№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчиков <данные изъяты> действующей на основании доверенностей,
представителя ответчиков Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Пермского края ФИО4, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФСИН России, ГУФСИН России по <данные изъяты>, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать солидарно с ФСИН России, ГУФСИН <данные изъяты> Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес> моральный вред в сумме 150 000 руб. за не взятие у истца геномного анализа в <данные изъяты>, за не размещение данных в едином банке; также просит взыскать солидарно с прокуратуры Пермского края, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю 150 000 руб. моральный вред, причиненный органами прокуратуры за ненадлежащий надзор за исправительными учреждениями (в данном случае за <данные изъяты> в обозначенной части. В обоснование исковых требований указано, что истец осуждена за особо тяжкое преступление к лишению свободы. У всех лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, по прибытию в колонию берется геномный анализ, однако у нее данный анализ не брали, хотя при этом осуществляли забор биоматериала, что доставляло ей нравственные и физические страдания. Сотрудники прокуратуры не принимают необходимых мер реагирования.
Истец в судебном заседании также пояснила, что не любит вида крови, не желает несколько раз испытывать физическую боль, испытывает душевные страдания, связанные с видом крови, со сдачей анализа. Полагает, что у осужденных в Пермском крае не берется геномный анализ. Неоднократно обращалась в прокуратуру. До настоящего времени геномный анализ не взяли. Указывает, что в ФКУ ИК-28 ей сообщили о том, что такой анализ был взят ДД.ММ.ГГГГ, однако впоследствии узнала, что его не взяли, в связи с чем испытала тяжелые страдания, боль. Одновременно указывает, что общий анализ крови сдавать бы не стала, была согласна сдать только с геномным анализом, давала согласие на сдачу геномного анализа единовременно. В данное время отказывается сдать геномный анализ, поскольку боится вида крови, при ее виде начинает рвать, «скакать» давление. Также истец переживает за своих близких, поскольку полагает, что осужденные после отбытия наказания, выходят из исправительных учреждений без сдачи геномного анализа, в связи с чем могут дальше совершать преступления.
Представитель ответчиков <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала ранее представленные отзывы на исковое заявление, пояснив, что сроки забора биоматериала у осужденных для проведения обязательной государственной геномной регистрации действующим законодательством не определены. Истец относится к осужденным, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, вместе с тем, не относится к категории осужденных, подлежащих проведению геномного анализа в первоочередном порядке, учитывая сроки освобождения истца - ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что до первого полугодия 2018 года территориальным органам ФСИН России выделялось ограниченное количество наборов для забора биоматериала осужденных, забор крови в первоочередном порядке осуществлялся у осужденных, подлежащих освобождению в ближайшее время по различным основаниям с целью недопущения освобождения последних без проведения процедуры обязательной государственной геномной регистрации. В действиях должностных лиц факты нарушения действующего законодательства в части забора биоматериала отсутствуют. Довод истца о том, что геномный анализ не брали у ФИО1 умышленно, не соответствует действительности. Доказательства причинения физических и нравственных страданий отсутствуют, как и не представлено доказательств последствий причинения морального вреда.
Представитель ответчиков Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Пермского края в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержал ранее направленный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что всего в период отбывания наказания ФИО1 в прокуратуру края, Пермскую и Березниковскую прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило 38 обращений ФИО1 о нарушении ее прав в <данные изъяты>, которые рассмотрены в установленном порядке с соблюдением сроков, заявителю даны ответы. Обращений истца с доводами о не проведении в отношении нее геномной регистрации не поступало, при проведении плановых проверок, нарушений, связанных с предметом искового заявления, не выявлялось. Каких-либо нарушений закона в отношении ФИО1 не допущено. С ДД.ММ.ГГГГ нарушений по поводу проведения геномного анализа не установлено.
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещались судом надлежащим образом, ранее направили отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признают в полном объеме, поскольку истцом не представлено доказательств незаконности действий <данные изъяты> и их должностных лиц по необеспечению своевременной сдаче анализов, в результате чего, по мнению истца, был причинен моральный вред, факт причинения вреда, прямая и непосредственная связь между указанным бездействием и заявленным вредом. ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно – исполнительной системы и реализацию возложенных функций, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
Материалами дела установлено, и истцом не оспаривается, что ФИО1 осуждена ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> к 8 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В период отбывания наказания совершила преступления и ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> была осуждена к 8 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес ФИО1 прокуратурой Пермского края неоднократно направлялись ответы на ее обращение о трудоустройстве ФИО5, возникновении конфликта интересов (л.д. 64 -66). Заключением от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано прекратить переписку с ФИО1 (л.д. 62-63).
Начальником <данные изъяты> в письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника <данные изъяты> направлен запрос о предоставлении карточки ДНК с указанием даты проведения государственной геномной регистрации и номера уведомления для приобщения к личному делу, в котором указано, что осужденная ФИО1 отказалась от проведения забора биологического материала, пояснив, что эту процедуру сделали в <данные изъяты>. В личном деле осужденной отсутствует карточка ДНК осужденного и отбывающего наказание в виде лишения свободы (л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на указанный выше запрос дан ответ, что осужденная ФИО1 в <данные изъяты> процедуру обязательной геномной регистрации не проходила (л.д. 54).
