Дело № 5-750/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 марта 2021 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Цыкалова Н.А., при секретаре Цереновой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гиляндикова Николая Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, проживающего по адресу: <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
10 февраля 2021 г. начальником отделения по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Элисте Нидеевым Б.А. в отношении Гиляндикова Н.С. составлен протокол серии 08 РК № 011601 об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Как следует из протокола серии 08 РК № 011601 об административном правонарушении 23 января 2021 г. в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут Гиляндиков Н.С. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга без согласования с Администрацией г. Элисты на территории культурного комплекса «Пагода Семи Дней», расположенной на площади Ленина г. Элисты Республики Калмыкия, которое согласно описанию границ территорий, определенных в приложении к Постановлению Мэрии г. Элисты от 13 сентября 2004 г. № 1674 относится к территории непосредственно прилегающей к зданию Арбитражного суда Республики Калмыкия, на которой проведение публичных мероприятий запрещено. Таким образом, Гиляндиков Н.С. повторно в течение года совершил правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Гиляндиков Н.С. вину признал, не оспаривал факт участия в публичном мероприятии в форме митинга 23 января 2021 г. в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут.
Представитель Управления МВД России по г. Элисте Нидеев Б.А. в судебном заседании просил суд привлечь Гилядникова Н.С. к административной ответственности по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав настоящее дело об административном правонарушении, дело № 5-1/2020 об административном правонарушении, допросив свидетеля, обозрев СD-диск с видеозаписью, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела № 5-1/2020 об административном правонарушении и установлено судом при его рассмотрении 1 октября 2019 г. с 12 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. Гиляндиков Н.С. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованного с Администрацией г. Элисты, в неустановленном месте – на территории Культурного комплекса «Пагода Семи дней», расположенного на площади Ленина г. Элисты, в нарушение статей 7, 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Гиляндиков Н.С., являясь участником митинга, не выполнил законное требование сотрудника полиции покинуть место проведения митинга, проводимого без согласования с Администрацией г. Элисты, принял активное участие в нём. Постановлением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 января 2020 г. с учётом определения от 5 февраля 2020 г. об устранении описки Гиляндиков Н.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 18 марта 2020 г. постановление Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 января 2020 г. оставлено без изменения. Указанные судебные акты вступили в законную силу 18 марта 2020 г.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторным является административное правонарушение, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» указано, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 и части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторным является совершение любого из предусмотренных частями 1 - 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ административных правонарушений в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного кодекса.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
То есть до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 января 2020 г., исчисляемого со дня вступления его в законную силу, Гиляндиков Н.С. является подвергнутым наказанию, предусмотренному частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон о публичных мероприятиях, Федеральный закон № 54-ФЗ).
В статье 2 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ). Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. № 1618-О, от 24 октября 2013г. № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Закона о публичных мероприятиях.
Так, в соответствии со статьёй 6 Закона о публичных мероприятиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Участники публичного мероприятия имеют право, в частности использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях участники публичных мероприятий не вправе находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях (пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом о публичных мероприятиях предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (пункт 1 части 4 статьи 5).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона о публичных мероприятиях порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г. № 385-IV-3 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в местную администрацию муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 названной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 марта 2013 г. № 110 утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Калмыкия, в соответствии с которым местом проведения публичных мероприятий на территории города Элисты определена Площадь Победы, расположенная по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, парк «Дружба».
Культурный комплекс «Пагода Семи дней» к местам проведения публичных мероприятий на территории города Элисты не отнесён. Статьей 2 Положения о культурном комплексе «Пагода Семи дней», утверждённого Постановлением Мэрии г. Элисты от 9 апреля 2007 г. № 860, определён исчерпывающий перечень видов деятельности, предусмотренных на территории культурного комплекса, среди которых проведение каких-либо публичных мероприятий, установленных законом, не предусмотрено. Более того, статьёй 3.1 Положения о культурном комплексе «Пагода Семи дней» установлен запрет на территории культурного комплекса любой деятельности, если она противоречит целям создания охраняемой территории. Кроме того, в соответствии с постановлением Мэрии г. Элисты от 13 сентября 2004 г. № 1674 «О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено», на территории площади Ленина, неотъемлемой частью которой является культурный комплекс «Пагода Семи дней», непосредственно прилагающей к зданию Арбитражного суда Республики Калмыкия (ул. Пушкина, 9), проведение публичных мероприятий запрещается.
