судья Хайрутдинова Ф.Г. дело № 12-1759/2022
№ 7-616/2022
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 25 ноября 2022 года
Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н., при помощнике судьи: Салиховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Волоховой А.Ю. по доверенности Максимова Д.В. на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Волоховой А.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Астрахани от 06 мая 2022 года Волохова А.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виду административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Волохова А.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить и производство по делу прекратить.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 04 октября 2022 года постановление начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Астрахани от 06 мая 2022 года оставлено без изменения, жалоба Волоховой А.Ю. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник Волоховой А.Ю. по доверенности Максимова Д.В. просил решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав защитника Волоховой А.Ю. по доверенности Максимова Д.В., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 6 названного закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 этого же закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, которые содержат аналогичные положения, закрепляющие обязанность гражданина не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые для регистрации документы.
Таким образом, по смыслу указанных норм гражданин РФ обязан в течение 7 дней обратиться за регистрацией в соответствующий орган только при смене места жительства. При этом постановка на учет по месту жительства впервые сменой места жительства не является.
Как следует из материалов дела, 06 мая 2022 года в 17 часов 15 минут Волохова А.Ю. обратилась в отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Астрахани для постановки на регистрационный учет по месту пребывания, которая с 31 марта 2022 года по 04 мая 2022 года гражданка Волохова А.Ю. проживала без регистрации по месту пребывания, чем нарушила статью 5 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1от 25 июня 1993 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом ОВМ УМВД России по г.Астрахани в отношении Волоховой А.Ю. протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В вину Волоховой А.Ю. вменено нарушение статьи 5 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1от 25 июня 1993 года, в соответствии с которой регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Признавая постановление должностного лица от 06 мая 2022 года законным и обоснованным, судья районного суда указал, что действия Волоховой А.Ю. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако решение судьи районного суда не может быть признано законным в силу следующего.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению, в числе прочего, подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют проживание или пребывание гражданина без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 регламентирует регистрацию гражданина Российской по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение, которая к рассматриваемым правоотношениям не применима, поскольку из представленного материала об административном правонарушении в отношении Волоховой А.Ю. следует, что Волохова А.Ю. проживала без регистрации по месту пребывания в период с 31 марта 2022 года по 04 мая 2022 года (35 дней), что составляет менее 90 дней.
Таким образом, при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае: отсутствия события административного правонарушения; при отсутствии состава административного правонарушения и др.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлено наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренного статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то суд принимает решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Астрахани от 06 мая 2022 года и решение Кировского районного суда г.Астрахани от 04 октября 2022 года, вынесенные в отношения Волоховой А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 19.15.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12 - 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░