ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 июля 2024 г. г. Тольятти
Судья Комсомольского районного суда Самарской области Милованов И.А.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Дороша А.А.,
защитника ООО «ДЖКХ» Федулеевой Е.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «ДЖКХ» (..., юридический адрес: ....),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 17.05.2024 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ДЖКХ», ..., которое передано для рассмотрения в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самаркой области.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2024 г. следует, что заместителем прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области в адрес генерального директора ООО «ДЖКХ» Попова В.И. 19.09.2023 г. за исх. ... посредством электронной почты на официальный адрес ООО «ДЖКХ» (...) направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое получено ООО «ДЖКХ» в 19.09.2023г.
Указанное представление прокуратурой района внесено в адрес общества в рамках осуществления надзорной деятельности в соответствии с полномочиями, регламентированными Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также во исполнение организационного распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Самарской области.
25.10.2023 г. прокуратурой района получен на электронную почту ... ответ на представление за ... от 25.10.2023 г., в котором указано, что работы по текущему ремонту многоквартирного дома .... будут выполнены в срок до 31.10.2023 г.
Установлено, что по состоянию на 09.04.2024 г. нарушения, указанные в представлении прокуратуры района от 19.09.2023 г. за исх. ... в полном объеме не устранены, текущий ремонт .... не проведен.
Таким образом, не исполнив вышеуказанные требования прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти в установленный срок юридическое лицо - ООО «ДЖКХ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Дорош А.А. обстоятельства, указанные в постановлении от 17.05.2024 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, подтвердил и дополнил, что из ответа ООО «ДЖКХ» от 25.10.2023 г. следовало, что все ремонтные работы будут выполнены до 31.10.2023 г. В связи с чем, законное требование прокурора Общество не исполняло с 01.11.2023 г. До настоящего времени ООО «ДЖКХ» требования прокурора, изложенные в представлении от 19.09.2023 г., в части проведения ремонта ...., не выполнило. Данное обстоятельство было установлено прокуратурой 03.05.2024 г. Поскольку совершенное ООО «ДЖКХ» правонарушение совершено в форме бездействия, имевшего длящийся характер, и выявлено было только 03.05.2024 г. сроки давности привлечения ООО «ДЖКХ» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ не истекли.
Защитник ООО «ДЖКХ» в судебном заседании просила прекратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку истекли срока давности привлечения ООО «ДЖКХ» к административной ответственности по данной статье. Об этом, по мнению защитника, указывают сведения, изложенные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2024 г. Так, в названном постановлении указано, что датой совершения правонарушения является 01.11.2023 г. Сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ составляют 3 месяца и стекли после 01.02.2024 г. Кроме этого, само по себе неисполнение представления прокурора не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Работы по текущему ремонту .... ООО «ДЖКХ» не были выполнены в связи с отсутствием денежных средств у Общества, его тяжелом финансово-хозяйственном положением и наличия большой дебиторской задолженности у жильцов вышеуказанного дома перед ООО «ДЖКХ». На основании изложенного защитник просит прекратить производство по делу, в том числе в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Выслушав помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Дороша А.А., защитника ООО «ДЖКХ» Федулееву Е.О., изучив письменные возражения защитника, исследовав материалы дела, а также дополнительно представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ, гражданам предоставлено право на жилище, его безопасное использование, право на необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пп. 4.1 п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой
предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Частью ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 (части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) называть услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления дельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила).
Согласно пп. «д» п. 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов организации оказания и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе: определение способа оказания услуг и выполнения работ; подготовка заданий для исполнителей услуг и работ; выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме; заключение договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; заключение иных договоров, направленных на достижение целей управления многоквартирным домом, обеспечение безопасности и комфортности проживания в этом доме; осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества; ведение претензионной, исковой работы при выявлении нарушений исполнителями услуг и работ обязательств, вытекающих из договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В силу положений п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении; далее - Закон о прокуратуре) одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления о его устранении.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела в судебном заседании установлено, что .... находится на управлении ООО «ДЖКХ».
Протоколом общего собрания собственников помещений дома .... ... от 27.06.2022 г. утверждены виды работ по статье «Текущий ремонт» на 2022 год в доме ..., в том числе: ремонт межпанельных швов в объеме 63 м/п, ремонт подъезда ..., ремонт примыкания козырьков в объеме 15 м2.
В связи с поступившим об председателя совета многоквартирного дома .... заявления от 31.07.2023 г. работы по ремонту межпанельных швов в объёме 63 м/п ООО «ДЖКХ» не выполнялись.
01.08.2023 г. ООО «ДЖКХ» собственникам дома .... направлено гарантийное письмо, согласно которому ООО «ДЖКХ» гарантировало проведения до 31.10.2023 г. ряда ремонтных работ, в том числе ремонт 3 этажа 2 подъезда указанного дома.
В связи с поступившей жалобой жителя многоквартирного .... по вопросу несвоевременного проведения текущего ремонта и установленного факта того, что ремонт межпанельных швов в объеме 63 м/п, ремонт подъезда № 2 (3 этажа), ремонт примыкания козырьков в объеме 15 м2 в 2022 году в доме № 14 по ул. Механизаторов г. Тольятти проведен не был, прокуратурой Комсомольского районного г. Тольятти Самарской области 19.09.2023 г. генеральному директору ООО «ДЖКХ» внесено представление, в котором изложены требования: о его безотлагательном рассмотрении рассмотрении с участием представителя прокуратуры района (пункт 1); принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им сопутствующих (пункт 2); рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, направленных на устранение и недопущение нарушений закона, прокуратуру района в установленный законом месячный срок (пункт 4). Также в представлении содержалось предупреждение о возможном привлечении к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, в случае неисполнения требований прокурора.
На данной представление ООО «ДЖКХ» направлен ответ от 25.10.2023 г., из которого следовало, что ремонт подъезда ..., ремонт примыкания козырьков в объеме 15 м2 в доме .... будет проведен в срок до 31.10.2023 г. Ремонт межпанельных швов в объеме 63 м/п по заявлению председателя МКД исключен из статьи «Текущий ремонт».
08.04.2024 г. в прокуратуру Комсомольского района г. Тольятти поступила жалоба жителя многоквартирного дома .... на непроведение текущего ремонта в доме, в том числе по гарантийным обязательствам ООО «ДЖКХ».
Из ответа ООО «ДЖКХ» от 03.05.2024 г. на требование прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 15.04.2024 г., следует, что в настоящее время заключается договор с подрядными организациями на выполнение работ по текущему ремонту (косметический ремонт подъезда № 2) и в летний период 2024 года работы будут выполнены. Работы по ремонту межпанельных швов и ремонту примыканий козырьков выполнены.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.05.2024 г.; протоколом собрания многоквартирного дома ... от 27.06.2022 г. с приложением перечня ремонтных работ; гарантийным письмом ООО «ДЖКХ» от 01.08.2023 г. ...; представлением заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 19.09.2023 г.; ответом ООО «ДЖКХ» от 25.10.2023 г. ... на представление; ответом ООО «ДЖКХ» от 03.05.2024 г. ... на требование прокурора № ... от 15.04.2024 г., а также иными исследованными материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, не может быть вынесено по истечении девяноста календарных дней со дня совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Установлено, что представление заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти в адрес генерального директора ООО «ДЖКХ» Попова В.И. направлено 19.09.2023 г. за исх. ... посредством электронной почты на официальный адрес ООО «ДЖКХ» (...), которое получено ООО «ДЖКХ» 19.09.2023 г.
Согласно представления заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 19.09.2023 г., ООО «ДЖКХ» обязано сообщить в прокуратуру района о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, направленных на устранение и недопущение нарушений закона, в установленный законом месячный срок.
Принимая во внимание, что в представлении заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области указан срок его исполнения – в течение месяца, вмененной прокуратурой района ООО «ДЖКХ» административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является длящимся.
Учитывая, что представление заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 19.09.2023 г. ООО «ДЖКХ» было получено 19.09.2023 г., днем совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом месячного срока исполнения требований прокурора, является 20.10.2023 г.
С учетом изложенного срок давности привлечения ООО «ДЖКХ» к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 18.01.2024 г.
Ответ ООО «ДЖКХ» на представление заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 19.09.2023 г. датировано 26.10.2023 г. и поступил в прокуратуру района 15.11.2023 г. Таким образом, о нарушении срока предоставления сведений о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, направленных на устранение и недопущение нарушений закона, прокуратуре района стало известно 15.11.2023 г.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ДЖКХ», возбуждено 17.05.2024 г. заместителем прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области за пределами срока давности привлечения ООО «ДЖКХ» к административной ответственности по данной статье и на момент его рассмотрения судом сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17.7, ст. ст. 29.7-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «ДЖКХ» (..., юридический адрес: ....), прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также опротестовано прокурором по правилам ст. ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Судья И.А. Милованов