Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-191/2021 (2-3593/2020;) ~ М-3000/2020 от 04.09.2020

Дело

УИД 44RS0-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года                             <адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области о включении периодов работы в страховой и специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Решением ответчика от <дата> в досрочном назначении страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом ответчик не включил в страховой и специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца период его работы в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР в должности врача-интерна с <дата> по <дата> по причине того, что печать в трудовой книжке читается частично, даты приказов о приеме и увольнении не соответствуют датам приема и увольнения. Кроме того, пенсионный орган не включил в специальный стаж периоды его работы в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» в должности врача-невролога неврологического отделения с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в связи с отсутствием полной ставки в эти периоды работы; а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и периоды командировок с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>. С таким решением он не согласен, поскольку, окончив в 1989 году Ярославский государственный медицинский институт, по распределению он был направлен для прохождения интернатуры в Клиническую психиатрическую больницу МЗ УзССР, где проработал врачом-интерном с <дата> по <дата>. Указанный период его работы подтверждается записями в трудовой книжке и в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от <дата> подлежит включению в страховой и специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца. Наличие каких-либо неточностей при внесении записей в его трудовую книжку не может служить основанием для отказа в зачете указанных периодов в страховой и специальный стаж, в противном случае его конституционное право на пенсионное обеспечение будет существенно ущемлено, поскольку в эти периоды он занимался лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Исключение из специального стажа периодов работы в связи с не выработкой полной ставки также полагает неправомерным, поскольку в силу положений статьи 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю, при этом в соответствии с региональным отраслевым соглашением на 2003-2005 годы, заключенным между департаментом здравоохранения Костромской области, управлением здравоохранения мэрии города Костромы и Костромской областной организацией профсоюза работников здравоохранения, срок действия которого впоследствии был продлен до <дата>, нормальная продолжительность рабочего времени для медицинских работников установлена не более 37,5 часов в неделю. Эта норма рабочего времени им в спорные периоды отработана в полном объеме, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ перечислялись работодателем за него, исходя из его заработной платы, выплачиваемой ему за полную ставку врача. Не согласен и с решением пенсионного органа в части исключения из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, поскольку в указанные периоды за ним сохранялось место работы и средняя заработная плата, работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Более того, периодическое повышение квалификации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием является обязательным. С учетом изложенного просит решение Управления Пенсионного фонда в <адрес> от <дата> об исключении из специального стажа периодов работы и об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости признать незаконным и отменить; включить в страховой и специальный стаж период работы в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР в должности врача интерна с <дата> (пр. 87 от <дата>) по <дата> (пр. 52 от <дата>) в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца; включить в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периоды: с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и периоды командировок с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>; обязать ответчика принять решение о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с <дата>.

В процессе рассмотрения дела ФИО3 исковые требования уточнил, в окончательном варианте просил обязать ответчика включить в страховой и специальный стаж период работы в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР в должности врача интерна с <дата> по <дата> в календарном исчислении; обязать ответчика включить в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периоды: с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и периоды командировок с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.

В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель адвокат ФИО9 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от <дата> .

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 названного Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В силу части 4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО2 от <дата> «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата>.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 в 1989 году закончил Ярославский государственный медицинский институт по специальности лечебное дело с присвоением квалификации врача, о чем свидетельствует диплом об образовании.

Как следует из записей в трудовой книжке истца, с <дата> по <дата> он работал врачом-интерном в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР; с <дата> по <дата> – врачом-психиатром-наркологом в Красносельской ЦРБ; с <дата> по <дата> врачом-невропатологом поликлиники взрослых в Первой городской больнице <адрес>; с <дата> по <дата> – врачом-неврологом поликлиники взрослых в Первой городской больнице <адрес>; с <дата> по <дата> – врачом-неврологом приемного отделения в Первой городской больнице <адрес>; с <дата> по <дата> – врачом-неврологом терапевтического отделения в Первой городской больнице <адрес>; с <дата> по <дата> – врачом-неврологом поликлиники взрослых в Первой городской больнице <адрес>; с <дата> по <дата> – врачом-неврологом поликлиники взрослых в Первой городской больнице <адрес>; с <дата> по <дата> – врачом неврологом неврологического отделения в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. ФИО6»; с <дата> по настоящее время – врачом-неврологом консультативной поликлиники в «Костромская областная клиническая больница им. ФИО6».

<дата> ФИО3, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от <дата> истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы. При этом специальный стаж ФИО3 в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения определен пенсионным органом в 24 года 4 месяца 9 дней, страховой стаж – 28 лет 6 месяцев 26 дней.

Из указанного решения следует, что период работы ФИО3 в должности врача-психиатра-нарколога в Красносельской ЦРБ с <дата> по <дата> включен в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца за работу в сельской местности, остальные периоды работы учтены в календарном исчислении. При этом в страховой и специальный стаж (как в календарном, так и в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца за работу в сельской местности) истца не включен период его работы в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР в должности врача-интерна с <дата> по <дата>. Кроме того, в специальный стаж истца не включены периоды работы в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. ФИО6» в должности врача-невролога с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, периоды командировок с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы <дата>, <дата>, <дата>-<дата>, <дата>, <дата> (не включены в страховой и специальный стаж).

Разрешая требования истца о включении в страховой и специальный стаж периоды его работы в должности врача-интерна в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР, суд учитывает следующее.

Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 №44, утв. Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г., Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.) интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств – участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года).

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года, подписанного Российской Федерацией и Республикой Узбекистан для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.

Согласно Решению Экономического Суда СНГ N 01-1/6-04 (принято в городе Минске 07 апреля 2005 года) в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

В соответствии с разъяснениями, данными в параграфах 2 и 3 Распоряжения Правления ПФР от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР» необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории РФ без легализации. Для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ (ст. 6 Соглашения). При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В силу статьи 11 Соглашения от 13 марта 1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период в данное Соглашение не вносилось.

Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды подтверждаются документами, оформленными на бумажном носителе либо в форме электронного документа (пункты 8, 9 Правил).

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).

Из трудовой книжки ФИО3 следует, что с <дата> он был принят на работу на должность врача-интерна в Клиническую психиатрическую больницу МЗ УзССР, <дата> уволен в связи с окончанием интернатуры.

Данные записи в трудовой книжке содержат ссылки на основания их внесения, удостоверены подписью ответственного лица и печатью организации.

Само по себе несоответствие даты распорядительных документов о приеме и увольнении датам приема и увольнения, а также плохая читаемость печати, заверяющей запись о работе, не может являться достаточным основанием для лишения работника прав на пенсионное обеспечение.

Согласно пункту 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Аналогичные положения предусматриваются пунктом 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225.

Следовательно, законодателем во всякий период времени обязанность по ведению трудовых книжек работников, в том числе по внесению сведений о работнике, выполняемой им работе, об увольнении работника и надлежащее ее заполнение возлагалась на работодателя, оформление записей в трудовой книжке с отступлением от правил не должно отрицательно сказываться на пенсионных правах работника.

Более того, факт работы ФИО3 в спорный период в должности врача-интерна в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР подтвержден показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля Свидетель №1, согласно которым с августа 1989 по август 1990 Свидетель №1 работал врачом-интерном в указанной больнице вместе с истцом, им был установлен следующий режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется. Доказательств, опровергающих пояснения истца, показания свидетеля и сведения, указанные в трудовой книжке, которые суд, в соответствии со статьями 55, 59 и 60 ГПК РФ считает допустимыми доказательствами по делу, не представлено.

Наименование должности истца как «врач» и наименование учреждения, в котором он работал «больница» соответствуют как Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), применяемому в отношении оценки спорного периода, так и Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, действующему в настоящее время.

При этом суд учитывает, что требований работы в условиях полной занятости на полную ставку в спорный период не имелось.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что сведения трудовой книжки являются надлежащим документом, подтверждающим страховой и специальный стаж истца в указанный спорный период.

Само по себе отсутствие ответа от компетентных органов Республики Узбекистан, на территории которой находится в настоящее время Клиническая психиатрическая больница, не может умалять право истца на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах суд полагает, что основания для исключения спорного периода работы истца с <дата> по <дата> в должности врача-интерна в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР из подсчета его страхового и специального стажа в календарном исчислении отсутствуют, и требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая требования ФИО3 о включении в специальный стаж в календарном исчислении периодов работы в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени ФИО6» в должности врача-невролога неврологического отделения с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, суд приходит к следующему.

Согласно статье 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников в соответствии со статьей 92 ТК РФ может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени.

Так, согласно статье 350 ТК РФ, для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 8 ТК РФ, работодатели, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В отрасли здравоохранения, начиная с 2003 года, заключались отраслевые соглашения между Департаментом здравоохранения <адрес> и <адрес> организацией профсоюза работников здравоохранения (на 2003-2005 годы, действие которого продлено до <дата>, на 2012-2014 годы, действие которого продлено до <дата>), обязательные для применения в отношении между теми работниками и работодателями, круг которых определен статьей 48 ТК РФ. В силу пункта 5.2. указанных выше соглашений нормальная продолжительность работников государственных учреждений здравоохранения не может превышать 40 часов, для медицинских работников – 37,5 часов в неделю.

Согласно статье 48 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) и действует всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

Суд приходит к выводу, что в силу положений статей 45, 46, 48 ТК РФ региональное отраслевое соглашение является нормативным актом, регулирующим трудовые отношения, и действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, входящими в объединение работодателей, заключившее это соглашение, или уполномочившими его на заключение соглашения, или присоединившимися к соглашению после его заключения, а установление соглашением нормы рабочего времени не более 37,5 часов в неделю действующему законодательству не противоречит.

Выполнение нормы рабочего времени является обязательным условием для включения периода, в течение которого протекала работа в соответствующих должности и учреждении, в специальный стаж. В спорные периоды соглашения о неполном рабочем времени между истцом и работодателем не заключалось, он работал на полную ставку, выполнял в полной мере свои должностные обязанности и нормы труда, получал полную заработную плату, соответствующую заработной плате установленной штатным расписанием на 1,0 ставку. Поскольку истец являлся медицинским работником государственного учреждения здравоохранения, нормальная продолжительность рабочего времени для него не могла превышать 37,5 часов в неделю. Данная норма рабочего времени в спорные периоды была отработана истцом в полном объеме.

Суд также учитывает, что ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. ФИО6», выдавая истцу справку, уточняющую занятость в соответствующих должностях, от <дата>, указало, что истец в спорные периоды занимал штатную должность, работал полный рабочий день, на 1 ставку.

Учитывая изложенное, периоды работы истца в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. ФИО6» в должности врача-невролога с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном исчислении.

Рассматривая требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках истец работал в медицинском учреждении на должностях, позволяющих включить период его работы в специальный страховой стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 187 ТК РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии с требованиями статьи 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Судом установлено, что ФИО3 направлялся на курсы повышения квалификации с отрывом от производства по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков истца.

Командировки истца являлись служебными, то есть осуществлялась также по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При нахождении на курсах повышения квалификации и в служебных командировках трудовые отношения с истцом не прекращались, за ним было сохранено рабочее место и средний заработок, за эти периоды отчислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Факт нахождения истца в спорные периоды на курсах повышения квалификации и служебных командировках и продолжительность указанных периодов ответчиком не оспаривается.

В этой связи, учитывая также и то, что на курсы повышения квалификации и в командировки ФИО3 был направлен работодателем с должности, работа в которой включена ответчиком в специальный стаж, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и периоды командировок с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, подлежат включению в специальный стаж истца.

В силу статьи 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения спорных периодов, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с <дата> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> включить в страховой и специальный стаж ФИО3 период работы в Клинической психиатрической больнице МЗ УзССР в должности врача-интерна с <дата> по <дата> в календарном исчислении как 1 год работы за 1 год.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> включить в стаж работы ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды:

- работы в ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. ФИО6» в должности врача-невролога с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;

- курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;

- командировок с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись

Копия верна. Судья: М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

2-191/2021 (2-3593/2020;) ~ М-3000/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов Евгений Викторович
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме Костромской области
Другие
Огнев Николай Васильевич
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
04.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2020Передача материалов судье
09.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Подготовка дела (собеседование)
29.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.12.2020Предварительное судебное заседание
13.01.2021Предварительное судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2022Дело оформлено
11.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее