Дело № 2-5137/2023
УИД 60RS0001-01-2023-008154-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Дорошенко Ю.В.,
при секретаре Душевской К.П.,
с участием представителя истца Минаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева А.Р. к Псковской таможне об уменьшении размера пени по таможенным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Исаев А.Р. обратился в суд с иском к Псковской таможне об уменьшении размера пени по таможенным платежам.
В обоснование требований указано, что Псковская таможня обратилась в Калининский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по таможенным платежам, пени в сумме 815 540,45 руб.
Решением Калининского районного суда города Челябинска от 08.09.2022 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 07.02.2023 решение Калининского районного суда было отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2023 апелляционное определение оставлено без изменения.
В производстве судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП города Челябинска Замашка А. П. находится исполнительное производство № 128743/23/74025- ИП о взыскании с него 815 540,45 руб., из них таможенные платежи 432 645,56 руб., пени 382 894,89 руб., государственная пошлина в размере 11 355 руб.
02.09.2023 во исполнение решения суда произведена оплата основного в размере 432 645,56 руб.
Истец, ссылаясь на ухудшение материального положения, наличие на иждивении жены и четверо малолетних детей, отсутствие финансовой возможности уплатить пеню в полном размере, просит об уменьшении размера пени по таможенным платежам до 10 000 руб.
Истец Исаев А.Р. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Минаева Ю.С., в судебном заседании полагала, что требования истца не подлежат удовлетворению, представив подробные письменные возражения.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Взыскание таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС и главой 12 Федерального закона от 3 августа 2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018г. № 289-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 72 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - в таком уведомлении (уточнении к уведомлению) (далее - Уведомление) (п. 3 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (п. 7 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
В соответствии с п. 9 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
В соответствии с п. 10 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 данной статьи.
Как следует из материалов дела, 9 сентября 2011 года Исаев А.Р. осуществил временный ввоз на таможенную территорию транспортное средство BMW 320, VIN №, регистрационный №№, 2002 года выпуска, сроком до 9 декабря 2011 года. В установленный срок транспортное средство не было вывезено, находится под таможенным контролем. Принято решение по результатам таможенного контроля. Таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, в адрес Исаева А.Р. 30 августа 2021 года направлено уведомление (требование) об уплате таможенных платежей, пени, которое не исполнено. Вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании таможенных платежей, пени отменен.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 8 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Псковской таможни к Исаеву А.Р. о взыскании начисленных таможенных платежей и пени отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 7 февраля 2023 года решение Калининского районного суда г. Челябинска от 8 сентября 2022 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного искового заявления. С Исаева А.Р. в пользу Псковской таможни взысканы таможенные платежи в размере 432 645,56 рублей, пени за несвоевременную уплату таможенных платежей - 382 894,89 рублей, а его - 815 540,45 рублей. Также с Исаева А.Р. взыскана государственная пошлина в размере 11 355,00 рублей.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 7 февраля 2023 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Исаева А.Р. - без удовлетворения (л.д.11-15).
23.06.2023 постановлением судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП города Челябинска Замашка А.П. возбуждено исполнительное производство № 128743/23/74025-ИП о взыскании с Исаева А.Р. 815 540,45 руб., из которых: таможенные платежи 432 645,56 руб., пени 382 894,89 руб., государственная пошлина в размере 11 355 руб. (л.д.16-18).
02.09.2023 Исаевым А.Р. произведена оплата таможенных платежей в размере 432 645,56 руб., что подтверждается чеком-ордером от 02.09.2023 (л.д.19).
На момент пересечения таможенной границы Союза Исаевым А.Р. порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств регулировался Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).
Согласно ч. 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В соответствии с частью 5 статьи 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования:
1) возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение;
2) прекращается у декларанта в случаях, установленных п. 2 ст. 13 данного Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Кодексом и данным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до:
1) их выпуска с целью обращения на таможенной территории таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению;
2) уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
3) помещения под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом;
4) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;
5) обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
6) уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Согласно переходным положениям, установленным статьей 457 Таможенного кодекса (далее - ТК) Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в отношении товаров для личного пользования таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлен без помещения под таможенные процедуры до вступления в силу ТК ЕАЭС, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Ввиду того, что временно ввезенное транспортное средство BMW 320, 2002 года выпуска, VIN - №, регистрационный номер № на момент вступления в силу ТК ЕАЭС (1 января 2018 года) не вывезено с таможенной территории Таможенного союза, не помещено под таможенные процедуры и находится под таможенным контролем, рассматриваемые таможенные правоотношения попадают под нормативно-правовое регулирование ТК ЕАЭС.В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Статьей 268 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных платежей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Обстоятельства, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов установлены пунктом 2 статьи 268 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 5 ст. 268 ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения ТСЛЛ на таможенной территории Союза в связи с не вывозом с таможенной территории Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС.