В судебном заседании установлено, что 23 января 2021 г. на территории Культурного комплекса «Пагода Семи дней», расположенного на площади Ленина г. Элисты, проведено публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное с Администрацией г. Элисты.
Как следует из материалов дела Гиляндиков Н.С., будучи привлечённым вступившим в законную силу 18 марта 2020 г. постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 января 2020 г. к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, 23 января 2021 г. с 14 часов 30 минут до 15 часов 30 минут принял участие в несогласованном органами исполнительной власти публичном мероприятии – митинге на территории культурного комплекса «Пагода Семи дней», расположенного на площади Ленина г. Элисты, прилегающего к зданию Арбитражного суда Республики Калмыкия, на которой проведение публичных мероприятий запрещено, чем нарушил пункт 3 части 2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении серии 08РК № 011601 от 10 февраля 2021 г., обозренной на СД-диске видеозаписью, информационным письмом Администрации г. Элисты от 22 января 2021 г., рапортом заместителя начальника ЦПЭ МВД по РК от 28 января 2021 г., рапортом начальника ОИАЗ Управления МВД по г. Элисте от 29 января 2021 г.
Так, в соответствии с информационным письмом Администрации г. Элисты от 22 января 2021 г. по состоянию на 22 января 2021 г. уведомления о проведении на территории г. Элисты публичных мероприятий не поступали.
Рапортами заместителя начальника ЦПЭ МВД по РК от 28 января 2021 г., начальника ОИАЗ Управления МВД по г. Элисте от 29 января 2021 г. подтверждается, что Гилядников Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен среди лиц, которые принимали участие в несогласованных мероприятиях 23 января 2021 г. на Пагоме Семи дней г. Элисты.
Кроме того допрошенный в качестве свидетеля ФИО1, занимающий должность муниципальной службы эксперт-консультанта юридического отдела Администрации г. Элисты, назначенный распоряжением Главы Администрации г. Элисты № 157 - р от 17 сентября 2020 г. уполномоченным представителем Администрации г. Элисты при проведении гражданами Российской Федерации, политическими партиями, другими общественными объединениями публичных мероприятий, показал, что 23 января 2021 г. на основании информации, полученной от органов внутренних дел, ему стало известно о проведении несогласованного публичного мероприятия в форме митинга на территории культурного комплекса «Пагода Семи дней», расположенного на площади Ленина г. Элисты. Примерно в 14 часов 00 минут он прошёл к месту проведения митинга и, как представитель муниципального органа, сообщил участникам митинга о том, что данное публичное мероприятие не согласовано с Администрацией г. Элисты, выдвинув требование о прекращении противоправных действиях. Также сотрудники полиции ставили в известность граждан, что митинг не согласован в установленном законном порядке, просили граждан покинуть место проведения митинга, проводимого без согласования с Администрацией г. Элисты.
Указанное согласуется в обозренной в судебном заседании видеозаписью.
Вышеприведенные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, не находятся в существенном противоречии между собой, последовательны, дополняют друг друга и конкретизируют обстоятельства административного правонарушения. Каких-либо существенных нарушений закона, влекущих исключение доказательств, суд не усматривает.
Таким образом, при наличии признака повторности совершения противоправного деяния в действиях Гиляндикова Н.С., его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Так, из материалов настоящего дела следует, что ранее постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия № 5-623/2019 от 26 декабря 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 февраля 2020 г., Гиляндиков Н.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 20 часов.
Изучением личности Гиляндикова Н.С. установлено, что он официально не трудоустроен, состоит в браке, имеет двоих несовершеннолетних детей.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является признание вины.
С учётом указанных обстоятельств, личности виновного, его семейного, имущественного положения, отсутствия постоянного дохода, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, суд считает необходимым назначить Гиляндикову Н.С. административное наказание в виде обязательных работ на срок 40 (двадцать) часов.
Руководствуясь статьями 29.4 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Гиляндикова Николая Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде обязательных работ на срок 40 (сорок) часов.
Контроль за исполнением административного наказания в виде обязательных работ возложить на службу судебных приставов Элистинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.
Возложить на Гиляндикова Николая Сергеевича обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он будет отбывать обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для него объекте в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.
Разъяснить, что в соответствии с частью 12 статьи 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях видеозаписи подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья: Цыкалова Н.А.
Постановление Элистинского городского суда республики Калмыкия от 19 марта 2021 г. изготовлено в окончательной форме 19 марта 2021 г.