№ 12-33/2022
УИД 22RS0013-01-2022-000064-25
Р Е Ш Е Н И Е
г. Бийск 21 февраля 2022 года
Судья Бийского городского суда Алтайского края Кучеревский С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Овчинникова И.В. на постановление заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Князева И.Д. от 16.12.2021 № 21-9071/3110, которым
Овчинников ИВ <данные изъяты>
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Князева И.Д. от 16.12.2021 № 21-9710/3110 Овчинников И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено наказание в штрафа в размере 20000 рублей.
Овчинников И.В. не согласился с указанным постановлением и обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает, что предписание не исполнено по объективным причинам, а именно предыдущим председателем правления не переданы документы о финансово-хозяйственной деятельности; КПК обратилась в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом); в КПК отсутствует штат работников; деятельность кооператива приостановлена; содеянное является малозначительным.
В судебном заседании Овчинников И.В. доводы жалобы поддержал и пояснил, что исполнить предписание он не смог из-за отсутствия документов. В суд подано заявление об истребовании у предыдущего председателя финансово-экономической документации. Предыдущий председатель Епифанцев пояснил, что все документы находятся у субподрядчика. Он сомневается в достоверности финансово-экономической отчетности. Он не отвечал на запросы Центробанка, чтобы не подписывать ответы и тем самым не брать на себя ответственность за достоверность документов. Просит отменить постановление или понизить штраф ниже минимального размера.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 76.5 Закона Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 8.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России дает кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
В отношении кредитных кооперативов Банк России вправе направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке (п.6 ч.3 ст.5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ).
Согласно ст.76.9 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.
Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями и саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
15.09.2021 в личном кабинете Кооператива размещено предписание, направленное в связи с не предоставлением документов по запросам Банка от 29.07.2021 и 30.08.2021. Срок исполнения предписания установлен до 18.10.2021. Вместе с тем, предписание Банка от 15.09.2021 не исполнено, что является нарушением п.6 ч.3 ст.5 Федерального закона № 190-ФЗ. Информация об исполнении предписания в установленный срок Овчинниковым не представлена.
Факт совершения правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; предписанием Банка России от 15.09.2021; запросами Банка от 30.08.2021 и 29.07.2021 и другими материалами дела.
Таким образом, должностным лицом Овчинниковым И.В. совершено деяние, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заместитель управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Князев И.Д. пришел к правильному выводу о наличии в действиях Овчинникова И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ Овчинников И.В., как должностное лицо, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 данного Кодекса.
Собранным по делу об административном правонарушении доказательствам должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не принимаются во внимание.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из содержания п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное должностным лицом Овчинниковым, как малозначительное, не представлено.
Допущенное заявителем правонарушение существенным образом посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок реализации Банком России своих функций, представляет угрозу права и законным интересам пайщиков, свидетельствует о пренебрежительном отношении к своим обязанностям и не может быть признано малозначительным.
Заключение Кооперативом гражданско-правовых договоров с иными лицами не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку неисполнение третьим лицом обязательств по гражданско-правовому договору не может являться непреодолимым препятствием для исполнения требований Предписания Банка России от 29.06.2021.
В ходе рассмотрения дела и настоящей жалобы не представлено доказательств того, что Овчинниковым приняты исчерпывающие меры на выполнение предписания Банка.
Доказательств того, что Овчинников не мог выполнить предписание также не представлено.
Доводы о том, что Овчинников обратился с заявлением в суд не являются основанием для отмены постановления, поскольку из представленных материалов не следует вывод, что в данном случае истребуются документы необходимые для исполнения предписания от 15.09.2021.
Факт обращения в Арбитражный суд с заявлением о признании Кооператива банкротом не влечет отмену постановление, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности исполнить предписание Банка.
Согласно протоколу общего собрания от 25.05.2021 утверждена годовая бухгалтерская отчетность за 2020 год, а также принято решение об открытии филиала в г.Белокуриха.
Доводы о том, что Овчинников ставит под сомнение достоверность отчетной документации не является основанием для игнорирования предписания Банка России.
Административное наказание назначено Овчинникову И.В. с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет 1 год.
Оснований для назначения наказания с применением ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется. С учетом положений ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного наказания на предупреждение также не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при возбуждении и рассмотрении дела не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Князева И.Д. от 16.12.2021 № 21-9071/3110 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Овчинникова И.В. – оставить без изменения, жалобу Овчинникова И.В. – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Кучеревский