№2- 4574\2022
10RS0011-01-2022-008874-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровиковой Татьяны Валентиновны к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Боровикова Т.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в заявлением о назначении пенсии при его обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей в назначении пенсии было отказано по причине недостаточности стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом, в специальный стаж истца ответчик не учел периоды прохождения действительной военной службы на территории Республики Карелия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец с решением ответчика не согласна, просит обязать ответчика учесть в 1,5 размере в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика рассчитать накопительную пенсию и выплатить ее в полном объеме, а также возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ Военный комиссариат республики Карелия.
В судебном заседании истец требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, указала, что в настоящее время получателем какой-либо пенсии не является, в спорный период проходила службу по контракту в войсковой части в г. Петрозаводске Республики Карелия.
Представитель ответчика Зубанова А.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала позицию, изложенную в решении фонда, включение в стаж работы в МКС периода службы истца по контракту не предусмотрен действующим законодательством. Истец не лишена права обратиться в пенсионный фонд с заявлением о выплате ей накопительной части пенсии.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Боровикова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении пенсии истцу отказано в связи с недостаточным стажем работы в районах Крайнего Севера (далее – РКС). При этом установлено, что страховой стаж истца составляет 21 год 05 месяцев 24 дня, при требуемом стаже – 20 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 07 лет 09 месяцев 01 день, что меньше требуемого – 20 лет, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента не установлена.
В стаж работы в МКС ответчиком не учтен спорный периоды службы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, в страховой стаж спорный период учтен.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона №. 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее Федеральный закон № 350-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4 (в 2022 году) женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Приложению 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ в случае достижения застрахованным лицом в 2020 году возраста, по достижении которого возникает право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, указанный возраст увеличивается на 24 месяца.
При этом, в соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона № 350-ФЗ гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, в случае достижения женщиной возраста 50 лет в 2020 году, досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ назначается ей при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо в приравненных к ним местностях не менее 20 календарных лет и страхового стажа не менее 20 лет по достижении возраста 51 года 06 месяцев.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с ч.1, 2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ, после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. 3 Постановления № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 (далее Правила № 516).
В соответствии с п.4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п.5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 (далее - Разъяснение № 5), под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно положениям ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Между тем, федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Не содержит норм, указывающих на возможность учета периода прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ранее действовавшее законодательство, регулирующее спорные правоотношения.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
По действовавшему до 01.01.2002 пенсионному законодательству время военной службы и другой, приравненной к ней, службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст.14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» порядок зачета военной службы в стаж работы не был установлен.
Такой подход не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 №19-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 №380-О и от 29.09.2011 №1040-О-О).
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера (местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).
В силу установленных обстоятельств и названых норм, суд приходит к выводу о том, что период военной службы истца учтен ей в страховой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, что подтверждается письменными материалами дела, не оспаривается сторонами, но не может быть включен в специальный трудовой стаж (стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при определении права на досрочную страховую пенсию в соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ.
В силу изложенного, оснований для удовлетворения требований истца о специальном учете (в стаж МКС) периодов службы не имеется.
С учетом положений ст.22 Федерального закона № 400-ФЗ и недостаточности у истца стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, суд полагает также не подлежащим удовлетворению требование о необходимости обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 04 февраля 2022.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Требования истца о расчете и выплате накопительной части пенсии не подлежат удовлетворению, поскольку доказательств обращения с данным заявлением к ответчику, истцом не представлено; оценки пенсионным органом данных прав истца в досудебном порядке не производилось, в связи с чем, нарушений прав истца ответчиком не допущено.
Поскольку в удовлетворении иска судом отказано, оснований для возмещения истцу судебных расходов в силу ст. 98 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Витухина О.В.
Мотивированное решение
изготовлено 28 июля 2022 года.