Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-484/2023 ~ М-347/2023 от 10.05.2023

УИД 10RS0017-01-2023-000583-27

Дело №2-484/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2023 года                                                                             г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к Гагариной Н.В., Аксеновой Г.В. об обязании совершить определенные действия,

установил:

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее – Управление) обратилось в суд с настоящим иском по следующим основаниям. Согласно выпискам из Единого реестра недвижимости об объекте недвижимости Гагарина Н.В. и Аксенова Г.В. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>. Указанный жилой дом является выявленным объектом культурного наследия с наименованием «Дом жилой», нач. ХХ в., в соответствии с Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 18.02.2000 №38 «Об учете вновь выявленных памятников истории и культуры» и в силу статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». <Дата обезличена> сотрудниками подведомственного Управлению учреждения – ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» в отношении указанного объекта проведено обследование с целью определения технического состояния объекта, по итогам которого составлен Акт от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Согласно данному акту состояние внешних архитектурно-конструкционных элементов объекта: а) общее состояние – неудовлетворительное; б) фундаменты – аварийное; в) цоколи – аварийное; г) стены – состояние стен неудовлетворительное; д) крыша (стропила, обрешетка кровли, водосточные желоба и трубы) – имеется деформация по юго-восточному скату крыши. Черепица покрыта мхом, наблюдаются утраты покрытия. Водосток не организован. Состояние неудовлетворительное; е) главы, шахты, их конструкция и покрытие – нет; ж) внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, разные украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах) – состояние неудовлетворительное; з) входные площадки и лестницы – тамбур-веранда со стороны юго-восточного фасада, неравномерно просел, в результате чего дверной и оконные проемы деформировались. Отсутствует остекление окон тамбура. Дверного полотна нет. Дом открыт для неограниченного доступа. Состояние входной зоны аварийное. По итогам обследование специалистами даны рекомендации: обследование фундамента; ремонт фундамента и цоколя; обследование конструкций крыши с возможным ремонтом; ремонт кровельного покрытия; устройство организованного водостока; ремонт обшивки дома; ремонт входной зоны (тамбура-веранды); ремонт внутренних помещений по необходимости; выкашивание травы на территории вокруг дома. Управлением в адрес собственников в ноябре 2022 года направлено информационное письмо с указанием на необходимость соблюдения требований законодательства в отношении принадлежащего им имущества и рекомендации о незамедлительном принятии мер к обеспечению сохранности здания, а также разъяснения о порядке проведения работ в отношении выявленного объекта культурного наследия. Собственники за время владения объектом работы по его сохранению не проводили, в адрес органа охраны объектов культурного наследия за получением соответствующей разрешительной документации не обращались. Заявление на выдачу задания/разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в адрес Управления не поступало. Ссылаясь на положения статей 11, 47.2, 47.3, 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 210 ГК РФ, истец просит обязать собственников выявленного объекта культурного наследия Аксенову Г.В. и Гагарину Н.В. провести следующие работы по сохранению данного объекта в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести консервационные мероприятия на кровле здания;

в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

провести комплексное обследование объекта культурного наследия,

разработать научно-проектную документацию на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия по итогам комплексного исследования,

провести государственную историко-культурную экспертизу разработанной научно-проектной документации на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия,

предоставить в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия научно-проектную документацию на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

До <Дата обезличена> провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия научно-проектной документацией на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия.

Протокольным определением от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Республике Карелия.

Истец в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть в отсутствие их представителя. Ранее в судебном заседании представитель истца Корехина А.С., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчик Аксенова Т.В. и ее представитель Аксенова О.Б. в судебном заседании иск не признали, указали на то, что Аксенова Т.В. является пенсионеркой, не имеет финансовой возможности провести все требуемые истцом работы. Пояснили, что от первоначального проекта дома уже практически ничего не осталось, так как дом неоднократно переделывался еще до того, как их семье была предоставлена квартира в нем. Также пояснила, что в доме она не проживает.

Ответчик Гагарина Н.В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что считает, что дом уже не представляет исторической ценности, так как его неоднократно переустраивали. Также пояснила, что ей не выдавалось охранное свидетельство, о том, что дом является объектом культурного наследия, собственники не знали. Учитывая, что она является пенсионеркой, каких-либо дополнительных доходов не имеет, произвести ремонт дома за счет собственных средств не представляется возможным.

Третье лицо – Управление Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание представителя на направило, извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Часть 3 статьи 17 Конституции РФ предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Положения статьи 44 Конституции РФ закрепляют обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, что конкретизировано в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон, Закон №73-ФЗ), регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона гражданам РФ гарантировано обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.