В ответ на обращение ФИО1 по вопросу забора биоматериала для проведения государственной геномной регистрации ГУФСИН России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ дан ответ №, из содержания которого следует, что вплоть до ДД.ММ.ГГГГ территориальным органам ФСИН России выделялось ограниченное количество наборов для забора биоматериала осужденных. Поэтому забор крови в первоочередном порядке осуществлялся у осужденных, подлежащих освобождению в ближайшее время по различным основаниям с целью недопущения освобождения последних без проведения процедуры обязательной государственной геномной регистрации. В связи с тем, что ФИО1 не относилась к категории осужденных первоочередного порядка забора крови, обязанностью администраций <данные изъяты> на тот момент не являлось проведение в отношении ФИО1 процедуры генотипирования. Конец срока ФИО1, а также формальные сроки освобождения по иным основаниям позволяли провести данную процедуру позже, не нарушая действующего законодательства, потому забот материала у ФИО1 не проводился. Кроме того, указано, что фактов забора крови для проведения лабораторных исследований в недобровольном прядке в отношении ФИО1 не допускалось в филиалах <данные изъяты> не установлено (л.д. 35-36).
Из акта проверки № выполненного территориальным органом Росздравнадзора по Пермскому краю в отношении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной на основании приказа руководителя <данные изъяты> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что была проведена внеплановая документарная проверка фактов о возможном причинении вреда жизни, здоровью ФИО1 В данном акте указано, что представлена некорректная копия медицинской карты амбулаторного больного (том 2, л.д. 41-48, дело №).
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Положениями Федерального закона № 242-ФЗ от 03.12.2008 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 242-ФЗ), государственная геномная регистрация – государственная геномная регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации (п. 1 ст. 1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 242-ФЗ, в Российской Федерации государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федеральный закон № 242-ФЗ, обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 № 828 утверждено Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, которое определяет порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Пунктом 3 указанного Положения установлено, что основанием для проведения обязательной государственной геномной регистрации является вступивший в законную силу приговор суда, на основании которого физическое лицо признано виновным в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и направлено для отбывания наказания в учреждение, исполняющее уголовные наказания
Согласно п. 5 учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации. Правила получения, учета, хранения, использования, передачи и уничтожения указанного биологического материала утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.
Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, обеспечивает: определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации; получение биологического материала (пункт 6 Положения).
Так, п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 242-ФЗ предусмотрено, что обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона получение биологического материала для проведения геномной регистрации от лиц, указанных в пункте в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, должно осуществляться учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.
Таким образом, на администрацию исправительного учреждения законом возложена обязанность по проведению обязательной государственной геномной регистрации лиц, в том числе по получению биологического материала осужденных и последующему направлению его на исследование в целях получения геномной информации.
Основанием для проведения обязательной государственной геномной регистрации является сам факт осуждения и отбывания лицами, совершившими данные преступления, наказания в виде лишения свободы, безотносительно строгости назначенного наказания.
Вместе с тем сроки забора биологического материала у осужденных для проведения такой регистрации действующим законодательством не определены.
ФИО1 относится к осужденным, подлежащим обязательной геномной регистрации. Вместе с тем, учитывая сроки ее освобождения, возможность забора биологического материала, в целях проведения геномной регистрации, в настоящее время не утрачена.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении заявленных требований именно истец должен доказать совокупность условий, необходимых для наступления вреда, а именно противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Само по себе не взятие биологического материала для проведения геномного анализа при поступлении в исправительное учреждение не является безусловным основанием для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, не свидетельствует о нарушении неимущественных прав истца. Возможность забора биологического материала для проведения геномной регистрации в настоящее время не утрачена.
Обязательным условием возмещения вреда на основании ст. 1069 ГК РФ является вина должностного лица, ответственного за причинение вреда.
В данном случае вина (в форме умысла либо неосторожности) должностного лица не установлена.
Доводы истца, что у осужденных в <данные изъяты> не берется геномный анализ, опровергается представленной информацией по работе с осужденными в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008 № 242-ФЗ за 2017, 2018 годы.
Доводы истца, что данный анализ не брали умышленно, не подтвержден материалами дела.
Указание на то, что осуществление забора биологического материала причиняет истцу физические и нравственные, истец не любит вида крови, не желает несколько раз испытывать физическую боль, испытывает душевные страдания, связанные с видом крови, со сдачей анализа, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку указанные истцом физические и нравственные страдания носят общий характер, не конкретизированы; указанные переживания связаны с психологическими особенностями истца и не могут служить основанием для возложения обязанности на ответчиков компенсации морального вреда.
Доводы истца о причинении морального вреда в связи с бездействием органов прокуратуры суд полагает несостоятельными, поскольку обращений истца, с доводами о не проведении в отношении нее геномной регистрации, в адрес органов прокуратуры не поступало, проверки не проводились. При проведении органами прокуратуры плановых проверок, нарушений, связанных с предметом искового заявления, не выявлялось.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда по изложенным в исковом заявлении основаниям, поскольку необходимым условием возмещения вреда в указанном случае является наличие вины в действиях его причинителя, причинно-следственной связи между незаконными действиями последнего и наступившими неблагоприятными последствиями для истца, что судом не установлено.
С учетом изложенного, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, <данные изъяты> Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Пермского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>