Дело № 12-120/2023
Судья: Иванова Т.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
2 октября 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Иванова Александра Владимировича на постановление судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Иванова Александра Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2023 года Иванов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного приостановления деятельности кафе «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> (на первом этаже торгового центра «<данные изъяты>»), сроком на 90 суток.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Иванов А.В. просит постановление судьи отменить, указывая на необоснованность и строгость назначенного наказания. При установлении возможности возникновения угрозы жизни и здоровью людей, возникновению инфекционных заболеваний, по делу не привлечены потерпевшие. При назначении наказания в постановлении суд не решил вопрос о мероприятиях, необходимых для его исполнения, необоснованно указал на то, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и специалист-эксперт подтвердили обстоятельства совершения правонарушения, поскольку в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации должностные лица, составившие протокол об административных правонарушениях, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы.
В судебном заседании Иванов А.В., защитник Архипов Д.Ю. жалобу поддержали. Защитник Архипов Д.Ю. дополнительно заявил, что нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении, протокол составлен в отсутствие Иванова А.В., который не был уведомлен о месте и времени его составления, права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему не разъяснены. Николаев Е.В. представителем Иванова А.В. не являлся, доверенность на представление интересов ему не выдавалась.
Иванов А.В. пояснил, что должностное лицо о составлении протокола об административном правонарушении, в том числе по телефону, его не уведомляло. О составлении протокола ему стало известно лишь 15 сентября 2023 года. В день проведения проверки бармен ФИО1 позвонила ему и сообщила, что в кафе проводится проверка, нужно закрыть кафе. Потом ночью позвонил сотрудник Николаев Е.В., сказал, что проверяющие еще в кафе, берут анализы, больше ничего не сообщал. Также указал, что ввиду приостановления деятельности кафе невозможно устранить выявленные нарушения, поскольку помещение опечатано.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав представителя Управления Роспотребназора по Чувашской Республике Андрееву Т.В., допросив свидетеля - начальника ТО Управления Роспотребназора по Чувашской Республике в г. Канаш Кузьмина О.Л., прихожу к следующему.
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике о проведении санитарно - эпидемиологического расследования № 14 от 13 сентября 2023 года проведено санитарно-эпидемиологическое расследование, направленное на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) по фактам регистрации 5 случаев диагноза «Другой и неутонченный гастроэнтерит и колит инфекционного происхождения» среди лиц, употреблявших пищевую продукцию, изготовленную в кафе «<данные изъяты>», расположенного в здании торгового центра «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>.
В ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования 13 сентября 2023 года в период с 13 час. 30 мин. до 21 час. 30 мин выявлено, что
- не проводился производственный контроль, основанный на принципах ХАСП; документы, подтверждающие его проведение, не представлены, чем нарушен п. 2.1 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- планировка участков производственного помещения кафе не обеспечивала поточность (последовательность) технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции, допуская встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, тем самым не обеспечивалась биологическая безопасность изготовляемой продукции (в установленной в производственном помещении двухсекционной моечной ванне осуществлялась первичная обработка овощей (морковь, томаты, огурцы, перцы, кабачки, салат «Айсберг» и др.), грибов, фруктов (авакадо, лимон), мытье столовой, кухонной посуды и инвентаря, мытье рук персонала, сырья (рыба, мясо птицы, свинина); на одном производственном столе хранится чистая и использованная посуда, инвентарь; на одном производственном столе осуществляется изготовление горячих роллов, разделка и посол сырой рыбной продукции, термическая обработка наггетсов, картофеля фри, картошки по-деревенски, бургеров; на одном слайсере осуществляется нарезка готовой (колбасы, ветчины) и сырой (свежая рыба) продукции; сырая продукция (рис, рыба свежая, овощи (огурцы), фрукты (авокадо) в транспортной упаковке поступают на производственный участок мимо участков приготовления пищи, роллов, мытья посуды, окна выдачи готовой продукции), чем нарушены п.п.2.5, 2.7 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- изготовление продукции не производится в соответствии с ассортиментом, утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, чем нарушен п.2.8 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- на участках приготовления холодных блюд, порционирования блюд, упаковки и формирования наборов готовых блюд не использовалось бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации, чем нарушен п.2.14 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- ведро для уборки помещения не промаркировано, чем нарушен п. 2.19 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- не проводился ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции общественного питания, и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний с внесением результатов в гигиенический журнал на бумажном или электронном носителях, чем нарушен п.2.22 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- в производственных помещениях и обеденном зале выявлено наличие насекомых (мух), чем нарушен п.2.23 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- разделочный