УИД 10RS0010-01-2023-000068-03
№ 13-42/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 февраля 2023 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Байковой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению администрации Олонецкого национального муниципального района о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
установил:
заявитель администрация Олонецкого национального муниципального района (далее Администрация) обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу №. В обоснование заявления указано, что АОНМР является должником по исполнительному производству № от хх.хх.хх г..Предмет исполнения: обязать администрацию Коткозерского сельского поселения в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать проект реконструкции очистных сооружений в д. ...., и в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить в соответствии с утвержденным проектом реконструкцию очистных сооружений в д. ..... Решение вступило в законную силу хх.хх.хх г..Определением судьи Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. произведено процессуальное правопреемство, должник администрация Коткозероского сельского поселения заменён правопреемником администрацией Олонецкого национального муниципального района. Определением судьи Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. Администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу № на срок 1 год с даты вступления в законную силу определения, то есть до хх.хх.хх г.. хх.хх.хх г. судебным приставом-исполнителем в адрес должника вынесено требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу № в срок до хх.хх.хх г.. Однако в указанный срок исполнить решение не возможно, аналогично как исполнить в срок предоставленной отсрочки не представилось возможным в связи со следующим. Процесс исполнения судебного решения по разработке проектно-сметной документации, а затем реконструкции очистных сооружений, затратный как по материальным, так и по временным ресурсам. Став правопреемником с № года, АОНМР были проведены мероприятия, направленные на исполнение судебного решения. За указанный период установлены границы и поставлен на кадастровый учет земельный участок под канализационными очистными сооружениями в д. ...., получены правоустанавливающие документы на земельный участок, утвержден градостроительный план земельного участка, получены технические условия на технологическое присоединение к инженерным сетям. Получены сведения АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» о технической возможности подключения объекта «Реконструкция канализационных очистных сооружений в ....» в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № от действующего газопровода: «Строительство газопровода распределительного (уличная сеть) по .... сельского поселения Олонецкого национального муниципального района .... (ГРПБ2)». Получены сведения ООО «Петербургтеплоэнерго» о возможности подключения данного объекта к сетям теплоснабжения от источника тепловой энергии в пределах свободной тепловой нагрузки. На запрос Администрации из Управления по охране объектов культурного наследия РК получен ответ, что на настоящий момент на испрашиваемом земельном участке (КОС ....) объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленные объекты культурного наследия отсутствуют. Сведений об отсутствии ни испрашиваемом земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в т.ч. археологического), в Управление не поступало. В настоящее время Администрацией получена вся исходно-разрешительная документация, необходимая для выполнения мероприятий по проектированию. Вся исходно-разрешительная документация направлена в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК с целью решения вопроса по осуществлению софинансирования изготовления проектно-сметной документации. В соответствии с имеющимися коммерческими предложениями о стоимости изготовления проектно-сметной документации средняя стоимость работ по проектированию объекта капитального строительства составляет 4,5 млн. руб. С целью выявления, а также возможного перераспределения средств бюджета .... на проведение мероприятий по проектированию объекта капитального строительства «Реконструкция канализационных очистных сооружений в .... Республики Карелия» в течение хх.хх.хх г. года направлялось несколько обращений в Совет Олонецкого национального муниципального района, решениями Совета в перераспределении средств бюджета района на проведение мероприятий отказано, в виду отсутствия средств в бюджете района. Дефицитный бюджет района не позволяет выполнить решение суда в установленные сроки. В связи с изложенным Администрация просила предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу № на срок до 18 месяцев с даты вступления в силу определения суда.
В судебном заседании представитель заявителя АОНМР Московкин Д.Г., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Прокурор Юшин М.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявления.
Заинтересованное лицо ОСП по Олонецкому району УФССП по РК в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Заинтересованное лицо администрация Коткозерского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Заинтересованное лицо ООО "Тепло" в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Заинтересованное лицо ООО "РемСтройСервис" в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов РК в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК ФИО5 разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела №, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
По смыслу положений ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения решения суда могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнениярешения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнениярешения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Гражданский процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства (Определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хакимова Рустема Райшитовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ»).
Отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав и (или) охраняемых законом интересов взыскателя, поэтому основания для ее предоставления должны носить исключительный характер.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона и разъяснений Верховного и Конституционного Судов РФ, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов взыскателя, требования которого признаны решением суда обоснованными, и ответчика суд вправе удовлетворить заявление о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда лишь в случае предоставления стороной-заявителем убедительных доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, которые могут служить основанием для названного действия. При этом отсрочка исполнения решения не должна привести к невозможности исполнения решения суда.
В судебном заседании установлено, что АОНМР является должником по исполнительному производству от хх.хх.хх г. №. Предмет исполнения: обязать администрацию Коткозерского сельского поселения в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать проект реконструкции очистных сооружений в д. ...., и в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить в соответствии с утвержденным проектом реконструкцию очистных сооружений в. д. ..... Решение вступило в законную силу хх.хх.хх г.. Определением Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. по исполнительному производству произведено процессуальное правопреемство, должник - администрация .... сельского поселения, - заменён правопреемником администрацией Олонецкого национального муниципального района.
Определением судьи Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Олонецкого районного суда РК от хх.хх.хх г. по гражданскому делу № на срок один год, с даты вступления в законную силу определения судьи.
Согласно сведениям, представленным АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» от хх.хх.хх г., общество предварительно подтверждает техническую возможность подключения объекта «Реконструкция канализационных очистных сооружений в ....» в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № от действующего газопровода: «Строительство газопровода распределительного (уличная сеть) по .... сельского поселения Олонецкого национального муниципального района .... (ГРПБ2)».
Согласно сведениям, представленным ООО «Петербургтеплоэнерго» от хх.хх.хх г., общество подтверждает возможность подключения данного объекта к сетям теплоснабжения от источника тепловой энергии в пределах свободной тепловой нагрузки.
Согласно сведениям, представленным Управлением по охране объектов культурного наследия РК от хх.хх.хх г., в настоящий момент на испрашиваемом земельном участке (КОС Коткозеро) объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленные объекты культурного наследия отсутствуют.
Решением Совета Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. № «О ходатайстве администрации Олонецкого национального муниципального района» отказано в перераспределении денежных средств в бюджете Олонецкого национального муниципального района на хх.хх.хх г. год в виду отсутствия возможности изъятия бюджетных ассигнований с первоочередных расходов от законтрактованных лимитов на исполнение решения суда по делу № от хх.хх.хх г., разработать и согласовать проект реконструкций очистных сооружений в ...., осуществить реконструкцию очистных сооружений.
Решением Совета Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. № «О ходатайстве администрации Олонецкого национального муниципального района» отказано в перераспределении денежных средств в бюджете Олонецкого национального муниципального района на хх.хх.хх г. год в виду отсутствия возможности изъятия бюджетных ассигнований с первоочередных расходов от законтрактованных лимитов на исполнение решения суда по делу № от хх.хх.хх г., разработать и согласовать проект реконструкций очистных сооружений в ...., осуществить реконструкцию очистных сооружений.
хх.хх.хх г. в Карельской межрайонной природоохранной прокуратуре состоялось рабочее совещание по вопросу исполнения судебных решений по искам и административным искам Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры. Решением совещания: рекомендовано ОСП УФССП России по РК совместно с органами местного самоуправления сельских поседений, выступающими должниками по исполнительным производствам, проработать вопрос о наличии правовых оснований для замены стороны в исполнительном производстве на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; рекомендовано Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК направить в адрес органов местного самоуправления актуальный перечень исходных документов, необходимых для предоставления в КУ РК «УКС РК» в целях разработки проектной документации; органам местного самоуправления обеспечить подготовку пакета документов, необходимых для предоставления в КУ РК «УКС РК» в целях разработки проектной документации; рекомендовано органам местного самоуправления рассмотреть вопрос обращения в судебном порядке за предоставлением отсрочек при наличии объективных препятствий для исполнения решений в настоящее время и принятии конкретных мер, направленных на их исполнение с приложением подтверждающих документов; Карельской межрайонной природоохранной прокуратуре в целях актуализации запросить и проанализировать у должников - органов местного самоуправления сведения о принятых мерах, направленных на исполнение судебных решений, запланированных мероприятиях, их сроках, а также об объёмах денежных средств, необходимых для исполнения судебных актов.
Допрошенный в судебном заседании специалист АОНМР ФИО6 пояснил, что он курирует проект реконструкции КОС в д. Коткозеро. В период предыдущей отсрочки исполнения решения суда, предоставленной определением Олонецкого районного суда от хх.хх.хх г., выполнены следующие мероприятия: проведен сбор исполнительных данных, которые должны быть предоставлены в Минстрой с целью организации и проведения конкурсных процедур на заключение государственного контракта на выполнение работ по реконструкции КОС. В конце хх.хх.хх г. года при прокуратуре состоялось рабочее совещание, было принято решение о том, что Минстрой в срок до конца хх.хх.хх г. года должно подготовить, актуализировать исходно-разрешительную документацию, предоставленную органами местного самоуправления, что было сделано. В хх.хх.хх г. года указанный перечень документов направлен в Минстрой, а именно, подготовлены технические условия на подключение к объектам инженерных сетей, направлены запросы и получены справки на наличие или отсутствие на земельном участке объектов культурного наследия, градостроительный план земельного участка. Природоохранная прокуратура направляла запросы о ходе исполнения решения суда, АОНМР направляла ответы. Об исполнении АОНМР протокольных поручений по итогам рабочего совещания АОНМР уведомила не только Минстрой, но и природоохранную прокуратуру в хх.хх.хх г. года. Необходимо проведение процедуры проектно - изыскательских работ, для чего требуется получение справок от государственных органов федерального значения. Средняя цена разработки проектно-сметной документации согласно расчету официального сайта «Госзакупки» хх.хх.хх г. составляет 9 629 333, 33 руб., включая и стоимость проведения экспертизы. На последнем совещании в хх.хх.хх г. года с представителями прокуратуры и Минстроя договорились, что администрацией района будет подготовлен новый градостроительный план, куда будут включены полученные технические условия на технологическое присоединение, сведения по объектам культурного наследия, схема действующего водоснабжения и водоотведения, сведения о средней стоимости выполнения работ. Минстрой после получения указанных документов доработает перечень для изготовления инвестиционного паспорта проекта для дальнейшего включения в адресную инвестиционную программу и выделения денежных средств. АОНМР обращалась в Совет депутатов, в Законодательное Собрание РК в хх.хх.хх г. годах по вопросу выделения денежных средств на проектирование, но было отказано. С конца прошлого года издано распоряжение Правительства РК, которое объединит два ведомства: Минстрой, в лице управления капитального строительства РК, и строительную дирекцию, путем их реорганизации. Основной целью объединенной организации будет осуществление адресной инвестиционной программы РК.
В судебном заседании установлено, что Администрацией получена исходно-разрешительная документация, необходимая для выполнения мероприятий по проектированию. Исходно-разрешительная документация направлена в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК с целью решения вопроса по осуществлению софинансирования изготовления проектно-сметной документации. Согласно коммерческим предложениям о стоимости изготовления проектно-сметной документации средняя стоимость работ по проектированию объекта капитального строительства составляет 4,5 млн. руб. С целью перераспределения средств бюджета .... на проведение мероприятий по проектированию объекта капитального строительства «Реконструкция канализационных очистных сооружений в .... Республики Карелия» в течение хх.хх.хх г. администрацией направлялось несколько обращений в Совет Олонецкого национального муниципального района, решениями Совета в перераспределении средств бюджета района на проведение мероприятий отказано.
Учитывая обстоятельства дела, объем и стоимость работ, которые необходимо провести для исполнения решения суда, а так же то обстоятельство, что ранее должником предприняты действия, направленные на исполнение решения суда, суд приходит к выводу, что имеются основания для предоставления АОНМР отсрочки исполнения решения суда на разумный срок. При определении разумного срока представления отсрочки суд учитывает объем и стоимость работ, которые необходимо провести для исполнения решения суда. Таким образом, учитывая баланс интересов должника и взыскателя, суд полагает возможным предоставить АОНМР отсрочку исполнения решения суда на 1 год с даты вступления в законную силу определения суда.
Руководствуясь статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
определил:
заявление администрации Олонецкого национального муниципального района, ИНН хх.хх.хх г., удовлетворить частично.
Отсрочить исполнение решения Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. по гражданскому делу № на срок 1 (один) год с даты вступления в законную силу определения суда.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции через Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Судья С.А. Петров