Дело № 2-156/2024 (2-1181/2023) УИД 65RS0004-01-2023-001283-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Долинск 29 февраля 2024 г.
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Пенского В.А.,
с участием представителя истца Гусака В.Е., действующего на основании доверенности от 1 ноября 2023 г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний Шуашпаевой Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску ФИО17, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО18 к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», администрации муниципального образования городской округ «Долинский», ФИО19 о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО20 действуя в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО21 обратилась в Долинский городской суд с иском к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», администрации муниципального образования городской округ «Долинский» о признании право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, по тем основаниям, что указанное жилое помещение в 2003 г. было предоставлено истице как работнику ООО «Углезаводское ЖБИ».
Ранее дом <адрес> имел статус «общежития», жилые помещения в котором предоставлялись работникам завода.
Впоследствии общежитие было передано в муниципальную собственность. На заявление о заключении договора социального найма ответчиком истцу отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие законность вселения в жилое помещение.
Определением судьи от 25 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен ФИО22
Определением суда от 14 февраля 2024 г. (протокольным) ФИО23., статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, изменен на соответчика, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО24
Истец ФИО25 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просила.
Представитель истца ФИО26 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители администрации муниципального образования городской округ «Долинский», комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», соответчики ФИО27. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, возражений относительно исковых требований, не направили.
Соответчик ФИО28 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом путем направления судебной повестки по месту жительства и регистрации, за получением повестки в отделение почтовой связи не явилась, уклонившись тем самым от ее получения.
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным выше адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Согласно п. 67 указанного Постановления Пленума юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В соответствии с п. 68 постановления Пленума, ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах, суд считает, что соответчик извещена о дате рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьями 4-7, 10 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения истца в жилое помещение) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (статья10 Жилищного кодекса РСФСР).
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).
В соответствии со статьями 28-30, 40, 43, 47 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно статьям 109-110 Жилищного кодекса РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).
Судом установлено, что на момент вселения истца в квартиру № <адрес> здание имело статус «общежитие». Постановлением мэра МО Долинский район № 817 от 06 ноября 2003 г. здание общежития по адресу: село <адрес>, было принято от ОАО «УЗЖБИ» в муниципальную собственность и передано в доверительное управление ООО «Углезаводск». Решением собрания МО ГО «Долинский» № 331/23 от 26 мая 2011 г. жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, внесены в реестр объектов жилого фонда МО ГО «Долинский», то есть с них снят статус «общежитие».
Судом установлено, что ФИО29. с 4 апреля 2005 г. по 25 декабря 2005 г. работала в ООО «Углезаводские ЖБИ». Поскольку ФИО30. была признана нуждающейся в жилом помещении, в 2003 году ей, согласно справки директора ООО «Завод ЖБИ» было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>., куда он совместно с членами семьи (ФИО31. и Ордер на жилое помещение не выдавался. Фактически жилое помещение, расположенное по адресу: село <адрес>, является изолированной квартирой, с ванной и кухней. До настоящего времени истец с членами семьи проживают по месту регистрации, оплачивает коммунальные услуги и найм жилья, содержит жилое помещение и производят текущий ремонт.
Таким образом, судом установлено, что администрацией ООО «Углезаводские ЖБИ», в установленном на тот момент порядке, ФИО32. было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: село <адрес> куда она в 2003 году была вселена в качестве нанимателя. Поскольку ответчиками не предоставлено суду доказательств тому, что ФИО33. самовольно вселилась в спорное жилое помещение, суд считает установленным факт законного вселения истца в жилое помещение по адресу: село <адрес>
Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: село <адрес> было принято в ноябре 2003 года от ОАО «УЗЖБИ» в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу статьи 7 Вводного закона, указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и с проживавшими в нем гражданами должны были быть заключены договоры социального найма.
Из статьи 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключение договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и Жилищного кодекса Российской Федерации приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, ФИО34 фактически пользуется изолированной квартирой по адресу: село <адрес> с 2003 года.
С мая 2011 года жилое помещение по адресу: село <адрес> значится в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», то есть не относится к специализированному жилищному фонду, поскольку статус «общежитие» с жилого дома по адресу: село <адрес> снят, поэтому, в силу закона, к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения ФИО35 жилищного законодательства, она, как проживающая в общежитии, считалась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно статьи 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Поскольку ФИО36. в 2003 году на законных основаниях вселилась в жилое помещение по адресу: село <адрес>, предоставленное ей, как лицу, нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях социального найма, так как добросовестно вносит за это плату, она не может быть выселена без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ней и членом ее семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Сахалинская область, <адрес>, на условиях договора социального найма.
Суд также учитывает то, что ответчиками, в установленном законом порядке, ФИО37. не признавалась не приобретшей право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялись к ней и встречные требования о выселении.
Вместе с тем, поскольку, как установлено в судебном заседании соответчик ФИО38. в спорном жилом помещении не зарегистрирована, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к указанному соответчику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО39, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО41 к комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», администрации муниципального образования городской округ «Долинский», ФИО42, удовлетворить.
Признать за ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО43, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Сахалинская область, <адрес>
В удовлетворении исковых требований ФИО44, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО45 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Пенской
Мотивированное решение составлено 29 февраля 2024 г.