УИД 19RS0009-01-2023-000531-91 Дело № 2-399/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года с. Таштып
Таштыпский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Черчинской М.О.,
при секретаре Сагалаковой В.В.,
с участием заместителя прокурора Таштыпского района Курмеля Д.С.,
истца Михалевой Е.В., ее представителя Алипбековой Г.Б.,
ответчика Канзычакова Н.Г.,
третьего лицо Лопатина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михалевой Елены Вячеславовны к Канзычакову Николаю Георгиевичу о признании утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Михалева Е.В. обратилась в суд с иском к Канзычакову Н.Г., с учетом уточнений просила признать его утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия в связи с наступлением страхового случая, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – ФЗ Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ) - гибелью застрахованного лица военнослужащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Требования мотивировала тем, что ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходивший военную службу по контракту, погиб ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес> в ходе специальной военной операции. Его биологический отец Канзычаков Н.Г. активного участия в воспитании сына не принимал, встреч с ребенком не искал. С иском о взыскании алиментов с Канзычакова Н.Г. она не обращалась, поскольку была устная договоренность о том, что ответчик будет помогать сыну добровольно, однако какой-либо помощи от него не было. В период с 2000 года истец сожительствует, а с 20.04.2011 – состоит в зарегистрированном браке с Лопатиным А.В., который занимался воспитанием ее сына, полностью заменив ему отца. Вместе с тем, после гибели сына биологический отец Канзычаков Н.Г. намерен получить выплаты страховой суммы и единовременное пособие, которых он, по мнению истца, не достоин.
В судебном заседании истец Михалева Е.В., ее представитель Алипбекова Г.Б. требования поддержали по вышеизложенным основаниям с учетом уточнений, отметив, что биологический отец ФИО1 – Канзычаков Н.Г. участия в воспитании сына не принимал, его учебой, здоровьем не интересовался, на родительских собраниях, выпускных, прочих мероприятиях не присутствовал. Со стороны семьи отца участие в воспитании ребенка принимали только бабушка и тётя, они же оказывали ему посильную помощь. Канзычаков Н.Г., будучи трудоспособным, проживая в соседнем селе, материальной поддержки сыну не оказывал, общения с ним не искал.
Ответчик Канзычаков Н.Г. в судебном заседании иск не признал, указав, что судьбой и здоровьем сына интересовался через родственников и знакомых, при этом сначала он пытался общаться с ним, довозил его до дома, однако ФИО1 сказал ему, что мама его за это ругает, после чего он стал подвозить сына к соседним домам. Алименты он сыну не платил, иногда давал различные денежные суммы по его просьбе. Когда ФИО1 обучался в школе в <адрес>, где живет ответчик, он заходил к нему пообедать. Когда сын продолжил обучение в с. Таштып, они иногда встречались в квартире его сестры ФИО14, а также на ее юбилее и свадьбе ее сына.
Третье лицо Лопатин А.В. суду пояснил, что он воспитывал ФИО1 с трехлетнего возраста. Его биологический отец Канзычаков Н.Г. помощи сыну не оказывал, его воспитанием не занимался, на значимых для ребенка мероприятиях, родительских собраниях не присутствовал, хотя Валера его звал и хотел с ним общаться, чему ни он, ни Михалева Е.В. не препятствовали.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав стороны, третье лицо, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сыном Канзычакова Н.Г. и Михалевой Е.В.
11.04.2023 между ФИО10 и Министерством обороны Российской Федерации в лице врио командира войсковой части Номер майора ФИО9 подписан контракт о прохождении военной службы сроком на 2 года, в соответствии с которым ФИО25. принял на себя обязательство участвовать в боевых действиях, выполнять задачи в условиях чрезвычайного и военного положения, вооруженных конфликтов, а также участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (пп. «з» п. 2 контракта).
