УИД №
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года <адрес> УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Горбуновой О.Н. - единолично,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики и труда УР, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР о возложении обязанности предоставить жилое помещение, как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной политики и труда УР, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР о возложении обязанности предоставить жилое помещение, как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей. Исковые требования мотивированы следующим.
Постановлением главы Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении опеки над несовершеннолетним ФИО1» его опекуном была назначена ФИО5, место проживания: УР, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 18 лет. В связи с совершеннолетием и окончанием учебных заведений выплата денежных средств на его содержание опекуну ФИО5 была прекращена в конце 2018 г.
Уведомлением Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истец включен в республиканский список для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР.
Положениями статьи 57 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Закона УР «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ закреплены основания предоставления жилой площади.
Согласно свидетельства Старозятцинской вспомогательной школы-интернат, истец окончил 9 классов и согласно свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ окончил Ижевский агростроительный техникум.
Таким образом, полагает, что жилое помещение ему должно было быть предоставлено не позднее срока окончания учебы в школе-интернате и техникуме, т.е. не позднее июля 2019 г.
Истец постоянно проживает по адресу: УР, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствии с п.5 ч.2 ст. 3 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ должен быть обеспечен жилым помещением по месту его постоянного жительства.
В связи с тем, что жилое помещение не было предоставлено своевременно, истец неоднократно обращался в Министерство образования и науки УР и Министерство социальной политики и труда УР с требованием о предоставлении жилого помещения.
Однако все обращения истца оставлены без удовлетворения, поскольку сумма средств, ежегодно выделяемых бюджетом УР, является недостаточной для обеспечения жилым помещением всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в списке.
Кроме того, согласно справки МСЭ-2018 №, истец является инвалидом второй группы с детства.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.57 ЖК РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Закона УР «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №-РЗ от ДД.ММ.ГГГГ, истец просит обязать Министерство социальной политики и труда УР предоставить ему жилое помещение из специализированного жилого фонда УР, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в доме капитального типа, в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м., в черте <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец ФИО1, его представители - адвокат ФИО6 и ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердив изложенные в иске доводы.
Представитель ответчика - Министерства социальной политики и труда УР ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Представила отзыв, из которого следует, что Министерство с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 7 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ решение о предоставлении жилого помещения принимает уполномоченный орган в хронологическом порядке включения в республиканский список лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, с учетом места предоставления жилого помещения (населенного пункта), выбранного заявителем в соответствии с ч.2 ст. 3 настоящего Закона. Истец включен в сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, следовательно, за ним закреплено право на однократное, безвозмездное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Законом УР №-РЗ не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее – Минстрой УР) на основании проведения закупок для государственных нужд. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. Министерством не оспаривается статус истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находится на 730 месте в республиканском списке и на 47 месте по <адрес>. Полагают, что предоставление истцу жилого помещения на основании решения суда, вне зависимости от его места в очереди, повлечет нарушение прав иных лиц, которыми соблюден установленный законом порядок, но которые до настоящего времени жильем не обеспечены, несмотря на постановку в очередь раньше истца. На основании изложенного, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца от иска к ответчику Администрации МО «<адрес> УР», прекращено производство по иску к ответчику - Администрации МО «<адрес> УР».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца – адвоката ФИО6 в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков.
Выслушав истца и его представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей после ДД.ММ.ГГГГ) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, являлось Министерство образования и науки Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей - сирот, которые возложены на Министерство строительство, жилищно -коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Согласно ст.1 указанного Закона (в редакции, действующей после ДД.ММ.ГГГГ) органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, с ДД.ММ.ГГГГ является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей - сирот, которые возложены на Министерство строительства, жилищно -коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.
Вопросы обеспечения в Удмуртской Республике жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон УР №-РЗ).
Согласно ст. 1 Закона УР №-РЗ, органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот, является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, за исключением полномочий, указанных в ч.1 настоящей статьи, является Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 2 Закона УР №-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии со ст. 3 Закона УР №-РЗ лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
В силу п.2 ст. 3 лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательной организации, организации социального обслуживания, медицинской организации и иной организации, созданной в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения получения ими профессионального образования, профессионального обучения на территории Удмуртской Республики;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательной организации, организации социального обслуживания, медицинской организации и иной организации, созданной в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи (п.3 ст. 3 Закона УР №-РЗ).
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет.
Для цели обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Как установлено судом, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает на территории <адрес> УР по адресу: УР, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Согласно справки МСЭ-2018 №, истец является инвалидом второй группы с детства.
В соответствии с Уведомлением Министерства образования и науки УР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Из свидетельства об обучении МКУ «Старозятцинская школа-интернат» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 окончил данное учреждение в 2018 году.
Из свидетельства об уровне квалификации БПОУ УР «Ижевский агростроительный техникум» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 проходил обучение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Администрации МО «<адрес> УР» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 в настоящее время не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и не имеет права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма на территории <адрес> УР.
В соответствии с Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР № КУВИ-001/2022-22518664 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в собственности жилых помещений не имеет.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец не обеспечен.
Согласно ст.56 ГПК РФ, положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ закреплены принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, то есть каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела право истца на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда ответчиками по существу не оспаривалось. Истец из республиканского списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключен, однако, жилое помещение до настоящего момента ему не предоставлено.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о возникновении у ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма.
Ответчиками право истца на однократное, безвозмездное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не оспаривается.
Так, право на обеспечение жильем лиц не должно быть обусловлено соблюдением какой-либо очередности.
Закон связывает наступление у ответчика обязанности предоставить жилое помещение лицам данной категории, включенным в список, с достижением ими совершеннолетия и не обуславливает такую обязанность очередностью.
Список является лишь способом учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их дальнейшего обеспечения жильем и определения объемов финансирования. Истец имеет право на обеспечение жильем в порядке, предусмотренном законом для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом оснований для предоставления ответчику отсрочки исполнения решения не имеется, поскольку установление длительного срока исполнения решения не отвечает принципам разумности и справедливости, не будет способствовать восстановлению нарушенного права истца, так как отдаляет реальную защиту его прав и охраняемых законом интересов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение, как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей, - удовлетворить.
Обязать Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР предоставить в пользование истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям села Якшур-Бодья УР жилое помещение не менее 18 квадратных метров на территории села Якшур-Бодья <адрес> Удмуртской Республики.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Н. Горбунова