Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-407/2022 (3а-2496/2021;) ~ М-2264/2021 от 10.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                             

03.02.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания        Даниленко И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-407/2022 (3а-2496/2021) по административному исковому заявлению Ермакова А.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равной их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Ермаков А.В. (далее административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным иском в котором (с учетом уточнения) просил:

Восстановить срок на обращение в суд с административным иском.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 64,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание склада ГСМ, по состоянию на 24.07.2013 в размере 43611 рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 147,9 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание гаража для грузовых автомобилей, по состоянию на 24.07.2013 в размере 327 686 рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 17,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая для хранения материалов, по состоянию на 24.07.2013 в размере 18 041 рубль;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 20,4 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая-гаража, по состоянию на 24.07.2013 в размере 20 911 рубль;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 99,1 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание конторы, по состоянию на 24.07.2013 в размере 318 586 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, определенный в Отчете об оценке, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как налогоплательщика.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.

Представитель административного истца Биктеева Э.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные требования.

ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в письменном отзыве оставляет принятие решения на усмотрение суда.

Представители административных ответчиков – Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованного лица - Администрации м.р. Кинель-Черкасский Самарской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о следующих объектах недвижимости:

нежилое здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 64,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание склада ГСМ;

нежилое здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 147,9 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание гаража для грузовых автомобилей;

нежилое здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 17,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая для хранения материалов;

нежилое здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 20,4 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая-гаража;

нежилое здание с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 99,1 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание конторы.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, что подтверждено соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости и осуществляет уплату налога исходя из их кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 №118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 установлена в размере 257 187,96 рублей;

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 установлена в размере 631 012,39 рублей;

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 74 663,4 рублей;

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 установлена в размере 87 036,19 рублей;

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 установлена в размере 422 808,17 рублей.

В настоящее время актуальная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена на основании приказа Министерства имущественных отношении Самарской области от 25.11.2021 № 2451.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости является архивной.

На основании п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, учитывая, что результатами определения архивной кадастровой стоимости затронуты права и обязанности административного истца, дату подачу административным истцом заявления в суде о пересмотре кадастровой стоимости, суд полагает, что у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в ЕГРН – 24.07.2013. Административный иск подан в суд 10.12.2021. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок обращения в суд, о восстановлении которого заявлено ходатайство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости - в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 15 статьи 378.2, пункту 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Поскольку расчет налоговых платежей на объект недвижимости производится исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости в спорный период, с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает возможным восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, рассмотреть заявленные истцом требования по существу.

В обоснование рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке от 30.11.2021, подготовленный ООО «РЕГИОН», согласно которому рыночная стоимость нежилого здания:

с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 составляет 43611 рублей;

с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 составляет 327 686 рублей;

с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 составляет 18 041 рубль;

с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 составляет 20 911 рубль;

с кадастровым номером по состоянию на 24.07.2013 составляет 318 586 рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода методом сравнения продаж является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от применения иных методов и подходов оценки обоснован.

Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относится объект оценки.

В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, приложены копии размещенных в периодических изданиях и сети "Интернет" объявлений, позволяющих делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками и заинтересованным лицом не приведено каких-либо замечаний к отчёту об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного объекта недвижимого имущества, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам у суда не имеется.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 10.12.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненный административный иск Ермакова А.В. удовлетворить.

Восстановить Ермакову А.В. срок на обращение в суд с административным иском.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 64,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание склада ГСМ, по состоянию на 24.07.2013 в размере 43611 рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 147,9 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание гаража для грузовых автомобилей, по состоянию на 24.07.2013 в размере 327 686 рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 17,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая для хранения материалов, по состоянию на 24.07.2013 в размере 18 041 рубль;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 20,4 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая-гаража, по состоянию на 24.07.2013 в размере 20 911 рубль;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 99,1 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание конторы, по состоянию на 24.07.2013 в размере 318 586 рублей.

Датой подачи Ермаковым А.В. заявления в суд считать 10.12.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья          С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.02.2022.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

резолютивная часть

г. Самара                             

03.02.2022

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи            Клюева С.Б.,

при секретаре судебного заседания        Даниленко И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-407/2022 (3а-2496/2021) по административному исковому заявлению Ермакова А.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равной их рыночной стоимости,

руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Уточненный административный иск Ермакова А.В. удовлетворить.

Восстановить Ермакову А.В. срок на обращение в суд с административным иском.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 64,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание склада ГСМ, по состоянию на 24.07.2013 в размере 43611 рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 147,9 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание гаража для грузовых автомобилей, по состоянию на 24.07.2013 в размере 327 686 рублей;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 17,5 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая для хранения материалов, по состоянию на 24.07.2013 в размере 18 041 рубль;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 20,4 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание сарая-гаража, по состоянию на 24.07.2013 в размере 20 911 рубль;

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, площадью 99,1 кв.м., назначение: Нежилое, наименование: Здание конторы, по состоянию на 24.07.2013 в размере 318 586 рублей.

Датой подачи Ермаковым А.В. заявления в суд считать 10.12.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья          С.Б. Клюев

3а-407/2022 (3а-2496/2021;) ~ М-2264/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермаков А.В.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
10.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Судебное заседание
10.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее