Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Чадан 10 апреля 2024 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Доржу Р.А., при секретаре Чалым А.О.,
с участием представителя истца – помощника прокурора района Серендук Б.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» об обязании принять меры по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним на территории Дзун-Хемчикского района,
установил:
Прокурор Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оол А.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» (далее - ответчик)об обязании принять меры по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним на территории Дзун-Хемчикского района, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования. Проверкой прокуратуры района установлен факт бездействия администрации муниципального района «Дзун-Хемчикского кожууна РТ» по устранению очередности в дошкольные образовательные учреждения в течение длительного времени, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц. Так, на территории Дзун-Хемчикского района насчитывается 2677 детей от 0 до 7 лет. Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в районе всего 1849. Из 17 дошкольных общеобразовательных учреждений перегрузки сверх нормы зафиксированы в 6 учреждениях (МБДОУ детский сад «Чечена» г.Чадан - посещают 263 при нормативе 130 детей, МБДОУ детский сад «Родничок» г.Чадан посещают 149 при нормативе 145 детей, МАДОУ детский сад «Хээлер» г.Чадан посещают 179 при нормативе 170 детей, МАДОУ детский сад «Малышок» г.Чадан посещают 166 при нормативе 155 детей, МБДОУ детский сад «Хунчугеш» с.Хайыракан посещают 110 при нормативе 85 детей, МБДОУ детский сад с.Шеми посещают 113 при нормативе 95 детей, МБДОУ детский сад «Херел» с.Хондергей посещают 112 при нормативе 100 детей). По состоянию на 1 февраля 2024 года в АИС «Комплектование» на очереди в дошкольные образовательные учреждения района состоят 478 детей, из них льготная категория детей – 215, что показывает необходимость строительства новых детских садов. В связи с наличием очерёдности в прокуратуру района неоднократно поступают обращения граждан о рассмотрении вопроса по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения нарушения закона не устранены. При наличии острой нехватки в дошкольных учреждениях администрацией муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун РТ» не проводится работа по принятию мер по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним. Просит обязать администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним на территории Дзун-Хемчикского района.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора района Серендук Б.Р. поддержала исковые требования, просит суд удовлетворить иск по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Ооржак О.Ш. исковые требования признав в полном объеме, просила рассмотреть дело без их участия, а также продлить срок исполнения решения суда, поскольку для направления заявки на заложение бюджетных средств, на составление сметы, а также для проведения аукциона нужно больше времени чем 6 месяцев.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Согласно п.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (редакции от 24 июня 2023 года) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) устанавливает общие принципы государственной политики в области образования, на основе которых сформулированы принципы государственной политики в области образования.
В ст.9 Федерального закона закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа; 7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы утверждения схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.
Ст.8 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. Также ст.18 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Также, согласно Приказу Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года №244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», на картах в утверждаемой части проекта генерального плана соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Как следует из материалов дела, помощником прокурора Дзун-Хемчикского района Куулар Ч.Б. составлена справка о том, что проверкой прокуратуры района установлен факт бездействия администрации муниципального района «Дзун-Хемчикского кожууна РТ» по устранению очередности в дошкольные образовательные учреждения в течение длительного времени, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц. Так, на территории Дзун-Хемчикского района насчитывается 2677 детей от 0 до 7 лет. Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в районе всего 1849. Из 17 дошкольных общеобразовательных учреждений перегрузки сверх нормы зафиксированы в 6 учреждениях (МБДОУ детский сад «Чечена» г.Чадан - посещают 263 при нормативе 130 детей, МБДОУ детский сад «Родничок» г.Чадан посещают 149 при нормативе 145 детей, МАДОУ детский сад «Хээлер» г.Чадан посещают 179 при нормативе 170 детей, МАДОУ детский сад «Малышок» г.Чадан посещают 166 при нормативе 155 детей, МБДОУ детский сад «Хунчугеш» с.Хайыракан посещают 110 при нормативе 85 детей, МБДОУ детский сад с.Шеми посещают 113 при нормативе 95 детей, МБДОУ детский сад «Херел» с.Хондергей посещают 112 при нормативе 100 детей). По состоянию на 1 февраля 2024 года в АИС «Комплектование» на очереди в дошкольные образовательные учреждения района состоят 478 детей, из них льготная категория – 215, что показывает необходимость строительства новых детских садов.
18 января 2024 года прокуратурой района направлено требование начальнику Управления образования администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» на предоставление сведений о количестве детей, находящихся в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, в том числе на льготное предоставление, в г.Чадан и по муниципальному району за 2021-2023гг., а также о количестве детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Согласно ответу на требование прокурора от 24 января 2024 года №171, количество детей, находящихся в очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, в 2021 году 645, в 2022 году 591, в 2023 году 483. Количество детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение всего 1849.
30 октября 2023 года прокурором района направлено представление начальнику Управления образования администрации Дзун-Хемчикского района РТ Куулар А.Б. с требованием принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.
Согласно ответу на представление от 6 ноября 2023 года №487 Управлением образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна принимаются меры по ликвидации очереди в детские сады г.Чадана, неоднократно направлялись в адрес Министерства образования РТ, Правительству РТ заявления и ходатайства на строительство детского сада на 280 мест на территории г.Чадан.
Также к ответу на представление приобщили паспорт долгосрочного плана развития сельской агломерации с опорным населенным пунктом Дзун-Хемчикского района, одним из целей которого является создание условий для предоставления качественного, общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в Дзун-Хемчикском кожууне.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 2 февраля 2024 года, администрация муниципального района «Дзун-Хемчиксий кожуун Республики Тыва» осуществляет деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
Таким образом, поскольку, доводы, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение, соответственно, требования прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» об обязании принять меры по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним на территории Дзун-Хемчикского района подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о сроке устранения ответчиком, выявленных нарушений, суд приходит к выводу о том, что для выполнения мероприятий указанный истцом срок недостаточен, в виду чего устанавливает срок устранения нарушений путем строительства новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним в течение трёх лет со дня вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» об обязании принять меры по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним на территории Дзун-Хемчикского района, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» принять меры по строительству новых дошкольных учреждений и (или) пристроек к ним на территории Дзун-Хемчикского района в течение трёх лет со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Судья подпись Р.А. Доржу
Копия верна, судья:______________________Р.А. Доржу