Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-2582/2023 ~ М-2299/2023 от 09.10.2023

Дело № 2-2582/2023

УИД 26RS0012-01-2023-004004-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"06" декабря 2023 года                                                                                           г. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Егоровой Е.А.,

с участием:

истца Куманаева О.А.,

представителя администрации г. Ессентуки Ярушина В.И.,

представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Ликкей С.Е.,

помощника прокурора г. Ессентуки Павшенко А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куманаева Олега Александровича к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки, Администрации г. Ессентуки о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

установил:

Куманаев О.А. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

В обосновании заявленных требований указал, что 03.03.2022 года истец посредством подачи документов через муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» города Ессентуки обратился в администрацию города Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***** в аренду сроком на 5 лет под ИЖС на основании п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

01.04.2022 комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с отсутствием в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края вида разрешенного - ведение личного подсобного хозяйства.

Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, а также сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 26***** имеет вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.

        Таким образом, органами местного самоуправления мероприятия, предусмотренные ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению не проводились. Основания отказа, указанные в ответе на заявление (от 01.04.2022    № 20-2110/з), незаконны, поскольку вид разрешенного использования земельного участка соответствует цели ее использования, указанной в заявлении от 03.03.2022.

08.04.2022 года истец повторно посредством подачи документов через МАУ «МФЦ» обратился в администрацию города Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:30:000000:2696 в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

06.05.2022 и.о. заместителя главы администрации города Ессентуки - руководителем комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки Красковским Д.В. отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи тем, что земельный участок на указанном основании может быть предоставлен только для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем, положения п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает возможность предоставления гражданам земельного участка для индивидуального жилищного строительства и требование об осуществлении крестьянского (фермерского) хозяйства является чрезмерным.

Соответственно, органами местного самоуправления мероприятия, предусмотренные 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению не проводились. Основания отказа, указанные в ответе на заявление (от 06.05.2022 № 20-3199/з), незаконны.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 15 п. 2 указанной статьи, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

    обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

    принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, органами местного самоуправления проигнорированы требования закона, мне отказано по выдуманным, не соответствующим фактическим данным, основаниям, процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не инициирована.

На необходимость соблюдения указанной процедуры указано в разъяснениях Минэкономразвития России, а также решениях судебных органов Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по делам, касающимся аренды, отражающие необходимость исполнения п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности со 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положения п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со 39.18 и другими статьями указанного Кодекса являются специальными.

Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.

При применении норм права приоритет отдается специальным нормам, то есть общая норма права не применяется, если имеется специальная норма. Замена (подмена) или отмена специальных норм общими не допускается.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

        Положения п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со 39.18 и другими статьями указанного Кодекса, а также разъяснения Минэкономразвития России в указанной части, положения иных правовых норм Российской Федерации, в числе прочего Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не предусматривают дискриминацию заявителя об аренде по какому-либо признаку (включая наличие в собственности либо в аренде объектов недвижимости, социального и материального положения).

Исходя из общих принципов земельного законодательства, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

Заявления об аренде содержали приложение в виде документов соответствующих утвержденному перечню документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Заявлений иных заинтересованных лиц о предоставлении истребуемого земельного участка не имеется.

Также, не имеется оснований для отказа в предоставлении земельного участка, установленных положениями Земельного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 39.15,39.16).

Таким образом, требования, установленные ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Ставропольского края от 09.04.2015 № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и других нормативно-правовых актов по излагаемому вопросу при разрешении заявления об аренде земельного участка, подлежат неукоснительному исполнению должностными лицами с проведением предусмотренной законом процедуры.

Согласно реестру муниципальных услуг, предоставляемых администрацией города Ессентуки, положений постановлений администрации г. Ессентуки, предусмотрено предоставление муниципальных услуг, касающихся аренды.

На необходимость соблюдения установленных регламентов указано в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Проведенным анализом официального сайта Российской Федерации о проведении торгов www.torgi.gov.ru и других открытых данных, на момент подачи заявлений о предоставлении земельного участка, а также в период до настоящего времени (момент подачи настоящего заявления) и с даты истечения срока аренды у предыдущего арендатора, указанный земельный участок предметом аукциона не являлся, извещения о проведении аукциона либо в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не опубликовывались.

Право на получение муниципальной услуги по подготовке, регистрации и заключению договора аренды предоставлены заинтересованным гражданам Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и утвержденными в соответствии с ними Регламентами.

Таким образом, на протяжении длительного времени должностные лица администрации г. Ессентуки не инициировали установленную процедуру, не приступали к исполнению предписаний действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующих предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о длительном реальном нарушении должностными лицами администрации г. Ессентуки Ставропольского края прав и свобод, в том числе как участника земельных правоотношений, а также игнорировании установленных законом требований, недобросовестном бездействии.

По смыслу федерального законодательства органам государственной субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ущемлению прав и свобод граждан, а также противоречащие действующим нормам права.

Конституция Российской Федерации в ст. 35 закрепляет охрану законом права потерпевших от злоупотреблений властью.

По данным фактам истец обратился в органы прокураты с обращением на незаконные отказы в предоставлении земельных участков. Прокуратура города Ессентуков согласилась с его доводами и 30.09.2022 в адрес главы города Ессентуки внесено представление об устранении нарушений.

Однако органами местного самоуправления проигнорированы законные требования прокуратуры города, в судебном порядке требования не обжалованы.

Постановлением администрации г. Ессентуки Ставропольского края от 10.12.2019 № 1746 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов».

Согласно п. 1.3.1 данного регламента предоставление муниципальной услуги осуществляет администрация города Ессентуки.

Подготовку документов, подтверждающих предоставление муниципальной услуги (отказа в предоставлении муниципальной услуги), осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки.

        На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконными отказы комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки в предоставлении земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду без проведения торгов от 01.04.2022 и 06.05.2022; обязать администрацию города Ессентуки и комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> провести процедуру предоставления земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации; обязать Ответчиков возместить Истцу сумму убытков в виде внесенной госпошлины в размере 300 рублей, а также взыскать моральный вред в размере 1 рубль, причиненный действиями (бездействием) Ответчиков в виде вынесения незаконных решений и уклонения от совершения установленных законом действий.

Определением от 20.10.2023 года суд перешел к рассмотрению административного дела по административному иску Куманаева Олега Александровича к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ессентуки, администрации г. Ессентуки о признании незаконным решения исполнительного органа государственной власти об отказе в предоставлении земельного участка, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда, по правилам гражданского судопроизводства в связи с заявленными истцом требованиями о компенсации морального вреда.

Истец Куманаев О.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ессентуки Ликкей С.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика - Администрации г. Ессентуки Ярушин В.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований ввиду пропуска истцом сроков обращения в суд.

Помощник прокурора г. Ессентуки Павшенко А.Г. в судебном заседании просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также принятыми в его развитие нормативно-правовыми актами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.03.2022 года истец посредством подачи документов через муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» города Ессентуки обратился в администрацию города Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:30:000000:2696, расположенным по адресу: г.Ессентуки, ул.Красина, в аренду сроком на 5 лет под ИЖС на основании п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

01.04.2022 комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи с отсутствием в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края вида разрешенного - ведение личного подсобного хозяйства.

08.04.2022 года истец повторно посредством подачи документов через МАУ «МФЦ» обратился в администрацию города Ессентуки с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:30:000000:2696 в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

06.05.2022 комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки отказано в предоставлении земельного участка в аренду в связи тем, что земельный участок на указанном основании может быть предоставлен только для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

           Согласно ч.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа приведенных норм земельного законодательства, применительно к обстоятельствам настоящего дела истец имеет право на заключение договора аренды при наличии совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по виду деятельности "ведение личного подсобного хозяйства".

Между тем, градостроительные регламенты территориальных зон муниципального образования город-курорт Ессентуки установлены "Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края", утвержденными постановлением администрации г.Ессентуки от 28.01.2022 г. № 141.

Согласно сведениям Публичной кадастровой карты Управления Росреестра по Ставропольскому краю земельный участок с кадастровым номером *****, расположенный по адресу: <адрес>, находится в зоне Ж-1 "Зона индивидуальной жилой застройки", в регламентах которой вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства отсутствует.

Таким образом, принимая решения об отказе в предоставлении испрашиваемого Куманаевым О.А. земельного участка, комитет по управлению муниципальным имуществом дал правильную оценку обстоятельствам, указанным в подпункте 15 пункта 2, пунктах 3, 4, статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, при которых возможно заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Кроме того, в соответствии со ст.39.16 ЗК РФ в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6).

