Дело № 2-346/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С.Уркарах 25 мая 2023 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,
при секретаре судебного заседания - Абдулкадировой Р.М.,
с участием представителя администрации МО «<адрес>» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дербентского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «<адрес>» о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
прокурор обратился к администрации МО «<адрес>» с названным иском.
В обоснование иска указывает, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, а также в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указывает, что в силу п.1 ст.19 Закона № 96-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
Обращает внимание, что постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее - Порядок), согласно разделу I которого, на территории Республики Дагестан проведение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
Утверждает, что согласно информации, представленной Минприроды РД, на территории <адрес> находятся 36 объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, однако схема оповещения хозяйствующих субъектов в районе, вопреки требованиям названных выше норм, а также внесенного прокурором предписания, отсутствует, с Минприроды РД не согласована.
Просит, ссылаясь на положения ст.45 ГПК РФ, возложить на администрацию муниципального района «<адрес>» обязанность направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ.
В судебное заседание истец не явился, извещался надлежаще, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не поступило.
Представитель администрации МО «<адрес>» полагал требования истца подлежащими удовлетворению, проект находится на стадии утверждения и после решения суда будет направлен на согласование в Министерство.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя администрации, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 19 данного закона в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
Порядок проведения данных работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.19 Закона № 96-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Дагестан (далее - Порядок).
Согласно разделу I Порядка на территории Республики Дагестан проведение работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ осуществляют Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Минприроды РД) и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
В соответствии с разделом III Порядка разработана последовательность действий по передаче предупреждений о наступлении НМУ, согласно которой федеральное государственное бюджетное учреждение «Дагестанский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» направляет предупреждение о наступлении НМУ в Министерство, после чего Министерство направляет его в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, на территории которых прогнозируются НМУ.
Указанным разделом предусмотрено, что при получении предупреждения о наступлении НМУ органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в течение одного часа:
- подтверждают факт получения предупреждения о наступлении НМУ с использованием тех же средств связи, посредством которых было получено предупреждение о наступлении НМУ;
- доводят предупреждение о наступлении НМУ до хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований.
Для организации оперативного доведения предупреждения о возникновении НМУ до всех хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан утверждают схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ на территории муниципального образования, согласованную с Минприроды РД, а также назначают лиц, ответственных за соблюдение указанной схемы.
Схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ должна включать в себя:
- контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон, электронная почта), ответственных за доведение предупреждения о возникновении НМУ до хозяйствующих субъектов;
- перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, включая контактные данные лиц (Ф.И.О., должность, телефон), ответственных за прием предупреждений о НМУ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы МО «<адрес>» внесено представление № об устранении нарушений закона, их причин и условий им способствующих, в частности с требованием утвердить схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении НМУ, согласовав ее с Минприроды Республики Дагестан.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией района такая схема утверждена, о чем ДД.ММ.ГГГГ уведомлен прокурор, сообщено, что схему направлена на утверждение в Минприроды Республики Дагестан.
Истец утверждает, что до настоящего времени схема оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий не согласована с Минприроды РД, что подтверждается письмом Минприроды РД, согласно которой на территории <адрес> находятся 36 объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух. При этом схема оповещения хозяйствующих субъектов в районе отсутствует.
Судом запрошены сведения из Минприроды республики, из ответа которого следует, что проект постановления об утверждении такой схемы вновь поступил в Министерство письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в его согласовании, поскольку не соответствует требованиям, указанным в постановлении Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, предложено представить надлежащий документ.
На ДД.ММ.ГГГГ повторно такая схема не поступала.
Из объяснений представителя администрации и представленных данных также следует, что вышеуказанные обстоятельства полностью ими подтверждаются.
Таким образом, невзирая на тот факт, что на момент подачи иска такая схема ответчиком в Министерство направлялась, и, с учетом того, что схема не согласована ввиду ее не соответствия нормативным требованиям, суд находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку до настоящего времени надлежащая схема в Министерство не направлена.
Иное означало бы возможность игнорирования требований закона о необходимости согласования с Министерством искомых документов, надлежащим образом оформленных, соответствующих нормативным требованиям, ограничиваясь формальным исполнением обязанностей, возложенных законом, направляя не соответствующий нормативным требованиям документ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан о понуждении к действиям удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность направить на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан схему оповещения хозяйствующих субъектов о наступлении неблагоприятных метеорологических условий.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.
Судья Р.А. Алиханов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.