Министерство обороны Российской Федерации, со своей стороны, приняло на себя обязательство осуществлять обязательное государственное личное страхование военнослужащего за счет средств федерального бюджета (пп. «з» п. 3 контракта).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 погиб в период прохождения военной службы при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции на территориях <адрес>, а именно – Российская Федерация, <адрес>. Смерть ФИО1 связана с исполнением обязанностей военной службы.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система, социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица, а также лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактические воспитатели) (абзацы первый, третий, восьмой пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 (в редакции, действующей на день гибели военнослужащего ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ) в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом "б" этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Получение единовременных выплат, установленных данным Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указывала, что фактически брачные отношения между ней и ответчиком были прекращены в 2000 году, после этого она забрала ребенка ФИО1, которому на тот момент было около трех лет, и стала сожительствовать с Лопатиным А.В., который воспитывал его и содержал до совершеннолетия, ответчик Канзычаков Н.Г. при этом в содержании сына не участвовал, алименты не платил, иными способами сыну не помогал. Общаться с сыном он также не стремился, хотя она ему в этом не препятствовала. После гибели сына расходов, связанных с похоронами, ответчик также не понес. ФИО1 отцом называл Лопатина А.В., Канзычакова Н.Г. называл «папа Коля», о намерении поступить на военную службу по контракту биологическому отцу не сообщал, в документах указав как родственников только ее – мать.
Как следует из справки по форме Номер войсковой части Номер, ФИО1 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в его личном деле записаны: мать – Михалева Елена Вячеславовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из показаний свидетеля ФИО11 следует, что ФИО1 являлся его сослуживцем. Он рассказывал свидетелю, что фамилия «ФИО24» у него по биологическому отцу, а воспитывал его отчим. Перед тем, как идти на передовую, они оставляли в вещмешках записки с указанием родных, с кем необходимо связаться в случае гибели. Кого в записке указал ФИО1, он не спрашивал, а тот сам ему не говорил. ДД.ММ.ГГГГ он сражался в наступлении, а ФИО1 был в группе эвакуации. Когда он раненым возвращался из наступления, сослуживцы указали ему на пластиковый мешок и сказали, что там находится его земляк ФИО1 Сам он мешок не открывал и на тело не смотрел, поскольку сам нуждался в медицинской помощи. Далее его направили в госпиталь, поэтому кому отправили вещи ФИО1, свидетелю не известно, но в августе-сентябре 2023 года ему позвонили отчим и мать ФИО1, спрашивали, видел ли он гибель их сына.
Согласно товарно-транспортной накладной, ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 получен груз из <адрес>, ЛНР.
Свидетель ФИО13 суду пояснила, что она приходится Михалевой Е.В. родной сестрой. Примерно в период с 2000 по 2003 год она проживала совместно с Михалевой Е.В., до этого и после тесно общалась с ее семьей. До трехлетнего возраста ФИО26 его отец Канзычаков Н.Г. участвовал в воспитании сына, после помощи в его воспитании и содержании не оказывал. Валера ей рассказывал, что в период, когда он учился в школе, он просил Канзычакова Н.Г. увезти его на машине для прохождения призывной комиссии, на что отец ответил ему отказом. Также <адрес> рассказывал, что он просил у отца деньги – 2 000 руб., на что отец и его новая супруга назвали его безродным, щенком, а когда он учился в школе в <адрес> и заходил к отцу, он его выгонял из дома. Вообще ФИО27 говорил о том, что отец его подвозил пару раз, о другой помощи не рассказывал. Перед тем, как уехать на специальную военную операцию, ФИО28 заехал к свидетелю и сообщил о принятом решении, сказал, что сообщил о нем всем, кроме отца, и что тот в случае его гибели ничего не получит. О гибели ФИО29 сообщила его тетя ФИО14 (сестра Канзычакова Н.Г.). Родители Валеры (Михалева Е.В. и Лопатин А.В.) звонили, пытались получить подтверждение или опровержение этим сведениям. Биологический отец ФИО30 Канзычаков Н.Г. пришел только на похороны, свою помощь в их организации не предлагал. Со стороны отца помощь в организации похорон принимала ФИО14
Свидетель ФИО15 пояснила суду, что она работала вместе с ФИО1 и была его другом. ФИО33 часто ей рассказывал про мероприятия, в которых он участвовал, как он ездил с детьми в лагерь «Артек». ФИО32 рассказывал ей, что его воспитал отчим, объяснил ему, что такое хорошо и что такое плохо, рассказывал и просто истории про их совместное с отчимом времяпровождение, про то, что он много участвовал в общественных мероприятиях вместе с матерью и отчимом. Про своего биологического отца ФИО31 не рассказывал, говорил про бабушек, тетушек, а про отца говорить не желал. Он рассказал ей одной из первых о своем намерении поехать в зону специальной военной операции, затем сообщил об этом отчиму, а потом и остальным. Для связи он оставил ей номер телефона бабушки и тети, потому что у мамы и отчима сотовая связь в деревне не работает. Биологический материал для проверки совпадения ДНК взяли у матери ФИО34, после подтверждения его гибели сослуживцы привезли его бумаги и портмоне.
Свидетель ФИО16 суду показала, что ФИО1 проживал совместно с матерью Михалевой Е.В. и отчимом Лопатиным А.В. Она была их соседкой, а также ее дети – ровесники ФИО35, а потому она может пояснить, что отца ФИО36 – Канзычакова Н.Г. на родительских собраниях, на выпускном она не видела. Материальную помощь сыну Канзычаков Н.Г. также не оказывал, его мать ФИО17 (бабушка ФИО1) часто приходила к внуку в гости, приносила ему подарки, гостинцы. ФИО37 рассказывал свидетелю, что он пару раз попросил у папы денег, он не дал.
Свидетель ФИО18 пояснила, что она была учителем начальных классов у ФИО1 Его отца Канзычакова Н.Г. в школе она ни разу не видела, на родительских собраниях всегда присутствовали мать Михалева Е.В. и Лопатин А.В., которого сам ФИО38 называл папой. Она не видела, чтобы Канзычаков Н.Г. приезжал, оказывал какую-либо помощь своему сыну.
Свидетель ФИО17 суду показала, что ее сын Канзычаков Н.Г. и Михалева Е.В. прожили вместе около четырех лет, затем Михалева Е.В. ушла к Лопатину А.В. и забрала с собой ее внука ФИО39. Когда он был маленьким, она часто «бегала» к нему, приносила ему гостинцы. Канзычаков Н.Г. вместе с ней к сыну не приходил, но когда ФИО40 стал учиться в институте в г. Абакане, он давал ей деньги, чтобы она передала их ФИО14, а та – перевела ФИО41. Как общался Канзычаков Н.Г. с сыном, она сказать не может. Когда он сообщил ей о своем намерении поступить на военную службу по контракту, она спросила, зачем это ему, и ФИО42 сказал, что это мама отправляет его зарабатывать деньги. После похорон ФИО43 выяснилось, что Михалева Е.В. не оплатила его отпевание, тогда она оплатила его сама.
Свидетель ФИО19 пояснила, что с семьей Михалевой Е.В. она общается с 2001 года, за это время Канзычакова Н.Г. она ни разу не видела, видела в гостях у Михалевой Е.В. бабушку – мать отца ФИО44. Валера ей про биологического отца ничего не рассказывал, воспитывали его Михалева Е.В. и Лопатин А.В., которого он называл отцом. Сначала ФИО45 учился в школе в с.Верхние Сиры, потом – в с. Нижние Сиры, затем стал обучаться в Таштыпской школе Номер, ПУ-16, ХГУ. Когда учился в с. Таштып и в г. Абакане, участвовал в школьных, сельских мероприятиях вместе с родителями ФИО2 и ФИО22 В апреле 2023 года от ФИО2 ей стало известно о том, что Валера подписал контракт на прохождение военной службы. О его гибели свидетелю стало известно от нее же. ФИО3 присутствовал на похоронах сына, но о какой-либо помощи в организации похорон с его стороны ей не известно, равно как и о том, что он в принципе как-либо материально помогал сыну.
Из показаний свидетеля ФИО20 следует, что с 2002 по 2007 год она была соседкой семьи ФИО2, в настоящее время они так же общаются, их дети дружили. Валера ей говорил о том, что он просил у ФИО3, которого он называл «папа Коля», денег, просил его довезти зимой, но тот ему отказал. Чтобы Валеру до дома подвозил ФИО3, она не видела, и сам Валера ей про такие случаи не рассказывал. Валера называл папой ФИО22, тот ходил на родительские собрания, воспитывал его. ФИО3 в школе она не видела. Валера часто участвовал в концертах, на школьных, сельских мероприятиях. О своем решении принять участие в специальной военной операции он ей не сообщал, она узнала об этом от его матери. Про деньги, подарки со стороны отца Валера ей не рассказывал. С родственниками со стороны отца Валера преимущественно общался с бабушкой ФИО17 и тетей ФИО14, хотя каких-либо препятствий для общения с отцом со стороны ФИО2 не было.
Свидетель ФИО21 суду показала, что она является супругой ФИО3 с 2002 года. После того, как от него ушла ФИО2, примерно до 2002 года ФИО3 носил ей продукты, потом их стала носить бабушка ФИО17 Дважды ФИО1 увозил сына в больницу, также возил в училище, давал ему продукты, но Валера просил отца не довозить его до дома, потому что на него за это ругается мама. Когда Валера учился в школе в <адрес>, где они живут, он заходил к ним домой почти каждый день, они его не прогоняли. Однажды ФИО2 отправила Валеру в магазин за хлебом в мороз, ФИО3 увидел его, замерзшего, на улице, завел в дом и отогрел. Они дарили ему подарки на Новый год, Валера их распаковывал у них дома, ел, остатки оставлял у них же, говорил, что мама ругаться будет. Она давала ему денег – сама и через ФИО3 по 50-200 рублей, хотя сам Валера денег не просил. Валера звонил им из воинской части в Туве, потом дважды – из зоны специальной военной операции. О гибели Валеры им сообщила сестра ФИО3 - ФИО14 Они с супругом присутствовали на похоронах Валеры, участвовали в их организации – купили венок и заплатили за отпевание.
Свидетель ФИО14 суду пояснила, что является тетей ФИО1 Его мать ФИО2 ушла от ее брата ФИО3, когда Валере было около трех лет, но ФИО3 и их мать ФИО17 помогали Валере, бабушка ходила, относила Валере подарки. Ей известно, что Валера заходил к отцу домой, но насколько тесно они общались, какой вклад внес ФИО3 в воспитание сына, ей не известно, равно как и о том, что он оказывал ему какую-либо материальную помощь. ФИО17 передавала ей деньги, чтобы перевести Валере на карту, когда он обучался в <адрес>, он на тот момент был уже взрослым, совершеннолетним. Однажды Валера поехал к маме, а потом сказал, что подписал заявление на прием на военную службу по контракту. В начале июля ей позвонили и сообщили о гибели Валеры. Сказали, что изначально Валера для связи оставил телефон матери, но, поскольку в деревне плохо работает сотовая связь, дополнительно оставил ее номер телефона. На следующий день после известия о гибели Валеры она сообщила об этом брату, ФИО2 она сразу сообщить не смогла, потому что та уезжала. После этого они стали дозваниваться в <адрес>, а ФИО2 стала ДНК-пробу для подтверждения личности погибшего, однако тело долго не могли привезти. Ее брат спрашивал у нее про эти обстоятельства, а также она ему рассказывала сама при случае. Ночью ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили о том, что привезут Валеру. В ночь с 27 на ДД.ММ.ГГГГ тело привезли, и ДД.ММ.ГГГГ Валеру похоронили. Она спрашивала у ФИО2, нужна ли какая-нибудь помощь в похоронах, но та ответила, что ничего не надо.
Из характеристик ФИО1 из Верхнесирской школы, Нижнесирской школы, МБОУ «Таштыпская средняя общеобразовательная школа-интернат Номер им. Л.А, Третьяковой», ГБПОУ РХ ПУ-16 следует, что в воспитании ФИО1 принимали участие мать Михалева Е.В. и отчим Лопатин А.В., отец в жизни ученика участия не принимал.
Суду представлены фотографии с выпускных ФИО1 из 9 класса и ХГУ, из которых следует, что на указанных мероприятиях Канзычаков Н.Г. не присутствовал, что им самим также не отрицалось. Исходя из его собственных пояснений, сын его на выпускные, праздники, иные мероприятия не приглашал, сам он о них у него также не спрашивал.
Свои дни рождения ответчик не отмечал, сына в гости на них не приглашал, сам ФИО1 отца также не поздравлял. Совместно они отмечали только юбилей ФИО14 и свадьбу ее сына.
Указанные обстоятельства следуют как из объяснений сторон, так и из показаний свидетеля ФИО14
Из пояснений ответчика следует, что, когда ФИО1 обучался в школе в с. Нижние Сиры, он заходил к нему в гости, он спрашивал, как у него дела. Какие у него были оценки, он не спрашивал и школьный дневник не смотрел. Были ли в тот момент у ФИО1 какие-либо проблемы, он не спрашивал, свою помощь не предлагал. Совместно с сыном он время не проводил, чем тот интересовался, сказать затруднился. Указал, что он учил сына управлять автомобилем, но получил ли он водительское удостоверение, он не знает.
Показаниями свидетелей, иными доказательствами указанное обстоятельство не подтверждено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что сложившиеся между ответчиком Канзычаковым Н.Г. и его сыном ФИО1 отношения свидетельствуют о том, что ответчик ненадлежащим образом исполнял свои родительские обязанности по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии сына, мер для создания ФИО1 условий жизни, необходимых для его развития, не предпринимал.
Так, даже после получения сведений о гибели сына, сам ответчик не предпринял действий для проверки данной информации, не связывался с родственниками сына со стороны матери, с его друзьями, сослуживцами, запросов в официальные органы не направлял, организационной или материальной помощи в погребении сына он также не оказывал, ограничившись присутствием на похоронах и покупкой венка.
В материальном содержании сына до его совершеннолетия ответчик также принимал номинальное участие, в начале, после переезда, передав ему продукты питания, в последующем передавал денежные суммы в размере 50-200 рублей, что не может свидетельствовать о том, что ФИО1 получал полноценную материальную поддержку от отца.
При этом сам факт того, что алименты на содержание сына с него не взыскивались, не освобождал Канзычакова Н.Г. от исполнения родительской обязанности по содержанию своего ребенка. Доказательств того, что Канзычаков Н.Г. в период до достижения сыном совершеннолетнего возраста был нетрудоспособен или наличия иных оснований для освобождения его от такой обязанности, суду не представлено.
Кроме того, исходя из вышеприведенных норм, основным обстоятельством, дающим право на получение выплат в связи с гибелью военнослужащего, является не сам факт родства с военнослужащим и не только его финансовое обеспечение в несовершеннолетнем возрасте, но и активное, деятельное участие в духовном, нравственном воспитании ребенка, результатом которого явилось его воспитание как достойного гражданина Российской Федерации, защитника Отечества с активной гражданской позицией.
Представленные суду чеки по операции ПАО «Сбербанк России», выписки по счету дебетовой карты, подтверждающие переводы ФИО1 денежных средств ФИО14, а также ФИО46. – племянницей ФИО14 в период с 2021 по 2023 год, также не подтверждают факт нахождения ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте на иждивении отца Канзычакова Н.Г., а потому не могут быть приняты судом как доказательство надлежащего исполнения последним своих родительских обязанностей.
Из пояснений самого ответчика следует, что изначально он на выплаты и пособия в связи с гибелью ФИО1 не претендовал, но после подачи истцом искового заявления желает их получить.
Таким образом, самим ответчиком намерение получить выплату связывается не с нравственными переживаниями в связи с гибелью сына или желанием каким-то образом восполнить свою утрату, а происходит из неприязненных отношений между ним и истцом.
С учетом изложенного, ответчик Канзычаков Н.Г. вследствие ненадлежащего исполнения им родительских обязанностей по воспитанию и содержанию сына ФИО1 утратил право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия в связи с его гибелью.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-198, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать Канзычакова Николая Георгиевича утратившим право на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия в связи с наступлением страхового случая, предусмотренного статьей 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» - гибелью застрахованного лица военнослужащего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Таштыпский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.О. Черчинская
Справка: мотивированное решение составлено 26.12.2023.
Копия верна
Судья М.О. Черчинская