Дело № 2-244/2023
УИД 51RS0009-01-2023-000056-37
Мотивированное решение изготовлено 13 марта 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2023 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.,
при секретаре Корнеевой Н.А.,
с участием истца Сомовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Сомовой Т.А. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
установил:
Сомова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области (далее по тексту – администрация гп Зеленоборский) о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г.<адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от <дата> <номер>. Постановлением администрации гп Зеленоборский от 02 июля 2013 года № 148 данное помещение признано аварийным подлежащим сносу. В настоящее время дом не снесен и не расселен. Дальнейшее проживание в указанном доме невозможно ввиду его аварийного состояния. Аренда другого жилого помещения за свой счет для истца не представляется возможным, поскольку она является пенсионером.
Просит суд обязать администрацию гп Зеленоборский предоставить взамен аварийного, на основании договора социального найма жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и требованиям.
Истец Сомова Т.А. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации гп Зеленоборский в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, направили в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении иска отказать (л.д. 39-41).
По правилам части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Исходя из этого, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (пункты 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Сомова Т.А. является нанимателем двухкомнатной частично благоустроенной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно договору социального найма жилого помещения <номер> от <дата>, заключенному между МКУ «Отдел городского хозяйства» (наймодатель) и Сомовой Т.А. (наниматель), нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-комнатной частично благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Лиц, вселенных совместно с нанимателем в жилое помещение не имеется (л.д. 8-11).
Таким образом, Сомова Т.А. вселена в квартиру <номер> дома <номер> по улице Центральная г.<адрес> на законных основаниях, в настоящее время является единственным нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района от 02 июля 2013 года № 148 утверждено решение межведомственной комиссии № 7 от 02 июля 2013 года, дом <номер> по улице <адрес>, кроме прочих, признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 2 постановления). Пунктом третьим указанного постановления администрации гп Зеленоборский предписано предоставить семьям, пользующимся жилыми помещениями в домах, указанных в пункте 2 постановления, на основании договоров социального найма, вне очереди, жилые помещения. Срок сноса аварийных домов определен - до 31 декабря 2019 года (пункт 4 постановления) (л.д. 24).
Постановлениями администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района от 15 июля 2021 года № 176 и от 09 февраля 2022 года № 28/1 в постановление администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района от 02 июля 2013 года № 148 внесены изменения, в окончательной редакции указанного постановления установлены следующие сроки: срок предоставления гражданам, зарегистрированным в жилых домах, указанных в пункте 1 постановления, жилых помещений в соответствии с действующим законодательством – до 01 сентября 2025 года; срок сноса дома – до 31 декабря 2026 года (л.д. 25, 26).
Как следует из сообщения администрации гп Зеленоборский Сомова Т.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. По состоянию на 30 января 2023 года числится под номером 40. В рамках ежегодной перерегистрации граждан в октябре-декабре 2022 года в целях подтверждения права граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сведения об имущественной и жилищной обеспеченности Сомовой Т.А. не представлялись (л.д. 23).
Согласно информации Министерства строительства Мурманской области от 30 января 2023 года № 07-02/366-АГ многоквартирный дом <номер> по улице <адрес> постановлением администрации г.п. Зеленоборский Кандалакшского района от 02 июля 2013 года № 7 признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем его расселение будет осуществляться в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области на 2019 – 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 01 апреля 2019 года № 153-ПП. Планируемый срок окончания расселения дома, согласно действующей редакции Программы – 31 декабря 2023 года (л.д. 45).
Согласно заключению экспертизы безопасной эксплуатации жилого здания по адресу: <адрес>, составленного ООО «ЭльГранд-Проект» 23 мая 2013 года, дом введен в эксплуатацию в 1958 году, на май месяц 2013 года состояние здания оценивается как предаварийное состояние. Обшивка фасада дома имеет повреждения. Для дальнейшей безаварийной эксплуатации здания необходимо провести усиление конструкции фундамента здания. Во всем здании наблюдаются массовые протечки кровли, которые влияют на несущую способность конструкции. В связи с необходимостью проведения капитального ремонта и частичным отсутствием систем инженерного оборудования, нецелесообразна дальнейшая эксплуатация данного здания (л.д. 95).
