Дело № 2-285/2022
УИД 55RS0011-01-2022-000396-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Тытюк Е.А., прокурора Невойт Н.Ю., рассмотрев 23 июня 2022 года в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица, в том числе несовершеннолетних, к МБОУ «Краснополянская СОШ» о возложении на учреждение обязанности обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Краснополянская СОШ», в обоснование которого указал, что прокуратурой района была проведена проверки в отношении образовательного учреждения на предмет исполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму.
По итогам проверки установлено, что вопреки требованиям п.п. 2, 6, 7 ст. 28, п. 8 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Закон № 273-ФЗ), ст. 2, п. 4 ст. 3 от 06.03.2006 № 35-ФЗ Федерального закона «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ), п.п. 24, 25, 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее - Требования), в МБОУ «Краснополянская СОШ», которой присвоена третья категория опасности, отсутствуют речевые оповещатели.
Несмотря на внесенное прокурором в адрес учреждения представление, последнее оставлено без удовлетворения в виду отсутствия достаточного бюджетного финансирования для устранения выявленных нарушений.
С учетом изложенного, прокурор просил возложить на МБОУ «Краснополянская СОШ» обязанность обеспечить образовательную организацию системой оперативного информация лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность люде и предотвращение паники (речевыми оповещателями).
В судебном заседании прокурор Невойт Н.Ю. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представители ответчика, третьего лица, в судебном заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным разрешить заявленный спор при имеющейся явке.
По итогам судебного следствия установлено, что прокуратурой Горьковского района была проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, в том числе в отношении МБОУ «Краснополянская СОШ».
В соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории), паспортом безопасности МБОУ «Краснополянская СОШ» присвоена третья категория опасности.
При этом в образовательной организации отсутствуют речевые оповещатели. По данному факту прокурором района в адрес руководителя образовательной организации внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое фактически оставлено без удовлетворения по причине отсутствия достаточного бюджетного финансирования для устранения выявленных нарушений.
Оценивая установленные обстоятельства, суд исходит из следующего.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ).
Частью 3 статьи 5 Закона № 35-ФЗ установлена также обязанность органов местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий противодействие терроризму, под которым, согласно п. 4 ст. 3 его, понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Исходя из приведенных выше норм законодательства, положений Требований, предписано устанавливать на объектах (территориях) третьей категории опасности, к числу которых относится МБОУ «Краснополянская СОШ», системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д» п. 24, п. 25).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Следовательно, МБОУ «Краснополянская СОШ» в соответствии с приведенными нормами права должно быть оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Однако образовательное учреждение такой системой не обеспечено. Указанное состояние, по мнению суда, не отвечает требованиям федерального законодательства об антитеррористической защищенностью объекта (территории), под которым как указано выше понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Соответственно, несоблюдение требований закона об антитеррористической защищенности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в образовательном учреждении и на его территории. Таким образом, требования прокурора, которые заявлены в соответствии с нормами ст. 45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению. При этом суд находит необходимым возложить на ответчика обязанность устранить установленные нарушения в соответствии со способами, установленными законодательством.
В частности, согласно подп. «д» п. 24, 25 Требований объекты третьей категории опасности должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Приходя к указанному выводу, суд исходит из того, что указанная система оповещения и управления эвакуацией, по смыслу п. 31 Требований, может быть как речевой, так и звуковой. Более того, приведенными нормами допускается альтернатива оборудовать учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из следующего.
В силу положений ч. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса. Принимая во внимание тот факт, что неисполнение ответчиком перечисленных выше норм законодательства связано с материальными затруднениями, суд приходит к выводу об отсутствии у муниципального учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, в связи с чем полагает возможным освободить учреждение от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.06.2022