Таким образом, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов по факту не вывоза ТСЛП BMW 320, 2002 года выпуска, VIN - №, регистрационный номер № с таможенной территории ТС в установленный срок является 9 сентября 2012 года.
Таким образом, при направлении уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - Уведомление) расчет пени произведён за период с 10 сентября 2012 года (следующий день за днем истечения срока уплаты таможенных платежей) по 26 августа 2021 года (день направления Уведомления) по следующей формуле: сумма недоимки * количество дней * ставка рефинансирования *1/360.
База начисления пени |
Дата начала периода начисления |
Дата окончания периода начисления |
Ставка пени |
Количество дней |
Став к а |
Сумма пени |
432 645,56 |
10.09.2012 |
13.09.2012 |
1/360 |
4 |
8 |
384,57 |
432 645,56 |
14.09.2012 |
31.12.2015 |
1/360 |
1204 |
8,25 |
119 374,12 |
432 645,56 |
01.01.2016 |
13.06.2016 |
1/360 |
165 |
11 |
21 812,55 |
432 645,56 |
14.06.2016 |
18.09.2016 |
1/360 |
97 |
10,5 |
12 240,26 |
432 645,56 |
19.09.2016 |
26.03.2017 |
1/360 |
189 |
10 |
22 713,89 |
432 645,56 |
27.03.2017 |
01.05.2017 |
1/360 |
36 |
9,75 |
4 218,29 |
432 645,56 |
02.05.2017 |
18.06.2017 |
1/360 |
48 |
9,25 |
5 335,96 |
432 645,56 |
19.06.2017 |
17.09.2017 |
1/360 |
91 |
9 |
9 842,69 |
432 645,56 |
18.09.2017 |
29.10.2017 |
1/360 |
42 |
8,5 |
4 290,40 |
432 645,56 |
30.10.2017 |
17.12.2017 |
1/360 |
49 |
8,25 |
4 858,25 |
432 645,56 |
18.12.2017 |
11.02.2018 |
1/360 |
56 |
7,75 |
5 215,78 |
432 645,56 |
12.02.2018 |
25.03.2018 |
1/360 |
42 |
7,5 |
3 785,65 |
432 645,56 |
26.03.2018 |
16.09.2018 |
1/360 |
175 |
7,25 |
15 247,75 |
432 645,56 |
17.09.2018 |
16.12.2018 |
1/360 |
91 |
7,5 |
8 202,24 |
432 645,56 |
17.12.2018 |
31.12.2018 |
1/360 |
15 |
7,75 |
1 397,08 |
432 645,56 |
01.01.2019 |
16.06.2019 |
1/360 |
167 |
7,75 |
15 554,21 |
432 645,56 |
17.06.2019 |
28.07.2019 |
1/360 |
42 |
7,5 |
3 785,65 |
432 645,56 |
29.07.2019 |
08.09.2019 |
1/360 |
42 |
7,25 |
3 659,46 |
432 645,56 |
09.09.2019 |
27.10.2019 |
1/360 |
49 |
7 |
4 122,15 |
432 645,56 |
28.10.2019 |
15.12.2019 |
1/360 |
49 |
6,5 |
3 827,71 |
432 645,56 |
16.12.2019 |
09.02.2020 |
1/360 |
56 |
6,25 |
4 206,28 |
432 645,56 |
10.02.2020 |
26.04.2020 |
1/360 |
77 |
6 |
5 552,28 |
432 645,56 |
27.04.2020 |
21.06.2020 |
1/360 |
56 |
5,5 |
3 701,52 |
432 645,56 |
22.06.2020 |
26.07.2020 |
1/360 |
35 |
4,5 |
1 892,82 |
432 645,56 |
27.07.2020 |
21.03.2021 |
1/360 |
238 |
4,25 |
12 156,14 |
432 645,56 |
22.03.2021 |
25.04.2021 |
1/360 |
35 |
4,5 |
1 892,82 |
432 645,56 |
26.04.2021 |
14.06.2021 |
1/360 |
50 |
5 |
3 004,48 |
432 645,56 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
1/360 |
41 |
5,5 |
2 710,04 |
432 645,56 |
26.07.2021 |
26.08.2021 |
1/360 |
32 |
6,5 |
2 499,73 |
ИТОГО |
307 484,77 |
В соответствии с п. 11 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 данной статьи, пени начисляются по ставке в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, начиная со дня, следующего за днем формирования Уведомления.
