Дело №2-142/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2017 года |
город Северодвинск |
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи БарановаП.М.
при секретаре Снегиревой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» к Столяровой Людмиле Александровне о взыскании расходов на обучение,
установил:
Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (далее – АО«ПО«Севмаш») обратилось в суд с иском к Пехтеровой Л.А. (после заключения брака переменила фамилию на «Столярова») о взыскании расходов на обучение.
В обоснование указало, что 17.06.2015 с ответчиком был заключен ученический договор на обучение по специальности «оператор поста управления» в период с 17.06.2015 по 31.07.2015. После окончания обучения с 01.08.2015 ответчик был переведен на работу оператором поста управления 1 разряда в цех №5 АО«ПО«Севмаш»), с 28.08.2015 переведен оператором поста управления 2 разряда в цех №5 постоянно. Ответчик 25.12.2015 был уволен по собственному желанию. По условиям ученического договора ответчик обязуется проработать по полученной специальности не менее трех лет после обучения, и в случае увольнения до истечения указанного срока обязуется возместить работодателю понесенные на обучение расходы. Поскольку ответчик отработал по указанной специальности менее трех лет, полагает, что в силу условий ученического договора, вправе требовать от него возмещения затрат на обучение. Расходы на обучение ответчика составили 20000 рублей, кроме того, ответчику за время обучения была выплачена стипендия в размере 26320 рублей. Просит взыскать с ответчика понесенные на обучение расходы в размере 46320 рублей.
В судебном заседании представитель истца АО«ПО«Севмаш» по доверенности ИвановаО.С. на иске настаивала.
Ответчик Столярова Л.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещался судом в установленном законом порядке, путем направления судебных извещений по адресу его места жительства, подтвержденному адресной справкой.
Согласно ч.4 ст. 113 ГПКРФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В силу ст.118 ГПКРФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГКРФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 63, 65, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу п.1 ст.165 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по перечисленным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГКРФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации от своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Данный вывод соответствует требованиям ст.35 ГПКРФ о добросовестном пользовании лицами, участвующими в деле, всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Ответчик не известил суд о причинах неявки в судебное заседание, не представил доказательства уважительности данных причин, не ходатайствовал об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 167 и 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Судом в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось лицам, участвующим в деле, представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст.56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Ответчик 17.06.2015 была принята в АО«ПО«Севмаш» в цех №7 на работу по профессии «ученик оператора поста управления» на неопределенный срок.
Истцом с ответчиком 17.06.2015 заключен ученический договор на профессиональное обучение №77.11./478, по которому работодатель направил работника на профессиональное обучение по специальности «оператор поста управления» с отрывом (освобождением) от работы на срок с 17.06.2015 по 31.07.2015.
По окончании обучения с 01.08.2015 ответчик был переведен «оператором поста управления» первого разряда в цех №5 АО«ПО«Севмаш» временно по 16.09.2015. В дальнейшем ответчику был присвоен второй разряд по данной специальности и с 28.08.2015 ответчик был переведен на постоянную работу «оператором поста управления» второго разряда в цех №5 АО«ПО«Севмаш».
Затраты истца на обучение ответчика по указанной специальности составили 20000 рублей. В период обучения ответчику была выплачена стипендия в сумме 26320 рублей.
Условиями ученического договора было предусмотрено, что ответчик обязуется проработать по полученной специальности не менее трех лет после обучения, и в случае увольнения до истечения указанного срока обязуется возместить работодателю понесенные на обучение расходы.
Ответчик был уволен из АО«ПО«Севмаш» 25.12.2015 в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 77 ТКРФ по собственному желанию.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями представителя истца, ответчиком не оспорены и не опровергнуты, в связи с чем суд полагает их установленными.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании с ответчика расходов на обучение в сумме 46320 рублей, истец просит взыскать с ответчика расходы на обучение в полном объеме. Данное требование истец обосновывает условиями ученического договора, которым предусмотрено, что работник возмещает работодателю произведенные работодателем в связи с обучением работника расходы в полном размере, независимо от времени, проработанного после завершения обучения до истечения срока, установленного договором (три года).
Вместе с тем, обязанность ученика или работника возместить работодателю расходы (затраты), связанные с обучением, в случае неисполнения обязанности по отработке предусмотрена частью 2 статьи 207 и статьей 249 ТКРФ соответственно.
В соответствии со ст.204 ТКРФ Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части второй ст. 207 ТКРФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 ТКРФ установлен принцип возмещения работником работодателю расходов на обучение пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Положениями статей 9 и 232 ТКРФ предусмотрено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем – выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах условия ученических договоров о полном возмещении затрат, понесенных работодателем на обучение, а не пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, ухудшают положение работника по сравнению с нормами действующего трудового законодательства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на обучение в размере, пропорциональном не отработанному ответчиком после окончания обучения времени, за вычетом удержанной при увольнении суммы.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5.07.2010 №1005-О-О, согласно которой, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока – возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, и проведения удержаний из заработной платы.
Таким образом, истец вправе требовать от ответчика возмещения затрат на обучение только пропорционально фактически не отработанному ответчиком после окончания обучения времени.
Из материалов дела следует, что затраты работодателя на профессиональное обучение ответчика составили 46320 рублей, включая затраты на обеспечение учебного процесса в размере 20000 рублей и стипендию за время обучения в сумме 26320 рублей (п.4.1 ученического договора).
После обучения и до момента увольнения ответчик отработал 147 дней, тогда как согласно условиям ученического договора обязан был отработать 1096 дней. Следовательно, не отработанное время составило 949 дней, то есть 86,59% от времени, предусмотренного ученическим договором.
Таким образом, истец вправе требовать от ответчика возмещение понесенных затрат на обучение в размере 40108 рублей 49 копеек (46320 х 86,59%).
Доводы представителя истца о том, что ответчик обязан возместить понесенные на его обучение расходы в полном объеме, суд отвергает, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины в размере 1376 рублей 43 копеек пропорционально размеру удовлетворенных требований (1589,60 х 86,59%).
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» к Столяровой Людмиле Александровне о взыскании расходов на обучение удовлетворить частично.
Взыскать с Столяровой Людмилы Александровны в пользу акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» 40108 рублей 49 копеек в возмещение расходов на обучение, а также 1376 рублей 43 копейки в возмещение расходов на оплату государственной пошлины, всего взыскать 41484 (сорок одну тысячу четыреста восемьдесят четыре) рубля 92 копейки.
В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» к Столяровой Людмиле Александровне о взыскании расходов на обучение в сумме 6211 рублей 51 копейки отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано сторонами в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий |
П.М. Баранов |