В обоснование заявленных возражений представитель комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ессентуки Ликкей С.Е. указывала, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в водоохранной и горноохранной зон, что по смыслу ст.39.6 ЗК РФ исключает возможность его предоставления под ведение личного подсобного хозяйства в соответствии с подпунктом 15 части 1 данной статьи. В связи с этим в ответах истцу были даны разъяснения о необходимости истребования у ресурсо-снабжающих организаций технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Направление комитетом по управлению муниципальным имуществом соответствующих запросов при рассмотрении заявлений Куманаева О.А. подтверждены соответствующими сведениями, представленными суду в ходе рассмотрения дела.

Доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, требования закона комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ессентуки при рассмотрении заявлений Куманаева О.А. в данном случае соблюдены, поскольку в установленный законом срок заявления истца от 03.03.2022 и от 08.04.2022 рассмотрены и по ним в приняты обжалуемые решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Вопреки доводам административного истца, несогласие Куманаева О.А. с содержанием данных ответов не может свидетельствовать о незаконности действий должностных лиц и принятых ими решений.

Кроме того, по мнению суда, заслуживают внимания и доводы представителей ответчиков о пропуске истцом сроков обращения в суд ввиду следующего.

Несмотря на переход к рассмотрению дела по правилам гражданского процессуального судопроизводства, требования истца о признании незаконными решений органа местного самоуправления регламентированы Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, подлежащим применению к спорным правоотношениям, как вытекающим из публичных правоотношений (Глава 22 КАС РФ).

Согласно частям 1 и 1.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Обращаясь в суд с административным иском, Куманаев О.А. просит признать незаконными решения комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ессентуки об отказе в предоставлении земельного участка от 01.04.2022 и от 06.05.2022 г.

В судебном заседании истец Куманаев О.А. пояснил суду, что оспариваемые отказы были получены им спустя две-три недели после их вынесения.

Следовательно, в любом случае, о наличии оспариваемых отказов истцу стало известно не позднее 01.05.2022 и 06.06.2022 г. соответственно

Несмотря на это, с рассматриваемым иском Куманаев О.А. обратился в суд лишь 09.10.2023 г., т.е. спустя полтора года

Доказательств уважительности причин пропуска трехмесячного срока для обращения в суд, истцом суду не представлено.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными решений КУМИ г.Ессентуки от 01.04.2022 и от 06.05.2022 об отказе в предоставлении Куманаеву О.А. для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: <адрес>.

Представленные истцом суду переписка с администрацией г.Ессентуки и комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ессентуки за 2023 год о рассмотрении поданных им жалоб, не является основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку не является объективным доказательством незаконности оспариваемых решений об отказе в предоставлении земельного участка.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении основных требований о признании незаконными решений комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ессентуки, не подлежат удовлетворению и производные от них требования о возложении обязанности на ответчиков провести процедуру предоставления земельного участка с кадастровым номером *****, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями ст.39.18 ЗК РФ.

Кроме того, отказывая истцу в удовлетворении данных требований, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что принятие решения по заявлениям о предоставлении земельного участка на праве аренды, относится к компетенции органов местного самоуправления, и исходит из недопустимости вмешательства суда в деятельность органов исполнительной власти по вопросу принятия решений, отнесенных законом к их компетенции.

Что касается требований истца о компенсации морального вреда в размере 1 рубль, то суд также не находит оснований к их удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда осуществляется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Из содержания приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что размер компенсации морального вреда определяется на основании оценки судом конкретных обстоятельств дела. При этом суд наряду с учетом степени вины причинителя вреда, степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, должен учитывать требования разумности и справедливости. Кроме того, законодатель не исключает при определении размера компенсации морального вреда возможность учета имущественного положения причинителя вреда.

Суд приходит к выводу о том, что в условиях состязательности (ст.56 ГПК РФ) истцом не представлено суду объективных доказательств обоснованности заявленных требований, в связи с чем правовые основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда отсутствуют.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований, то в силу ч.1 ст.98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчиков судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 01.04.2022 ░ ░░ 06.05.2022 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *****, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *****, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 39.18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░

2-2582/2023 ~ М-2299/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куманаев Олег Александрович
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ессентуки
администрация г. Ессентуки
Другие
прокуратура г. Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Иванова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация административного искового заявления
10.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Подготовка дела (собеседование)
26.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее