Дело № УИД 24RS0№-64
Решение
(Заочное)
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Прохоренко Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Бурдиной С.Д.,
с участием истца – исполняющего обязанности Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Комарова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (далее – ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
Установил:
Кежемский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя заявленные требования тем, что проведенной прокуратурой с привлечением специалиста филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России проверкой выявлены нарушения ответчиком законов при медико-санитарном и материально-бытовом обеспечении осужденных, а именно не во всех помещениях ИК-42 искусственная освещенность соответствует нормативным показателям, что нарушает права осужденных на надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе на надлежащее оказание медицинской помощи, создает угрозу для их здоровья. Ссылаясь на положения законодательства и результаты исследований, истец просит обязать ответчика в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать осветительными установками, обеспечивающими гигиенические нормативные требования к общему искусственному освещению, изложенные в таблицах 5.25, 5.52, 5.54 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, следующие помещения:
- спальные секции №№ 1, 2 отряда № 4 (общежитие № 4);
- спальные секции №№ 1, 2 отряда № 6 (общежитие № 6);
- спальные секции №№ 1, 2 отряда № 7 (общежитие № 7);
- спальные секции №№ 1, 2, 3 отряда № 9 (общежитие № 9);
- спальные секции №№ 1, 2, 3, 4 отряда № 10 (общежитие № 10);
- спальную секцию № 1 отряда № 11 (общежитие № 11);
- секции дневного пребывания №№ 2, 3, 4, 5, 6 отряда строгих условий отбывания наказания;
- обеденный зал столовой;
- кабинеты амбулаторного приема, терапевта, стоматолога, перевязочную, процедурную, лабораторию для проведения анализов, медицинской части № 15 ИК-42.
В судебном заседании и.о. Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Комаров С.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить, указав, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дела организаций ведут их представители.
Ответчик ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя ходатайства не заявил, при этом ранее был представлен отзыв, из содержания которого следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. Учредителем Учреждения является РФ, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Ответчиком за период 2022 – 2023 г.г. было закуплено осветительное оборудование по соответствующим договорам, однако в связи с отсутствием в дальнейшем финансирования на приобретение осветительных приборов ИУ не смогло произвести закуп осветительных приборов, при поступлении финансовых средств на приобретение осветительных приборов и выполнение монтажных работ ИУ осуществит дополнительно монтаж осветительных приборов. От представителя ответчика – Плохих П.Б. – поступило заявление о признании иска с указанием на понимание последствий признания иска, что также отражено в протоколе предварительного судебного заседания от 15.04.2024 (л.д. 49-50, 61, 63, 70).
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Федеральная служба исполнения наказаний России при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, непосредственно в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, какие-либо возражения, отзывы, ходатайства суду не представила (л.д. 63, 66, 70).
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что ответчик и третье лицо в судебное заседание явку своих представителей с надлежащим образом оформленными полномочиями не обеспечили, суд признает причины неявки представителей ответчика и третьего лица неуважительными и в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, в связи с неявкой в судебное заседание представителя ответчика, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, учитывая мнение процессуального истца, суд принял решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ч. 1 ст. 4).
Из положений ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С 01.03.2021 введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, в период с 08 по 10 ноября 2023 года и.о. Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законности и условий отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее – ИК-42), в том числе изолированном участке, функционирующем как колония-поселение (далее – УКП ИК-42), с выездом в исправительное учреждение, совместно с врачом по общей гигиене филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, в присутствии врио начальника ИК-42.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено наличие искусственной освещенность в части помещений ИК-42, не соответствующей нормативным показателям (л.д. 26-28, 29):
- при норме освещенности 150 лк (установленной п. 143, табл. 5.52 СанПиН 1.2.3685-21) замерами установлены показатели менее указанной нормы в спальных секциях №№ 1, 2 отряда № 4 (общежитие № 4), спальных секциях №№ 1, 2 отряда № 6 (общежитие № 6), спальных секциях №№ 1, 2 отряда № 7 (общежитие № 7), спальных секциях №№ 1, 2, 3 отряда № 9 (общежитие № 9), спальных секциях №№ 1, 2, 3, 4 отряда № 10 (общежитие № 10), спальной секции № 1 отряда № 11 (общежитие № 11); секциях дневного пребывания №№ 2, 3, 4, 5, 6 отряда строгих условий отбывания наказания;
- при норме освещенности 200 лк (установленной п. 151, табл. 5.54 СанПиН 1.2.3685-21) замерами установлены показатели менее указанной нормы в обеденном зале столовой;
- при норме освещенности 300 лк (установленной п. 138, табл. 5.25 СанПиН 1.2.3685-21) замерами установлены показатели менее указанной нормы в следующих помещениях медицинской части № 15 ИК-42: кабинеты амбулаторного приема, терапевта, стоматолога, перевязочной, процедурной, лаборатории для проведения анализов.
