Судья: Минина О.С. № 33-10158/2023
(№ 2-3156/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 31 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Шельпук О.С.,
судей Маликовой Т.А., Кривошеевой Е.В.,
при секретаре Отрощенко К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО ЭкоСтройРесурс к Григорьеву М.М. о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., лиц, участвующих при рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с вышеуказанным иском к Григорьеву М.М. с требованиями о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
В обоснование заявленных требований истец указал следующие обстоятельства.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором. Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641». Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 г., а также опубликовано 25 декабря 2018 г. в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018 г.
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
Должник является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Общая площадь объекта недвижимости составляет – <данные изъяты> кв. м.
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной выпи формуле, выглядит следующим образом:
1197 руб. 97 коп. = 264,1 кв.м, х 0,091 м3/год /12 мес. х 598,16 руб./м3
1197 руб. 97 коп. - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
264,1 м2 - общая площадь жилого помещения; 0,091 м3/год- норматив накопления тверды: коммунальных отходов;
598,16 руб./м3 - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
12- количество месяцев в году;
Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет: 1197,97 рублей.
С 01.01.2019 г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В адрес ответчика региональным оператором направлены платежные документы на оплату оказанных услуг с указанием ФИО ответчика, адреса регистрации, суммы задолженности, периода просрочки оплаты, номера лицевого счета, реквизитов для оплаты. По своему содержанию направленные ответчику платежные документы являются письменным требованием, адресованным ответчику об устранении нарушений исполнения обязательства, то есть претензией. Таким образом, направление ответчику платежных документов (квитанций) является доказательством соблюдения Региональным оператором досудебного порядка урегулирования спора.
Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг не исполнено должником, в связи с чем, на дату обращения в суд размер задолженности, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 50 руб. 74 коп. за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г.
Расчет суммы задолженности:
1 197 руб. 697коп. (сумма в месяц) X 42 (количество месяцев) = 50314 (Сто десять тысяч двадцать шесть) руб. 74 коп.
ООО «ЭкоСтройРесурс» было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Григорьева М.М. в задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г. в размере 50 314 руб. 74 коп.
09.01.2023г. мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Григорьева М.М. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 в размере 50 314 руб. 74 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 855 рублей, который отменен 12.01.2023 г., по заявлению должника.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений, истец просил суд взыскать с Григорьева М.М. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 43 126 руб. 92 коп., за период с 01.07.2019 по 30.06.2022, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1494 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое ответчиком Григорьевым М.М. была принесена апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда по тем основаниям, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, по доводам жалобы.
Апелляционным определением от 29.08.2023г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца- Рамазанова Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик Григорьев М.М. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенных в письменных возражениях и дополнениям к ним.
Иные стороны, лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении»).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.5 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома, обязан его содержать, в том числе оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Пунктом 148 (36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такового помещения.
В соответствии с п. 9.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.07.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил № 354.
Министерством Энергетики и ЖКХ по Самарской области принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в собственности в соответствии с абз. 2 п. 148 (30) Правил 354.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).
ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию твердых коммунальных отходов и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 г. № 228, в редакции Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 02.072018 № 193.
Территориальная схема обращения с отходами Самарской области опубликована на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в сети интернет по адресу: http://www.minenergo.samregion.ru/roo/35266.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии пунктом 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок лицами с учетом установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Постановления Правительства Самарской области № 449 предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
В соответствии с пунктом 8.9. Постановления Правительства Самарской области № 449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничена, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, возлагается на органы местного самоуправления.
В пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации № 1156 и постановлении Правительства Самарской области № 449 указано, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Таким образом, обязанность по созданию мест (площадок) по сбору твердых коммунальных отходов возложена не на регионального оператора, а на орган местного самоуправления. Для создания мест накопления твердых коммунальных отходов, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованные лица вправе обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Кроме того, в соответствии с разделом 6 постановления Правительства Самарской области № 449 в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки накопление твердых коммунальных отходов может производиться децентрализованным способом на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
Договором о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами также предусмотрена возможность децентрализованного способа накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 21 договора децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов применяется на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в случае отсутствия специально обустроенной контейнерной площадки.
При этом, складирование ТКО с использованием децентрализованного способа, указанного в подпункте «в» пункта 11 Порядка накопления ТКО, осуществляется потребителями при отсутствии контейнеров и (или) бункера на соответствующей территории.
Места накопления ТКО при децентрализованном способе накопления ТКО в обязательном порядке должны быть согласованы с органами местного самоуправления с учетом санитарно-эпидемиологического законодательства, а сам по себе децентрализованный способ накопления не подразумевает вывоз ТКО от каждого домовладения, расположенного на территориях индивидуальной жилой застройки, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан.
В соответствии с п. 9 Порядка накопления ТКО, на потребителя возлагается обязанность осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО (контейнерных площадках), определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенным с Региональным оператором, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области.
Таким образом, Региональный оператор не наделен полномочиями по самостоятельному определению места накопления ТКО, потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО имеют возможность использовать все общедоступные контейнерные площадки для складирования ТКО.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
Григорьев М.М. с 28.01.2013г. является собственником объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г. присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. № 95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. № 1023, утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м, общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0,091 м3 в год.
Расчет стоимости оказываемых Региональным оператором услуг производится по формуле: Единица измерения (площадь объекта недвижимости) х годовой норматив накопления ТКО (0,091 м3) х предельный тариф (598,16 руб./м3) / 12 (количество месяцев в году).
Согласно вышеприведенной формуле расчета, сумма ежемесячной оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО для ответчика составляет 1197,97 руб.
Также установлено, что с 01.01.2019 г. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, т.е. фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
У ответчика образовалась задолженность, которая согласно представленному истцом расчету, за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г., составила 50 314,74 руб. (1 197,97 руб. (сумма в месяц) х 42 (количество месяцев).
ООО «ЭкоСтройРесурс» было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Григорьева М.М. задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022 г., в размере 50314,74 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> <адрес> вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с Григорьева М.М. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2022в размере 50 314 руб. 74 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 855 рублей, который был отменен 12.01.2023.
Допрошенный в качестве свидетеля в суде первой инстанции П. М.Л., показал, что им и ответчиком были составлены акты об отсутствии на территории поселка мусорной площадки, децентрализованный сбор мусора не осуществлялся, на территории поселка он фактически не проживает, а когда изредка приезжает, мусор вывозит с собой.
Согласно ведения Управления Роспотребнадзора по Самарской области, согласно которым, по требованию Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры специалистом управления 11.09.2023г. было принято участие в выездном обследовании контейнерной площадки для накопления ТКО в пос. <адрес>., <адрес>, организованном органами прокуратуры. В ходе осмотра места накопления ТКО, выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.3684-21, регулирующие вопросы содержания, накопления ТКО и вывоза коммунальных отходов.
Ответчик обращался с заявлением об устройстве контейнерной площадки на территории жилого массива <данные изъяты> (коттеджный <адрес> городок), согласно ответу Администрации <данные изъяты> внутригородского района г.о. Самара от 26.04.2023г. №/я№ ответчику было рекомендовано обратиться для ее устройства к уполномоченному представителю территории жилого массива <адрес> К. Р.А., Администрация <данные изъяты> внутригородского района г.о. Самара не наделана полномочиями на устройство контейнерной площадки для сбора и вывоза ТКО, поскольку реализация указанных мероприятий повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.
Согласно сведениям Администрации <данные изъяты> внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, коттеджный поселок имеет две собственные контейнерные площадки для сбора и вывоза ТКО по адресам: <адрес>, территория жилого <адрес>, <адрес> на контейнерной площадке располагается 4 контейнера, а также <адрес>, территория жилого <адрес>, <адрес>Б, на контейнерной площадке располагается 5 контейнеров. Указанный адрес внесен в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> и согласован с Управлением Роспотребнадзора по Самарской области.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. В силу ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2).
По смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Согласно ст. 204 ГК РФ, срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права (п. 1). Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца (п. 3).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 43 разъяснено, что в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет" (п. 17).
По смыслу ст. 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 ГК РФ) (п. 18).
Представленный истцом расчет задолженности в сумме 43 126 руб. 92 коп. за период с 01.07.2019 по 30.06.2022 суд признает арифметически верно составленным, основанном на применении вышеприведенных тарифов.
Оснований для применения последствий пропуска срок исковой давности к уточненным требованиям суд апелляционной инстанции не усматривает, с учетом обстоятельств обращения за судебным приказом от 09.01.2023 г., его отмене 12.01.2023, обращения в суд с заявленными требованиями 27.03.2023 в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа, обязанности по внесению платежей до 10 числа каждого месяца.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, все собственники (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Отсутствие письменного договора конкретного собственника помещения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами не является обстоятельством, исключающим оплату собственником услуг оператора по вывозу твердых коммунальных отходов.
Таким образом, в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого ответчика, отсутствие договора в письменной форме при совершении ответчиком конклюдентных действий по принятию услуг не освобождает его от обязательств по оплате таких услуг.
Однако то обстоятельство, что контейнерная площадка не была оборудована надлежащим образом соответствии с обязательными санитарными требованиями, само по себе, не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате оказанной услуги, предоставленной истцом.
Порядок фиксации нарушений по договору на оказание услуг по обращению с ТКО определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.
Представленные истцом акты об о неоказании услуг не освобождают ответчика от несения платы за вывоз ТКО. Доказательств самостоятельной утилизации отходов в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не представлено, как и не обоснована позиция ответчика о том, что отходы по спорному адресу не образуются, доказательств, подтверждающих вывоз бытовых отходов собственными силами по договору, заключенному с другой организацией, имеющей право на сбор, вывоз и утилизацию ТБО, как это предусмотрено действующим законодательством.
В отсутствие контейнерной площадки потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право на складирование ТКО в любой контейнерной площадке из включенных в территориальную схему, что в любом случае влечет обязанность по внесению спорной платы, о чем истец извещал ответчика путем направления ответа на его обращение исх. №№ При этом, контейнерная площадка расположенная по адресу: <адрес>., <адрес> внесена в территориальную схему, что было подтверждено ответчиком в ходе рассмотрения дела.
Действующим законодательством обязанность по созданию мест по сбору ТКО возложена не на Регионального оператора, а на орган местного самоуправления, при этом оснований для освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО, в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему, либо не согласования расположения мест накопления ТКО при децентрализованном способе накопления, законом не предусмотрено.
Позиция ответчика о том, что на пути к контейнерной площадке отсутствует освещение и пешеходные тротуары, а дорога к ней составляет путь длиной в 7 км, что подтверждается ответами №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации городского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес>, юридически значимых обстоятельств по делу не устанавливает, доказательств каких-либо рисков и опасности для истца не представлено в связи с изложенным.
Отсутствие факта направления квитанций, в доказательство чего истцом была представлена служебная записка от начальника ОПС Волжский Г. Н.П., судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку действующее законодательство не возлагает на регионального оператора обязанность по направлению потребителям платежных документов способом, обеспечивающим фиксирование их вручения адресату, поскольку неполучение потребителем платежных документов не освобождает его от обязанности по оплате коммунальных услуг, неполучение ответчиком платежных документов не свидетельствуют о том, что соответствующая обязанность истцом не выполнялась.
Представленные стороной истца договоры на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов за 2019,2020, 2021,2022г. с приложением сведений о планируемом объеме отходов, описании территории в границах которой расположены места скопления отходов, содержат в себе все существенные условия, предусмотренные пунктом 25 правил N 1156, а также полную и достаточную информацию о местах (площадках) накопления ТКО с указанием адреса.
В целях заключения договора на вывоз ТКО Правила N 1156 не устанавливают обязанность по согласованию мест (площадок) накопления ТКО, и в случае отсутствия такого согласования потребителем региональный оператор самостоятельно направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в настоящее время контейнерная площадка установлена.
Обязанность ответчика организовать децентрализованный вывоз мусора в рассматриваемом случае отсутствует в силу ст.8 закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998г., п. 11 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471, положений Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, установленных тарифах Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области на оказываемые услуги ответчиком на 2019, 2020, 2021 года. При этом, доказательств расположения мест ТКО истцом при децентрализованном способе вывоза мусора и их согласования с региональным оператором, в соответствии с требованиями п.11 Постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 не представлено. Данный способ вывоза отходов с территории частного сектора предусмотрен пунктом 11 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 7 июля 2020 года N 471. При этом, децентрализованный способ накопления ТКО ("поведерный" сбор) подразумевает под собой, что потребители коммунальной услуги по обращению с ТКО выносят собранные ими ТКО в заранее согласованные время и места забора ТКО, при этом само накопление ТКО производится лично каждым потребителем у себя дома.
Представленные стороной ответчика акты проверки Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области в отношении истца, не свидетельствуют о нарушении порядка оказания услуг последним конкретно в отношении ответчика.
Представленный ответчиком платежный документ- чек по операции Сбербанк Онлайн от 09.10.2023г. в подтверждение добросовестности своих действий не свидетельствует о своевременном исполнении обязанности по оплате образовавшейся задолженности перед ООО «Экостроресурс».
Показания свидетеля не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт нарушения истцом порядка оказания своих услуг. Отсутствие заключенного между ООО "ЭкоСтройРесурс" и ответчиком договора в письменной форме не освобождает последнего от обязанности по оплате предоставляемой услуги.
На основании изложенного, с учетом приведенных выше правовых норм, принимая во внимание общедоступность контейнеров для накопления ТКО, обязанность накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способом, позволяющим потребителю получить услугу по обращению с ТКО посредством использования любой, в том числе, ближайшей к месту жительства, контейнерной площадки общего пользования, включенной в территориальную схему, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23 сентября 2016 г. N 228, факт осуществления ООО "ЭкоСтройРесурс", являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с ТКО, вывоза ТКО в спорный период в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для освобождения ответчика от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО не имеется.
С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в размере 43 126 руб. 92 коп. за период с 01.07.2019 по 30.06.2022.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 494 руб., несение которой подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение подлежит отмене на основании п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ, с постановлением по делу нового решения об удовлетворении требований истца в вышеуказанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30.05.2023 отменить, постановить по делу новое решение.
Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» – удовлетворить.
Взыскать с Григорьева М.М. (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН №, ОГРН: №) сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 43 126,92 руб. за период с 01.07.2019 по 30.06.2022, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 1 494 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи