РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 мая 2022 года <адрес>
<адрес> городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Радионовой И.В., при секретаре ФИО4, с участием истца ФИО2, представителей ответчика – ФИО5, ФИО8., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к МКДОУ «Детский сад №» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что он с 01.04.2016г. работает в МКДОУ «Детский сад №» в должности дворника.
Приказом № от 29.11.2021г. он был отстранен от работы в связи с не прохождением вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19. С приказом был ознакомлен 01.12.2021г.
Считает данный приказ незаконным, поскольку обязанность вакцинации против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014г. №125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", необходимость вакцинации от COVID-19 определяет главный санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации грозит отстранением от работы лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999г. № 825 (далее - Перечень).
Также считает, что его отказ от профилактической вакцинации против новой коронавирусной инфекции лекарственными препаратами Гам-КОВИД-Вак-М, КОВИД-глобулин, Фавипиравир (Ковидолек), Гам-КОВИД-Вак (Спутник V, Спутник Лайт, ЭпиВакКорона, КовиВак), проходящими в настоящий момент, согласно данным Государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/), клинические исследования (испытания) сроком до 31.12.2022г., является правомерным, поскольку, в соответствии с ч.1 ст.21 Конституции РФ, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от 12.04.2010 N61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 N157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
С 29.11.2021г. он отстранен от работы, не получает заработную плату, в связи с чем, на основании ст.391 Трудового кодекса РФ имеет право требовать оплату за время вынужденного прогула.
Незаконным отстранением от работы ему был причинен моральный вред, который он оценивает в 50 000руб.
В связи с чем, истец просит суд признать незаконным приказ об отстранении от работы за №148 от 29.11.2021г.; взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 29.11.2021г., компенсацию морального вреда, причиненного в результате неправомерных действий работодателя в размере 50 000руб.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что прививка от коронавирусной инфекции им не поставлена до настоящего времени. Он работает дворником в детском саду, считает, что его должность не требует обязательной вакцинации. У него нет медицинского отвода от вакцинации. Лекарственные препараты, которыми производится вакцинация экспериментальные, испытания еще не окончены, поэтому он не желает вакцинироваться. Незаконным отстранением от работы ему причинен моральный вред, который он оценивает в 50 000 рублей, он испытывал нравственные и физические страдания, поскольку остался без заработной платы, вынужден был занимать деньги, чтобы кормить семью.
Представитель ответчика заведующая МКДОУ «Детский сад №» ФИО6 исковые требования не признала в полном объеме, представив письменные возражения, пояснив суду, что прививка от новой коронавирусной инфекции обязательна, если нет медотвода. Все работники детского сада были уведомлены о необходимости вакцинации. ФИО2 отказался от вакцинации, объяснив тем, что не хочет этого делать.
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Постановлением главного государственного санитарного врача от 15.10. 2021г. № 69 установлено, что на территории Иркутской области профилактические прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) проводятся гражданам, подлежащим вакцинации, в том числе обязательной, включая работников образовательных организаций. Данное постановление на сегодняшний день не отменено, является действующим.
Представитель ответчика ФИО9., действующая на основании доверенности от 30.03.2022г., в судебном заседании иск не признала, пояснив, что приказ об отстранении истца от работы основан на нормах федерального законодательства.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый, второй, третий и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В части 2 ст.21 Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Также Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).
В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
В соответствии со ст.234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
В силу ст.237ТК РФ, абз.2 п.63 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом №л/с от ДД.ММ.ГГГГ., трудовым договором от 01.04.2016г., дополнительными соглашениями к трудовому договору от 01.04.2016г. ФИО2 на постоянной основе работает дворником МКДОУ детский сад № <адрес>.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020года №239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений названного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 этого же Указа.
Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020г. N279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждены Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и Рекомендации по организации деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 для организаций.
В соответствии с указанными Правилами работодатели, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области, обязаны руководствоваться постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Статьями 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Постановлением №69 Главного государственного санитарного врача Иркутской области от 15.10.2021 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям" в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Иркутской области определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, включая работников медицинских, образовательных организаций, и т.д. (п.1, п. 1.1 Постановления)
Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, рекомендовано в срок до 25.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 25.12.2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников; усилить информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством (п. 7 Постановления).
Согласно устава МКДОУ детский сад № <адрес> –учреждение создано в целях реализации права граждан на дошкольное образование. Основной задачей учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Непосредственное руководство учреждением осуществляет заведующий, к компетенции которого отнесена разработка и принятие локальных нормативных актов, индивидуальных распорядительных актов (п. 6.1).
Приказом заведующей МКДОУ детский сад № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за № на основании информационных писем Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ. № «О вакцинации от COVID-19», от 15.10.2021г. № «О дополнительных мерах вакцинации» на работников детского сада, в том числе и истца возложена обязанность пройти вакцинацию от COVID-19.
С данным приказом ФИО2 был ознакомлен под роспись 20.10.2021г.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 выразил свое несогласие с прохождением вакцинации, заявив отказ от ее прохождения, что не оспаривалось истцом.
Приказом заведующей МКДОУ детский сад № <адрес> от 29.11.2021г. за № на основании абз.8 ч.1 ст.76 ТК РФ, п.2 ст.5 ФЗ от 17.09.1998г. №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» - ФИО2 в связи с не прохождением вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 отстранен от работы с 29.11.2021г. на период ее прохождения либо отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области.
С приказом ФИО2 ознакомлен под подпись 29.11.2021г.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеназванных правовых норм, суд, при отсутствии у истца сертификата о прохождении вакцинации, документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививки, против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или не предоставлениям работодателю информации о прохождении вакцинации в срок до 25.11.2021г., приходит к выводу о наличии у ответчика законных оснований для отстранения ФИО2 от работы с 29.11.2021г. и правомерности изданного приказа.
Так, в силу ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.
Истец, оспаривая приказ об отстранении, полагает, что выполняемая им работа в указанный Перечень не входит.
Вместе с тем, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. №66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 1307н.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Поскольку профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н) она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
Вышеуказанные разъяснения даны письмом Федеральной службы по труду и занятости от 13.07.2021 №11 1811-ТЗ. Министерством труда и социальной защиты РФ и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. К данным разъяснениям направлены рекомендации действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)
Таким образом, обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии". Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Поскольку истец добровольно отказался от предоставления работодателю сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, а также не предоставил документальное подтверждение противопоказаний к профилактической прививки, против новой коронавирусной инфекции COVID-19, работодатель правомерно издал оспариваемый приказ об отстранении истца от работы до прохождения данной вакцинации, предоставления работодателю документально подтвержденных противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установленной формы медицинского учреждения, либо отмены Постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15.10.2021 N 69 и благополучной эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции.
На момент рассмотрения дела на территории Иркутской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, равно как и Постановление Главного государственного санитарного врача Иркутской области от 15.10.2021г. "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", что указывает на отсутствие оснований для допуска истца к работе, с учетом отсутствия документов, по проведению профилактической прививки или сведений о медицинских противопоказаниях к ней.
Поскольку трудовая функция ФИО2 не может выполняться дистанционно, истец не мог быть временно переведен работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ. А учитывая, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, отстранение истца от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа о предоставлении работодателю сертификата о вакцинации против COVID-2019 или сведений о медицинских противопоказаниях, ответчиком обосновано заработная плата работнику не начисляется.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 о признании незаконным приказа об отстранении от работы.
Поскольку ст. 76 ТК РФ прямо предусматривает, что в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, то основания для удовлетворения требования истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, отсутствуют.
Требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными, от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» о признании приказа № от 29.11.2021г. об отстранении от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Радионова