Вместе с тем, актом обследования многоквартирного дома <номер> по улице <адрес> от 13 февраля 2023 года, проведенного комиссией в составе начальника МКУ «Отдел городского хозяйства» Ш.М.А., специалиста администрации гп Зеленоборский И.М.А., инженера МКУ «Отдел городского хозяйства» П.М.В. на предмет технического и санитарного состояния многоквартирного дома, конструктивных элементов дома установлено следующее: несущие конструкции многоквартирного дома без видимых разрушений и повреждений; на наружных стенах видны разрушения оштукатуренного слоя, имеются незначительные трещины; внутренние стены жилого дома – брусчатые, без отделки. Потолок окрашен водоэмульсионной краской, видны сухие пятна от подтеков кровли, на момент обследования сырых пятен не обнаружено. Полы в подъезде деревянные, окрашенные, имеется стертость краски. Санитарное состояние удовлетворительное. Выводы: при визуальном осмотре дома <номер> по улице <адрес> угроза жизни и здоровью проживающих в них лиц отсутствует. Ухудшение технического и санитарного состояния, конструктивных элементов дома установить невозможно, так как экспертизу безопасной эксплуатации жилого здания проводила специализированная организация ООО «ЭльГранд-Проект» в 2013 году (л.д. 113).
Актом обследования жилого помещения № 4 дома <номер> по улице <адрес> от 13 февраля 2023 года, проведенного комиссией в указанном выше составе 13 февраля 2023 года, установлено, что квартира расположена на 1 этаже, состоит из двух комнат, коридора, кухни и туалета, имеется централизованное отопление, газоснабжение от баллонов, оконные рамы – деревянные, полы – деревянные доски, покрыты линолеумом; на полу в туалете имеется разрыв линолеума, потолок окрашен масляной краской, в кухне на потолке имеется частичное отслоение краски, сырые подтеки отсутствуют; стены оклеены обоями, в туалете установлена душевая кабина. Выводы: при визуальном осмотре квартиры, расположенной по адресу: <адрес> установлено, что угроза жизни и здоровью проживающих в ней лиц отсутствует. Установить, произошло ли ухудшение технического состояния жилого помещения по сравнению с состоянием в 2013 году невозможно, поскольку в 2013 году обследование указанного жилого помещения не производилось (л.д. 129). При этом истцом доказательств, достоверно указывающих на невозможность дальнейшего проживания жилом помещении, на опасность проживания в нем для жизни и здоровья истца, не представлено.
Вместе с тем, постановление администрации гп Зеленоборский от 02 июля 2013 года № 148 «О признании домов аварийными», в редакции постановлений администрации гп Зеленоборский от 15 июля 2021 года № 176 и от 09 февраля 2022 года № 28/1, которым многоквартирный дом <номер> по улице <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, не отменялось, является действующим. Указанным постановление установлен срок предоставления жилых помещений гражданам, зарегистрированным в данном многоквартирном доме – до 01 сентября 2025 года. Кроме того, многоквартирный дом <номер> по улице <адрес> в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу включен в региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019 – 2024 годы, планируемый срок окончания расселения согласно действующей редакции программы – 31 декабря 2023 года.
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения, определение срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Согласно пункту 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Разрешая спор, проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, учитывая, что, несмотря на признание в установленном законом порядке многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение истца, аварийным и подлежащим сносу, доказательств того, что проживание в указанном помещении угрожает жизни и здоровью истца, не представлено, принимая во внимание, что многоквартирный дом включен в региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019 – 2024 годы, постановлением администрации гп Зеленоборский от 02 июля 2013 года № 148 определен конкретный срок предоставления гражданам, зарегистрированным в данном многоквартирном доме, жилых помещений – до 01 сентября 2025 года, суд приходит к выводу о том, что требования истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного жилого помещения удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Сомовой Т.А. в удовлетворении исковых требований к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан