УИД 60RS0002-01-2022-001197-42
Производство № 12-81/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Великие Луки
Псковской области 12 мая 2022 года
Судья Великолукского городского суда Псковской области Рудин Д.Н. при секретаре Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Клондайк Плюс» Величко Елены Викторовны на постановление и. о. начальника МИФНС России №2 по Псковской области № от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и. о. начальника МИФНС России № 2 по Псковской области № от 16 марта 2022 года генеральный директор ООО «Клондайк Плюс» Величко Е.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «Клондайк Плюс» Величко Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным постановление в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей и изменить наказание на предупреждение. Считает, что назначенное налоговым органом наказание является чрезмерно суровым и несоразмерным.
Величко Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещена. Представила в материалы дела письменную позицию по жалобе, в которой просит оспариваемое постановление налогового органа отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Должностное лицо МИФНС России № 2 по Псковской области, уведомленное о подаче жалобы, в установленный срок возражений не представило, в судебное заседание не явилось.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнение к жалобе, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. К валютным операциям отнесено в том числе использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве платежа (п. п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами. Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом – резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин «валютная операция». Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами – нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Следовательно, выдача юридическим лицом иностранному работнику заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Величко Е.В. является генеральным директором ООО «Клондайк Плюс», в отношении которого проведена проверка по вопросу соблюдения требований валютного законодательства.
В результате проверки установлено, что ООО «Клондайк Плюс» в лице генерального директора Величко Е.В., как работодателя, был заключен трудовой договор с гражданином иностранного государства <данные изъяты> – ФИО6. При проведении мероприятий налогового и валютного контроля от общества были получены документы, подтверждающие трудовые отношения с ФИО7
Согласно платежной ведомости № от 05.08.2020 ООО «Клондайк Плюс» произведена выплата заработной платы работнику ФИО8 из кассы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в размере <данные изъяты> рубля.
02 марта 2022 года начальником отдела выездных проверок № 1 Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении в связи с установлением фактов, свидетельствующих о нарушении должностным лицом – генеральным директором ООО «Клондайк Плюс» положений Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, должностному лицу Величко Е.В. вменяется в вину нарушение требований части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, выразившееся в осуществлении валютных операций без использования банковского счета.
Между тем, как следует из акта проверки соблюдения валютного законодательства МИФНС России № 2 по Псковской области от 10.11.2021, налоговым органом была проведена проверка соблюдения валютного законодательства в отношении ООО «Колондайк Плюс», в результате которой по ч.1 ст.15.25 была привлечена к административной ответственности директор общества Величко Е.В., поскольку проверяющими были выявлены факты выдачи денежных средств в валюте РФ (заработной платы) работнику В.Е.В.., которая является иностранным гражданином, по платежной ведомости № и расходному кассовому ордеру № на сумму <данные изъяты> рублей 11 копеек.
По вышеуказанному нарушению валютного законодательства, в отношении директора общества Величко Е.В. налоговым органом был составлен административный протокол и вынесено постановление от 18 октября 2021 года № о привлечении её к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Данное постановление впоследствии по жалобе Величко Е.В. было изменено решением суда от 17.01.2022 в части назначенного наказания на предупреждение и на момент рассмотрения настоящей жалобы вступило в законную силу.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В соответствии с ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, введенной в действие с 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу требований части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, на момент рассмотрения в суде настоящей жалобы директора ООО «Колондайк Плюс» Величко Е.В., ею уже отбыто ранее назначенное административное наказание в виде предупреждения за выявленное в ходе осуществления налоговым органом одного контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля за соблюдением валютного законодательства, ответственность за которое предусмотрена одной и той же статьей.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление, состоявшееся в отношении директора ООО «Колондайк Плюс» Величко Е.В. о привлечении её к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Федотова В.Д. от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Клондайк Плюс» Величко Елены Викторовны, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд Псковской области в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Рудин Д.Н.