Согласно пункту 1 статьи 33 указанного Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды от иных негативных воздействий.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона №73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно статье 6 названного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона №73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия наделены правом проведения проверок объектов культурного наследия, земельных участков в зонах охраны таких объектов, выдачи в установленном законодательством Российской Федерации порядке предписаний в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.

Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия в соответствии с Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 14.04.2017 №123-П, является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящими государственную политику и осуществляющими функции в области сохранения и, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что жилой дом по адресу: <Адрес обезличен>, находится в общей долевой собственности ответчиков по 1/2 доли у каждого.

Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 18.02.2000 № 38 «Об учете вновь выявленных памятников истории и культуры» утвержден Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в который под номером 106 включен дом жилой по адресу <Адрес обезличен>.

В силу части 4 статьи 64 Закона объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.

Таким образом, учитывая приведенные положения части 4 статьи 64 Закона, суд приходит к выводу, что принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности жилой дом в установленном порядке отнесен к выявленным объектам культурного наследия.

Согласно акту ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» от 24.05.2022 № 22-13 в отношении указанного объекта проведено обследование, и зафиксировано состояние внешних архитектурно-конструкционных элементов объекта: а) общее состояние – неудовлетворительное; б) фундаменты – аварийное; в) цоколи – аварийное; г) стены – состояние стен неудовлетворительное; д) крыша (стропила, обрешетка кровли, водосточные желоба и трубы) – имеется деформация по юго-восточному скату крыши. Черепица покрыта мхом, наблюдаются утраты покрытия. Водосток не организован. Состояние неудовлетворительное; е) главы, шахты, их конструкция и покрытие – нет; ж) внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, разные украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура, живопись на фасадах) – состояние неудовлетворительное; з) входные площадки и лестницы – тамбур-веранда со стороны юго-восточного фасада, неравномерно просел, в результате чего дверной и оконные проемы деформировались. Отсутствует остекление окон тамбура. Дверного полотна нет. Дом открыт для неограниченного доступа. Состояние входной зоны аварийное. По итогам обследование специалистами даны рекомендации: обследование фундамента; ремонт фундамента и цоколя; обследование конструкций крыши с возможным ремонтом; ремонт кровельного покрытия; устройство организованного водостока; ремонт обшивки дома; ремонт входной зоны (тамбура-веранды); ремонт внутренних помещений по необходимости; выкашивание травы на территории вокруг дома.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что выявленный объект культурного наследия, жилой дом, принадлежащий ответчикам на праве общей долевой собственности, находится в неудовлетворительном состоянии.

Как указывалось выше, правовое регулирование мероприятий в целях сохранения объекта культурного наследия регламентировано главой 7 Федерального закона №73-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу положений пунктов 11, 13 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению владельцами (собственниками) объекта культурного наследия, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица.

Таким образом, в силу изложенных выше установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных нормативных положений, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Доводы стороны ответчика, приведенные в обоснование возражений, суд находит несостоятельными и не подтвержденными представленными суду доказательствами. В частности, довод об отсутствии выданного ответчику на спорный объект охранного обязательства, отклоняется, поскольку в силу положений пункта 9 статьи 48 Закона данное обстоятельство не отменяет возложенных на них законом обязательств в отношении объекта культурного наследия.

В судебном заседание нашли свое подтверждение доводы истца как о том, что памятник истории и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, так и о том, что ответчики являются лицами, обязанными в соответствии с требованиями закона совершить действия по сохранению спорного объекта. Доказательств обратного ответчики не представила.

При этом, суд полагает, что заявленный истцом срок для выполнения соответствующих работ является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать Гагарину Н.В. (<Номер обезличен>), Аксенову Г.В. (<Номер обезличен>), собственников выявленного объекта культурного наследия «Жилой дом», расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, провести работы по сохранению данного объекта в соответствии с требованиями законодательства, в частности, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести консервационные мероприятия на кровле здания.

В течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

провести комплексное обследование объекта культурного наследия,

разработать научно-проектную документацию на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия по итогам комплексного исследования,

провести государственную историко-культурную экспертизу разработанной научно-проектной документации на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия,

предоставить в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия научно-проектную документацию на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

До <Дата обезличена> провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия научно-проектной документацией на проведение полного (необходимого) комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.

Судья                                                                                     Л.П. Вакуленко

2-484/2023 ~ М-347/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление по охране объектов культурного наследия РК
Ответчики
Аксенова Галина Васильевна
Гагарина Нина Васильевна
Другие
Управление Росреестра по РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Вакуленко Лариса Петровна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.05.2023Предварительное судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Дело оформлено
15.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее