85”,N61o18’ 14.19”, Е 75°04’45.3”; выдела 3 квартала 191 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’ 13.27”, Е 75°04’49.59”, N 61 °18’ 13.73”, Е 75°04’49.91” (далее по тексту- участки) путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800.
Исковые требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обращения с отходами. По результатам анализа установлено, что на территориях указанных участков, относящихся к землям лесного фонда расположены имеются места несанкционированного складирования отходов. Пунктом 6.4.9 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12.2016 №157, обязанность осуществления охраны и защиты лесов на землях лесного фонда возложена на государственный орган.
Прокурор в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты – Мансийского автономного округа – Югры представил письменный отзыв, согласно которого возражал против удовлетворения исковых требований, полагая представляемый орган ненадлежащим ответчком, суду пояснил, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12.2016 г. № 157 Департамент не является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также по управлению федеральным имуществом. На Департамент не возлагается обязанность по очистке от захламления отходами производства и потребления земель лесного фонда на территории автономного округа, расходования Департаментом на данные цели бюджетных средств приведет к нарушению бюджетного законодательства. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимость проведения рекультивационных работ. Уборка места несанкционированного размещения отходов не относится к мероприятиям по рекультивации земель; силами их сотрудников регулярно проводятся субботники по уборке территорий.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В силу положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обращения с отходами.
Проверка показала, что Природнадзором Югры в адрес Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры направлены извещения о выявлении мест захламлений лесного фонда на территориях указанных участков, относящихся к землям лесного фонда расположены имеются места несанкционированного складирования отходов, и необходимости принятия мер к их ликвидации (№31-02-9380 от 30.10.2019, №31-02-8577 от 04.10.2019, №31-02-10212 от 13.12.2018, №31-02-8219 от 16.10.2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 50.7 и ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также подлежат воспроизводству.
Согласно ч. 2 ст. 50.7, ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
При этом данные мероприятия осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 60.12 Лесного кодекса РФ).
Пунктом 6.4.9 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12.2016 №157, обязанность осуществления охраны и защиты лесов на землях лесного фонда возложена на государственный орган.
Таким образом, указанный орган является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
В соответствии со ст. 83 Лесного Кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
Пунктом 6.4.9 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 22.12.2016 №157, обязанность осуществления охраны и защиты лесов на землях лесного фонда возложена на государственный орган.
Деятельность по обращению с отходами регулируется законодательством в сфере охраны окружающей среды, в частности, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а также санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены ст. 22 Федерального закона от -0.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Статьей 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, закреплено, что засорение леса отходами производства и потребления запрещается.
В соответствии с п.п. 20, 45 Правил санитарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047, в лесах не допускается загрязнение отходами производства и потребления, выбросы вредных веществ и иное негативное воздействие.
Очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; под качеством окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды являются в том числе земля, почва, растительный и животный мир (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействием хозяйственной деятельности.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из системного толкования приведенных положений следует, что захламление лесов создает угрозу пожарной и санитарной безопасности в лесах, является нарушением лесного законодательства и законодательства об отходах, а лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированных свалок (на землях лесного фонда), является Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югре.
Проверка показала, что Природнадзором Югры в марте 2020 года в адрес Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры направлено извещение о выявлении мест захламления лесного фонда и необходимости принятия мер к их ликвидации.
Материалы дела не содержат сведений, что в настоящее время свалка ликвидирована. Следовательно, угроза пожарной и санитарной безопасности не исключена, должные меры по охране и защите лесов государственным органом не приняты.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 (далее - Правила), рекультивация должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
На основании п.8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и биологических мероприятий.
Согласно п. 3 Правил разработка проекта и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.
Учитывая, что несанкционированное складирование отходов является нарушением лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления и об охране окружающей среды, а также препятствует использованию земельного участка по целевому назначению, нарушенный участок после его очистки от отходов подлежит рекультивации на основании соответствующего проекта.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска природоохранного прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ханты – Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты – Мансийского автономного округа – Югры удовлетворить.
Обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного складирования отходов, расположенные на территории выдела 42 квартала 163 Лангепасского участкового лесничества Мегионского ТО-лесничества (далее - Лангепасское лесничество) в географических координатах N 61°19’29.9”, Е 75°04’11.9”, N 61019’29.8”, Е 75°04’12.2”, N 61°19’30.2”, Е 75°04’12.4”, N 61°19’30.4”, Е 75°04’ 11.3”; выдела 21 квартала 163 Лангепасского лесничества в координатах N 61°20’04.3”, Е 75°03’09.1”, N 61°20’04.Г, Е 75°03’08.7”, N 61°20’04.8”, Е 75°03’08Л”; выдела 51 квартала 175 Лангепасского лесничества в координатах N 61° 18’13.91”, Е 75°04’44.82”, N 6Г18’ 14.35”, Е 75°04’43.69”, N 61°18’14.65”, Е 75°04’44.85”, N 61°18’14.19”, Е 75°04’45.3”, выдела 3 квартала 191 Лангепасского лесничества в координатах N 61° 18’ 13.27”, Е 75°04’49.59”, N 61018’13.73”, Е 75°04’49.91”.
Обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры разработать и утвердить в соответствии с Правилами проект рекультивации земельных участков, расположенных на территории выдела 42 квартала 163 Лангепасского лесничества в географических координатах N 61°19’29.9”, Е 75°04’11.9”, N 61°19’29.8”, Е 75°04’12.2”, N 61°19’30.2”, Е ~5°04’12.4”, N 61°19’30.4”, Е 75°04’11.3”; выдела 21 квартала 163 Лангепасского лесничества в координатах N 61°20’04.3”, Е 75°03’09Л”, N 61°20’04.1”, Е 75°03’08.7”, N 61о20’04.8”, Е 75°03’08.1”; выдела 51 квартала 175 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’ 13.91”, Е 75°04’44.82”, X 61 ° 18’ 14.35”, Е 75°04’43.69”, N 61 ° 18’14.65”, Е 75°04’44.85”, N 61 °18’ 14.19”, Е 75°04’45.3”; выдела 3 квартала 191 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’13.27”, Е 75°04’49.59”, N 61018’ 13.73”, Е 75°04’49.91”.
Обязать Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры восстановить естественное состояние лесных участков, расположенных на территории выдела 42 квартала 163 Лангепасского лесничества в географических координатах N 61°19’29.9”, Е 75°04’11.9”, N 61°19’29.8”, Е 75°04’12.2”, N 61°19’30.2”, Е 75°04,12.4”, N 61°19’30.4”, Е ~5=04’ 11.3”; выдела 21 квартала 163 Лангепасского лесничества в координатах N 61°20’04.3”, Е 75°03’09.1 ”, N 61°20’04.1”, Е 75°03’08.7”, N 61°20’04.8”, Е ^5°03’08.1 ”; выдела 51 квартала 175 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’ 13.91”, Е 75°04’44.82”, N 61°18’ 14.35”, Е 75°04Ч3.69”, N 61°18’14.65”, E75°04,44.85”,N61o18’ 14.19”, Е 75°04’45.3”; выдела 3 квартала 191 Лангепасского лесничества в координатах N 61°18’ 13.27”, Е 75°04’49.59”, N 61 °18’ 13.73”, Е 75°04’49.91” путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 28 октября 2021 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова