Судья Низаева Е.Р.
Дело № 7-1268/2020 (12-599)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 31 августа 2020 г. в г. Перми жалобу защитника Администрации Чернушинского городского округа Слобожаниной Оксаны Александровны на постановление судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 6 июля 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чернушинского городского округа,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 6 июля 2020 г. (резолютивная часть постановление оглашена 3 июля 2020 г.) администрация Чернушинского городского округа (далее по тексту – Администрация Чернушинского ГО) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Слобожанина О.А. просит об отмене состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей районного суда не принято во внимание об образовании нового муниципального образования – Чернушинский городской округ и Администрация Чернушинского ГО приступила с исполнению исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения на территории Чернушинского ГО с 1 января 2020 г. Для проведения ремонта объекта культурного наследия требует разрешение на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия. Разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проведение государственной экспертизы проектной документации и проведение самих ремонтных работ в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ требует соответствующего финансирования. В связи с тем, что Администрация Чернушинского ГО приступила с исполнению полномочий с 1 января 2020 г., денежные средства на проведение ремонтных работ не были заложены, а использование бюджетных средств, не предусмотренных на проведение указанных работ, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств. Судьей районного суда также не принято во внимание, что для проведения работ необходимо охранное обязательство, которое в адрес Администрации Чернушинского ГО не поступало и при передаче имущества и документов не передавалось. Администрации Чернушинского ГО не выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, сроки для устранения нарушений администрации Чернушинского ГО не устанавливались. Считает квалификацию административного правонарушения по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ незаконной и необоснованной и считает необходимым квалифицировать действия по части 3 статьи 7.13 КоАП РФ. Судьей не приняты во внимание доводы о том, что Администрация Чернушинского ГО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ ранее не привлекалась. Считает, что имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица, представитель административного органа, извещенные надлежащим образом, участия в судебном заседании в краевом суде не принимали.
Защитник Слобожанина О.А. настаивала на доводах жалобы, кроме того указала на наличие оснований для применения положений части 2 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г.).
На основании абзаца первого статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно пункту 1 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Из материалов дела следует, что "Мемориальный ансамбль землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны: памятник Войну-освободителю, памятник войнам-танкистам, "Стена памяти" расположен по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Победы и является объектом культурного наследия, включенным в список Распоряжением губернатора Пермской области № 713-р от 5 декабря 2000 г. "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения".
Администрация Чернушинского ГО является собственником объекта культурного наследия.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края № СЭД-55-01-05-350 от 23 ноября 2017 г. установлены границы территории объекта культурного наследия, режим использования территории, предмет охраны объекта культурного наследия.
Охранное обязательство на объект культурного наследия утверждено приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского № СЭД-55-01-05-470 от 11 сентября 2018 г. и получено собственником 23 октября 2018 г.
В акте осмотра по результатам проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия (являющегося произведением монументального искусства, мемориальным сооружением) № 5 от 24 марта 2020 г. зафиксированы обнаруженные на объекте многочисленные трещины, сколы, отсутствие керамогранитной плитки покрытия, локальное отпадение керамогранитной плитки, множественные трещины плиток на всем постаменте, разрушение, загрязнение поверхности бетонных плиток, фрагментарное шелушение красочного слоя кирпичной мемориальной стены, трещины красочного слоя, значительное осыпание красочного слоя бетонной скульптуры Война. В акте № 6 также зафиксировано фрагментарное отсутствие плитки железобетонного постамента, трещины на плитке постамента.
По результатам проверки выявлено длительное бездействие Администрации Чернушинского ГО, выразившегося в отсутствии предпринимаемых мер по сохранению объекта культурного наследия "Мемориальный ансамбль землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны: памятник Войну-освободителю, памятник войнам-танкистам, "Стена памяти" (Пермский край, г. Чернушка, ул. Победы) в период с 2014 г., работы по сохранению объекта культурного наследия не проводились. Администрацией Чернушинского ГО не выполнялись условия охранного обязательства.
Тем самым, Учреждение не соблюдало требования пункты 1, 2 статьи 47.2, подпункт 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Судья районного суда, признавая Администрацию Чернушинского ГО виновной в совершении вменяемого административного правонарушения, правомерно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Доказательства, имеющиеся в деле подтверждают тот факт, что Администрация Чернушинского ГО, являющаяся собственником объектов культурного наследия ненадлежащим образом исполняла требования Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. в части содержания объекта культурного наследия.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела об административном правонарушении документами: протоколом об административном правонарушении от 14 мая 2020 г., выпиской из ЕГРН на объект недвижимости, актами осмотра по результатам проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия (являющегося произведением монументального искусства, мемориальным сооружением) № 5 и № 6 от 24 марта 2020 г., охранным обязательством собственника или иного законного владельца, приказом № СЭД-55-01-05-350 от 23 ноября 2017 г. и иными доказательствами.
Выводы судьи районного суда основаны на полно, всесторонне, объективно исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Оснований для иной оценки установленных судьей районного суда обстоятельств не усматриваю.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Администрации Чернушинского ГО имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по недопущению нарушения действующего законодательства, автором жалобы не представлено.
Доводы жалобы защитника о том, что Администрации Чернушинского ГО приступила к полномочиям с 1 января 2020 г. не являются основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку частью 1 статьи 3 Закона Пермского края № 357-ПК от 23 февраля 2019 г. "Об образовании нового муниципального образования Чернушинский городской округ" органы местного самоуправления Чернушинского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Чернушинского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств были предметом рассмотрения судьи районного суда, которые обоснованно отклонены.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, а также установленных судьей районного суда обстоятельств дела, оснований для которой не усматриваю.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Доводы о том, что для проведения работ необходимо охранное обязательство, которое в адрес Администрации Чернушинского ГО не поступало и при передаче имущества и документов не передавалось являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
Доводы защитника о том, что Администрации Чернушинского ГО не выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, сроки для устранения нарушений администрации Чернушинского ГО не устанавливались не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения и не является основанием для отмены постановления судьи районного суда и освобождения от административной ответственности привлекаемого.
Доводы защитника о неверной квалификации вмененного административного правонарушения по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ обоснованно отклонены судьей районного суда. Оснований для иной оценки не усматриваю.
Доводы автора жалобы о малозначительности административного правонарушения повторяют позицию защитника при рассмотрении дела судьей районного суда. Судьей районного суда доводы о малозначительности совершенного административного правонарушения рассмотрены и обоснованно отклонены.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Допущенное административное правонарушение является формальным, не требует обязательного наступления вредных последствий, нарушение посягает на установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в связи с пренебрежительным отношением к установленной действующим законодательством в области охраны объектов культурного наследия.
Исключительные обстоятельства, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать административное правонарушение малозначительным отсутствует.
Оснований для замены назначенного Администрации Чернушинского ГО административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, как ссылается защитник, не имеется.
Согласно частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на юридическое лицо административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Допущенное противоправное деяние нарушает установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных законодательством в области охраны объектов культурного наследия, представляющих ценность для многонационального народа Российской Федерации, равно как и в воспрепятствовании реализации конституционного права каждого на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.
Иных доводов, влекущих отмену вынесенного судьей районного суда постановления, жалоба защитника не содержит.
Постановление о привлечении Администрации Чернушинского ГО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Администрации Чернушинского ГО в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Чернушинского ГО допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 6 июля 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника Администрации Чернушинского городского округа Слобожаниной Оксаны Александровны - без удовлетворения.
Судья: подпись.