Выявленные нарушения отражены в соответствующих справках и подтверждаются протоколом исследований освещенности № 34 от 09.11.2023 (л.д. 30-33).
В связи с выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России 15.11.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответе на которое начальником исправительного учреждения указано, что в целях устранения выявленных нарушений для приобретения осветительных приборов направлено письмо в ГУФСИН России по Красноярскому краю о выделении денежных средств по основному бюджетному финансированию, по поступлении которых будет заключен контракт на приобретение осветительных приборов в необходимом количестве, после приобретения которых будет произведен их монтаж, учреждением проводится работа по приему-передаче осветительных приборов от КВК ГУФСИН Росси и по Красноярскому краю (л.д. 34-35, 36).
В период с 13 по 15 декабря 2023 года помощником Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вновь проведена проверка соблюдения законности и условий отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, в том числе проверено фактическое устранение администрацией ИК-42 выявленных в ноябре 2023 года нарушений. Проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены (л.д. 37-39).
Согласно п.п. 1.2, 1.3, 1.7, 1.9 Устава ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФФСИН России по Красноярскому краю, данное исправительное учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах. Учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России, собственником имущества учреждения – Российская Федерация в лице ФСИН России. Учреждение находится в ведении ФСИН России (л.д. 9-25).
Факт неисполнения ответчиком требований санитарного законодательства, отраженных в справках проверки, представлении Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (от 15.11.2023), ответчиком не оспорен и подтверждается исследованными материалами гражданского дела.
Достоверность представленных истцом документов о выявленных в исправительном учреждении нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства у суда сомнений не вызывает.
Отсутствие денежных средств, а также неполное финансирование не освобождает ответчика от соблюдения санитарных норм и правил, обеспечивающих гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
Суд, учитывая, что допущенные нарушения требований санитарных норм носят длящийся характер, приходит к выводу, что указанный истцом срок для устранения нарушений (в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) является достаточным и разумным.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком (полномочия представителя которого на момент признания иска позволяли осуществить данное действие – л.д. 52, 58, 59), поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Кежемского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (ОГРН 1022400592675, ИНН 2407011169, КПП 240701001) обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать осветительными установками, обеспечивающими гигиенические нормативные требования к общему искусственному освещению, изложенные в таблицах 5.25, 5.52, 5.54 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, следующие помещения:
- спальные секции №№ 1, 2 отряда № 4 (общежитие № 4);
- спальные секции №№ 1, 2 отряда № 6 (общежитие № 6);
- спальные секции №№ 1, 2 отряда № 7 (общежитие № 7);
- спальные секции №№ 1, 2, 3 отряда № 9 (общежитие № 9);
- спальные секции №№ 1, 2, 3, 4 отряда № 10 (общежитие № 10);
- спальную секцию № 1 отряда № 11 (общежитие № 11);
- секции дневного пребывания №№ 2, 3, 4, 5, 6 отряда строгих условий отбывания наказания;
- обеденный зал столовой;
- кабинеты медицинской части № 15 ИК-42: кабинеты амбулаторного приема, терапевта, стоматолога, перевязочную, процедурную, лабораторию для проведения анализов.
Ответчик вправе подать в Богучанский районный суд Красноярского края, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.Ю. Прохоренко