инвентарь (доски, ножи) не промаркированы любым способом, чем нарушен п. 3.2 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- допускалось хранение в одном холодильнике сырья и готовой к употреблению готовой пищевой продукции при количестве посадочных мест - 36, чем нарушен п.3.2 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- отсутствовали индивидуальные шкафы или специально отведенные места для хранения одежды второго и третьего слоя персонала, чем нарушен п.3.4 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- не велась ежедневная регистрация показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании на бумажном и (или) электронном носителях, чем нарушен п. 3.8 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- холодильное оборудование кафе не оборудовано контрольными термометрами, чем нарушен п.3.13 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- фритюрные жиры, используемые при производстве (приготовлении пищевой продукции во фритюре), не подлежали ежедневному контролю; информация о замене фритюрных жиров не фиксировалась в электронном или бумажном виде, чем нарушен п. 4.3 СанПин 2.3/2.4.3590-20;
- производственное помещение кафе не подвергалось качественной уборке (холодильное оборудование, расположенное рядом с фритюрницей, не содержится в чистоте: имеются жировые пятна, подтеки; вытяжные зонты и вентиляционные трубы загрязнены копотью и жировыми подтеками; на стене около фритюрницы имеются жировые пятна), чем нарушен п.2.18 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
Выявленные нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ИП Иванова А.В.
Рассмотрев дело, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ИП Иванова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с положениями статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом.
Однако из материалов дела не представляется возможным установить, выполнены ли должностным лицом требования названной нормы в указанной части.
13 сентября 2023 года в 23 час. 45 мин. 13 должностным лицом Роспотребнадзора в отношении ИП Иванова А.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 5-6).
В протоколе об административном правонарушении указано, что 13 сентября 2023 года с протоколом ознакомлен представитель ИП Иванова А.В. – Николаев Е.В. и бармен ФИО1 (л.д. 8).
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
При этом материалы дела не содержат данных об извещении Иванова А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушениипо месту его жительства в соответствии с частью 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о надлежащем извещении Иванова А.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении способом, которое обеспечивает фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, равно как и не содержат ходатайства о составлении протокола без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Между тем указанные обстоятельства судьей районного суда были оставлены без внимания. Извещался ли должностным лицом административного органа Иванов А.В. о времени и месте составления указанного протокола надлежащим образом, судьей не проверено.
Опрошенный в качестве свидетеля начальник ТО Управления Роспотребназора по Чувашской Республике в г. Канаш Кузьмин О.Л. пояснил, что 13 сентября 2023 года в кафе «Сушистик» было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование, составлен протоколоб административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ и протокол о временном запрете деятельности. Протокол составлен в отсутствии Иванова А.В., извещение о составлении протокола по месту его жительства и на электронный адрес, не направлялось. До начала проверки бармен кафе ФИО1 позвонила Иванову А.В., передала ему трубку, он сообщил Иванову А.В., что в кафе проводится проверка, по выявлении правонарушения будет составлен протокол. Время, когда будет составлен протокол, не сообщал. Протокол составлен в присутствии Николаева Е.В., доверенность на представление интересов Иванова А.В. им не представлена. Николаев Е.В. тоже звонил Иванову А.В.
В судебном заседании Иванов А.В. не подтвердил, что его извещали посредством телефонной связи о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В силу статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, изложенных в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5, телефонограмма отнесена к числу способов, с использованием которых лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, могут быть извещены.
Судья районного суда не был лишен возможности допросить в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и лиц, указанных в протоколе об административном правонарушении, истребовать материалы, которые могут содержать фактические данные, относящиеся к обстоятельствам дела, и установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения.
Вместе с тем для установления этих обстоятельств, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и лица, сведения о которых указаны в протоколе об административном правонарушении (Николаев Е.В., бармен ФИО1), в судебное заседание не вызывались, их допрос не производился.
Судья фактически не проверял, соблюден ли установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок производства по делам об административных правонарушениях, созданы ли необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, постановление судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2023 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело направлению на новое рассмотрение в Канашский районный суд Чувашской Республики.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем решении, выяснить и оценить обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, проверить факт надлежащего извещения ИП Иванова А.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Иванова Александра Владимировича отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Канашский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова