Судья Морева С.А.
Дело № 12-31/2022 «А» (№ 71-150/2022)
РЕШЕНИЕ
22 декабря 2022 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Гавриков И.В., рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Леоновой М.Ю., на постановление должностного лица административного органа от 28.09.2022, решение судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 09.11.2022, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леоновой М.Ю., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Октябрьскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Ч. от 28.09.2022 глава администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация МО «Октябрьский муниципальный район», Администрация) Леонова М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи районного суда от 09.11.2022 постановление должностного лица административного органа от 28.09.2022 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд Еврейской автономной области, глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леонова М.Ю. просит отменить названные выше постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.
Указывает, что постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям законности, поскольку в нём не отражены объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, не дана оценка его доводам о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, что является нарушением требований статей 1.6, 26.11, 29.10 КоАП РФ и свидетельствует о необъективном исследовании всех обстоятельств дела.
Устанавливая вину в совершении административного правонарушения, ни должностное лицо административного органа, ни суд не указали какие фактические действия необходимо было совершить должнику для исполнения требований исполнительного документа.
Считает, что ею предприняты все зависящие от неё меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Неисполнение требований судебного пристава-исполнителя обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием. Отсутствие денежных средств, дотационный статус Октябрьского района, наличие дефицита бюджета, обременение бюджетными обязательствами являются обстоятельствами, затрудняющими исполнение решения суда. Судебному приставу-исполнителю неоднократно направлялись документы, подтверждающие обращение главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» в компетентные органы о выделении бюджетных ассигнований для оборудования дошкольных образовательных учреждений устройствами молниезащиты, которые остались без удовлетворения.
Обращает внимание, что объективную сторону правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.15 КоАП РФ, составляет не длительность неисполнения судебного акта, а неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. В связи с этим считает, что судебным приставом-исполнителем с учётом возложенной на должника обязанности, предполагающей выделение из бюджета денежных средств, установлен заведомо неразумный срок.
Кроме того, не учтено, что определением районного суда от 07.11.2022 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31.12.2023.
Также полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
В судебное заседание глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леонова М.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что 03.06.2021 на основании исполнительного листа серия ФС № <...> (выдан Ленинским районным судом Еврейской автономной области 08.10.2020 по гражданскому делу № 2-125/2020 «А» на основании судебного акта от 27.08.2020, вступившего в законную силу 02.10.2020) начальником отделения - старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Октябрьскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Д. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № <...>.
Согласно исполнительному документу на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.06.2021 произвести финансирование муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад села «Родничок» села Амурзет», расположенного по адресу: ЕАО, <...>, для оборудования здания образовательного учреждения устройством молниезащиты.
Названным постановлением Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа 15.06.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора, установлен новый срок исполнения решения суда до 21.06.2021.
Вступившими в законную силу решениями судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 25.08.2021, 13.04.2022 и решениями судей суда Еврейской автономной области от 19.10.2021, 21.06.2022 соответственно установлено, что Администрации постановлениями судебного пристава-исполнителя неоднократно устанавливался срок для исполнения указанного исполнительного документа, постановлениями должностного лица административного органа от 30.06.2021 и 03.02.2022 Администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15, части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, соответственно, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
05.09.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения исполнительного документа, согласно которому установлен срок до 12.09.2022.
Согласно акту судебного пристава-исполнителя об обнаружении правонарушения от 22.09.2022 установлено, что 13.09.2022 в 09 часов 00 минут в с. Амурзет Октябрьского района ЕАО главой администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леоновой М.Ю. не исполнены содержащиеся в указанном выше исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
По данному факту судебным приставом-исполнителем 22.09.2022 в отношении главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леоновой М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Леоновой М.Ю. постановлением должностного лица административного органа от 28.09.2022, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу части 4 статьи 49 указанного федерального закона должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
Должником по указанному выше исполнительному документу является администрация МО «Октябрьский муниципальный район».
Вступившими в законную силу решениями судьи Ленинского районного и судьи Еврейской автономной области от 25.08.2021, 19.10.2021 соответственно установлено, что Администрация 22.06.2021 не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 21.06.2021, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 15.06.2021 постановления о взыскании исполнительского сбора, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за которое привлечена к административной ответственности на основании постановления должностного лица от 30.06.2021. Исходя из объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, событие данного административного правонарушения наступило 22.06.2021.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи.
В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, несмотря на то обстоятельство, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения не тождественна вине соответствующего физического лица, виновность юридического лица так или иначе является следствием виновности его должностных лиц (работников). Вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих физических лиц, действующих от его имени и допустивших правонарушение (постановления от 17.01.2013 № 1, от 25.02.2014 № 4-П и от 14.04.2020 № 17-П).
При этом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 14.04.2020 № 17-П, определяя пределы, в которых несет административную ответственность юридическое лицо, законодатель хотя и не считает вину юридического лица тождественной вине лица физического или совокупной виновности нескольких физических лиц, тем не менее признает наличие связи между привлечением к административной ответственности юридического лица и виновными действиями (бездействием) физического лица, тем более что конечной целью наказания юридического лица со всей очевидностью является воздействие на волю и сознание связанных с ним физических лиц, с тем, чтобы добиться частной превенции административных правонарушений.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае глава администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леонова М.Ю. может нести административную ответственность только за те административные правонарушения, которые совершены юридическим лицом - Администрацией.
Таким образом, Леонова М.Ю. как должностное лицо могла быть привлечена к административной ответственности в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, по части 1 статьи 17.15 КоАП, за которое привлечена была Администрация на основании постановления должностного лица административного органа от 30.06.2021, то есть за неисполнение 22.06.2021 содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 21.06.2021, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 15.06.2021 постановления о взыскании исполнительского сбора.
Срок давности привлечения главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леоновой М.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований в срок до 21.06.2021 истёк 22.06.2022.
05.09.2022 судебный пристав-исполнитель выносит постановление о назначении нового срока исполнения указанного выше исполнительного документа и устанавливает срок исполнения требований до 12.09.2022, из установочной части которого следует, что 15.06.2021 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 26). Из постановления судебного пристава-исполнителя от 15.06.2021 следует, что им был взыскан с должника исполнительский сбор и установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в указанном выше исполнительном документе до 21.06.2021 (л.д. 25).
Учитывая, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, наступило 22.06.2021, привлечение Леоновой М.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение 13.09.2022 содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 12.09.2022, установленный судебным приставом-исполнителем на основании постановления от 05.09.2022, нельзя признать законным, поскольку срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, уже был ранее установлен постановлением от 15.06.2021, до 21.06.2021, срок давности привлечения к ответственности за неисполнение которого истёк 22.06.2022.
Из вступивших в законную силу решений судьи Ленинского районного суда и судьи суда Еврейской автономной области от 13.04.2022, 21.06.2022 соответственно следует, что Администрация за неисполнение содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, на основании постановления должностного лица от 03.02.2022.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вменённого Леоновой М.Ю., отсутствует.
Названные выше обстоятельства не отвечают установленным статьёй 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица административного органа от 28.09.2022 и решение судьи районного суда вынесены без учета указанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 28.09.2022 и решение судьи районного суда от 09.11.2022, вынесенные в отношении главы администрации МО «Октябрьский муниципальный район» Леоновой М.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Ч. от 28.09.2022 по делу № 218/22/27034-АП, решение судьи Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 09.11.2022, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леоновой М.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Жалобу главы администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области Леоновой М.Ю. считать удовлетворённой.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.В. Гавриков