Дело № 2-3764/2022
УИД: 51RS0002-01-2022-004769-27
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2022 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Пановой М.Г.,
при секретаре Малофеевой Ю.Н.,
с участием:
истца Ладкиной Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ладкиной Г.М. к Военному комиссариату Мурманской области о признании права на возмещение расходов на погребение и установку памятника за счет средств Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ладкина Г.М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Мурманской области о признании права на возмещение расходов на погребение и установку памятника за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что мать истца – ФИО1 относилась к категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей в период Великой отечественной войны. *** ФИО1 умерла. В феврале 2022 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов на погребение и установку памятника за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
*** ответчик отказал в возмещении расходов, указав, что действующим законодательством это не предусмотрено.
Не согласившись с отказом ответчика, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, в котором просит суд признать право на возмещение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации расходов на оказание услуг по погребению, изготовлению и установке памятника ФИО1 в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Истец Ладкина Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик – представитель Военного комиссариата Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, *** года рождения, имела статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), и право на льготы на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны».
*** ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти *** №***, актовая запись №*** от ***, составленная Отделом ЗАГС администрации города Мурманска.
В феврале 2022 г. Ладкина Г.М., являясь *** умершей ФИО1, обратилась в Военный комиссариат Мурманской области с заявлением о возмещении расходов на погребение и установку памятника за счет средств Министерства обороны Российской Федерации
В письме Военного комиссариата Мурманской области от *** Ладкиной Г.М. даны разъяснения о том, что оплата расходов на изготовление и установку надгробного памятника не может быть ей произведена, так как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей не включены в перечень лиц, на которых распространяется государственная гарантия по увековечению памяти погибших защитников Отечества.
В исковом заявлении Ладкина Г.М., сославшись на положения Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», указывает, что возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», а также пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Суд полагает, что указанные доводы Ладкиной Г.М. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. №20 разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), в статье 1 которого предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона «О ветеранах» не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников. Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно приведенной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1, 2 статьи 24 данного закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена. В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Этими статьями не предусмотрена такая мера социальной поддержки, как возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, у лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не возникает. Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2017 г. №77-КГ17-12.
Таким образом, исковые требования Ладкиной Г.М. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░*** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░