В соответствии с п. 14 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
Таким образом, после истечения срока добровольной уплаты по Уведомлению расчет пени производится за период с 22 ноября 2022 года (следующий день за днем выставления Уведомления) по 30 января 2023 года (день заявления о выдаче судебного приказа № 08-26/03470) по следующей формуле: сумма недоимки * количество дней * ставка рефинансирования *1/100.
База начисления пени |
Дата начала периода начисления |
Дата окончания периода начисления |
Ставка пени |
Количест во дней |
Ставка |
Сумма пени |
432 645,56 |
27.08.2021 |
12.09.2021 |
1/100 |
17 |
6,5 |
4 780,73 |
432 645,56 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
1/100 |
42 |
6,75 |
12 265,50 |
432 645,56 |
25.10.2021 |
08.12.2021 |
1/100 |
56 |
7,5 |
18 171,11 |
432 645,56 |
20.12.2021 |
13.02.2022 |
1/100 |
56 |
8,5 |
20 593,93 |
432 645,56 |
14.02.2022 |
27.02.2022 |
1/100 |
14 |
9,5 |
5 754,19 |
432 645,56 |
28.02.2022 |
15.03.2022 |
1/100 |
16 |
20 |
13 844,66 |
итого |
75 410,12 |
Итого сумма задолженности по пени по состоянию на 15 марта 2022 года составляет 382 894,89 руб. (307 484,77 + 75 410,12).
Таким образом, при направлении Уведомления от 26 августа 2021 г. № 10209000/У2021/0002009 в адрес Исаева А.Р. и при начислении пени в рамках взыскания задолженности в судебном порядке Псковской таможней соблюдены все нормы, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и РФ.
Относительно доводов Исаева А.Р. о применении судом ч. 1 ст. 333 ГК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенный орган начисляет пени на сумму таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок исполнения обязанности по уплате которых был нарушен при формировании уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - в таком уведомлении (уточнении к уведомлению) (далее - Уведомление) (п. 3 ст. 72 Закона о таможенном регулировании).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (п. 7 ст. 72 Федерального закона № 289-ФЗ).
В силу статьи части 8 статьи 72 Закона о таможенном регулировании, размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Размер, подлежащих уплате таможенных платежей в соответствии с Уведомлением составил 432 645,56 руб., размер пени 382 894,89 руб. Таким образом, размер начисленных в соответствии с действующим законодательством не превышает размера таможенных платежей.
Как указано в абзаце 2 пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - Пленум № 49), с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 254 Закона о таможенном регулировании начисление пеней может быть признано необоснованным, если суд установит, что декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данным ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом от наделенных соответствующей компетенцией должностных лиц таможенных органов (статья 264 Закона о таможенном регулировании).
Соответствующие обстоятельства в рамках рассмотрения дела №2а-4037/2022 судом не установлены.
Положения части 1 статьи 333 ГК РФ применяются к правоотношениям, возникающим из договорных правоотношений, которые регулируются положениями ГК РФ.
При этом, таможенные платежи обеспечивают финансовую основу деятельности государства и являются необходимым условием для его существования, в связи с чем, пунктом 9 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
Поскольку взимание пеней не является мерой ответственности, суд не может уменьшить размер начисленных пеней в сравнении с размером, определенным согласно части 8 статьи 72 Закона о таможенном регулировании (абзац 3 пункта 29 Пленума).
Индивидуальное снижение пени противоречит принципу юридического равенства налогоплательщиков в связи с чем, возможность для исключений в данном случае законодательством не усматривается.
Таким образом, ни таможенный орган, ни суд неправомочны на основании обращения лица, в том числе связанного с его материальным положением, уменьшить сумму начисленных пеней при условии, что сумма начисленных пеней не превышает размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Поскольку при направлении Уведомления от 26 августа 2021 г. № 10209000/У2021/0002009 в адрес Исаева А.Р. и при начислении пени в рамках взыскания задолженности в судебном порядке Псковской таможней соблюдены все нормы, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и РФ, основания для уменьшения размера пени отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об уменьшении размера пени по таможенным платежам до 10 000 руб.
Руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Исаева А.Р. к Псковской таможне об уменьшении размера пени по таможенным платежам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в мотивированной форме путем подачи жалобы через Псковский городской суд.
Судья Ю.В. Дорошенко
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2023.