Дело № 2-878/2022
УИД 91RS0010-01-2022-001323-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2022 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи - Никишенко Т.Н.,
при секретаре - Беловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Красноперекопск Республики Крым гражданское дело по иску Гордиенко Анатолия Олеговича, Белоус Натальи Владимировны действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4 к Администрации города Красноперекопск Республики Крым о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В октябре 2022 года Гордиенко Анатолий Олегович, Белоус Наталья Владимировна действующая в интересах несовершеннолетней ФИО4 обратились в Красноперекопский районный суд с иском к Администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании отказа в приватизации незаконным и признании права на передачу в собственность в порядке приватизации.
Исковые требования мотивированы тем, что Гордиенко А.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы и проживают в комнате №, расположенной в <адрес> <адрес>, имеют постоянную регистрацию по месту жительства, что подтверждается копией паспорта и справкой с места жительства, выданной МУП МО «Жилищно-эксплуатационное объединение» городского округа № № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Белоус Натальи Владимировны Крымским филиалом ОАО «<данные изъяты>» г. Красноперекопск был выдан ордер № на право занятия указанной выше жилой площади.
ДД.ММ.ГГГГ Белоус Н.В. заключила с Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение» договор социального найма жилого помещения №, а именно комн. №, в <адрес> <адрес>, согласно которого с основным нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: сын Гордиенко Анатолий Олегович., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Согласно условий договора социального найма ей и членам ее семьи предоставлено для бессрочного пользования изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в общежитии общей площадью 22,97 кв.м., в том числе, жилой 17,4 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма жилого помещения заключено дополнительное соглашение № с изменением наймодателя и составлен акт приема – передачи жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Белоус Н.В. обратилась в Администрацию города Красноперекопска Республики Крым с просьбой заключить с ней договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: комн. №, в <адрес> <адрес>.
Однако ДД.ММ.ГГГГ получила отказ на том основании, что в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат, а жилой дом по адресу: <адрес>., <адрес> имеет статус общежития.
Считает отказ Администрации города Красноперекопска незаконным, в связи с тем, что Гордиенко А.О., а также несовершеннолетняя ФИО4, проживают в указанном жилом помещении на условиях социального найма и жилье является единственным местом проживания, в котором они зарегистрированы и, следовательно, имеют право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, вышеуказанного жилого помещения. Кроме того, дом имеет статус общежития, однако как общежитие никогда не использовался, режим общежития в нем не соблюдался.
Гордиенко А.О., Белоус Н.В. действующая в интересах несовершеннолетней ФИО4 вынуждены обратиться в суд с указанным иском и просят признать решение Администрации города Красноперекопска об отказе в приватизации жилого помещения - комнаты № в <адрес>, <адрес> незаконным и признать за Гордиенко А.О. и ФИО4 право на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, обязать Администрацию города Красноперекопска заключить договор приватизации жилого помещения.
В судебное заседание Гордиенко А.О., Белоус Н.В. действующая в интересах несовершеннолетней ФИО4 не явились, извещались надлежащим образом.
Представитель истцов Обозинцева О.Л. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и отсутствие ее доверителей, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика - Администрации города Красноперекопск Республики Крым, в судебное заседание не явился, просил провести заседание в их отсутствии, решение просит принять на усмотрение суда.
С учетом требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. При осуществлении правосудия, судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1.
Согласно ст.1 названного закона, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с 1 марта 2017 года. Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу.
В силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.18 того же Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
По смыслу данной правовой нормы, обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, распложенными в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.
Таким образом, факт принятия решения о передаче жилых помещений в общежитии, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность свидетельствует об изменении статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, такие жилые помещения утрачивают статус жилых помещений в общежитии, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поскольку жилой <адрес> <адрес> фактически был передан в муниципальную собственность, к правоотношениям по пользованию жилым помещением в названном доме подлежат применению положения ст.7 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по пользованию жилыми помещениями на основании договора социального найма, дающие основание истцу, занимающему жилое помещение право на получение его в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Обоснованным может быть признан отказ в приватизации государственного и муниципального жилья по основаниям, указанным в законе. Такие основания перечислены в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации " требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
В соответствии с п.8 указанного Постановления, исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.
Судом установлено, что Гордиенко Анатолий Олегович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, Республика Саха (Якутия), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г. Красноперекопск, Автономной Республики Крым, Украина, зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.5,7).
ДД.ММ.ГГГГ на имя Белоус Натальи Владимировны был выдан ордер № Крымским филиалом ОАО «Бром» на право занятия жилой площади по адресу: <адрес> общей площадью 27,5 кв.м. (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Белоус Н.В. заключила с Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение» договор № социального найма жилого помещения, а именно комн. №, в <адрес> <адрес>, согласно которого с основным нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи – сын Гордиенко Анатолий Олегович., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Согласно условий договора социального найма ей и членам ее семьи предоставлено для бессрочного пользования изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в общежитии общей площадью 22,97 кв.м., в том числе, жилой 17,4 кв.м. (л.д. 10-11).
ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма жилого помещения заключено дополнительное соглашение № в связи с переходом прав и обязанностей наймодателя Администрации города Красноперекопска Республики Крым и составлен акт приема –передачи жилого помещения (л.д. 12-13).
Гордиенко Анатолий Олегович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>, г<адрес> что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП МО ГО Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение» (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ Белоус Н.В. обратилась в Администрацию города Красноперекопска Республики Крым с просьбой заключить с ней договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: комн. №, в <адрес> микр. 1 г. Красноперекопска, Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ исх. №.01-17/2995 Администрация города Красноперекопска сообщила Белоус Н.В. об отказе в приватизации жилого помещения на том основании, что согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях, а жилой <адрес>, расположенный на 1 микрорайоне г. Красноперекопска согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ имеет статус общежития (л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ Белоус Н.В. повторно обратилась в Администрацию города Красноперекопска Республики Крым с заявлением о предоставлении детям ФИО4 и Гордиенко А.О. жилого помещения в собственность в порядке приватизации, расположенного по адресу: комн. №, в <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Красноперекопска сообщено об отказе в приватизации жилого помещения на том основании, что согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях, а жилой <адрес>, расположенный на <адрес> согласно свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ имеет статус общежития.
Также установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 и Гордиенко А.О. объекты недвижимости не зарегистрированы, за Белоус Н.В. значится жилое помещение площадью 50 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают названные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность. Должно также учитываться, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2 ст.62 ЖК РФ, неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
К отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», как регулирующей сходные отношения (аналогия закона), исходя из указаний, содержащихся в ч. 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких соглашений, и при отсутствии нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховным судом РФ от 17.12.2013 года № 46-КГ13-5).
Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Согласно ч. 5 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Статьей 45 Закона Республики Крым от 21.08.2014г. № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>» вновь образованные представительные органы муниципальных образований принимают имущество, находящееся у органов местного самоуправления, действующих на момент проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ на территориях, которые отнесены к вновь образованным муниципальным образованиям в соответствии с Законом Республики Крым «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в <адрес>».
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводам о наличии правовых оснований для признания незаконным отказа Администрации города Красноперекопска Республики Крым в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, город <адрес> указанным в отказе основаниям.
Условия и порядок приватизации регламентированы, в том числе, указанными выше нормами права, иными актами, гражданам не может быть отказано в приватизации на условиях закона, не зависит от воли лиц, которых закон наделил обязанностями по осуществлению действий по передаче жилья в собственность, в ходе приватизации полномочными органами проверяется воля совершеннолетних членов семьи, что нашло свое разъяснение согласно пунктов 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", также составляется техническая документация, проверяются и устанавливаются иные факты возможности приватизации.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению путем признания за ФИО4 и Гордиенко А.О. права на приватизацию спорного жилья с учетом признания указанных в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ причин к отказу в приватизации незаконными, так как иные факты по делу не устанавливались.
Таким образом, исковые требования Гордиенко А.О., Белоус Н.В. действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.167,194–196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Гордиенко Анатолия Олеговича, Белоус Натальи Владимировны действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4 – удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации города Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче в собственность в порядке приватизации Гордиенко Анатолию Олеговичу, ФИО4 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Признать за Гордиенко Анатолием Олеговичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики Крым со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Никишенко
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.Н. Никишенко