Дело № 21-117/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 19 апреля 2023 года |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора Департамента финансов Тюменской области Гуляевой Н.К. на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ведущего специалиста отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е.,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя директора Департамента финансов Тюменской области Гуляевой Н.К. от 17 января 2023 года ведущий специалист отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Шевченко Д.Е. обжаловала его в суд. В жалобе просила постановление должностного лица от 17 января 2023 года отменить или заменить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 марта 2023 года постановление заместителя директора Департамента финансов Тюменской области Гуляевой Н.К. от 17 января 2023 года изменено в части назначенного наказания, назначенное административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.
С данным решением не согласна заместитель директора Департамента финансов Тюменской области Гуляева Н.К., которая в жалобе просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 марта 2023 года отменить, указывая, что назначенное наказание в виде административного штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения. Просит принять во внимание, что наличие состава административного нарушения подтверждено материалами дела, сроки привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Считает, что поскольку административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля, то при назначении административного наказания ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не применяется. Кроме того, считает, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, ответственность за данные деяния наступает вне зависимости от возникновения или не возникновения опасных последствий. Обращает внимание, что копии документов об обжаловании постановления не получали.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Шевченко Д.Е., просившей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Из статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с названным Кодексом.
Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями урегулировано статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации договоры бюджетных и автономных учреждений о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате за счет субсидий, указанных в пункте 1 названной статьи, включается условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения в соответствии с названным Кодексом получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, бюджетное или автономное учреждение вправе не принимать решение о расторжении предусмотренных названным пунктом договоров, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.
Как следует из материалов дела, ведущему специалисту отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. вменяется в вину нарушение п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, а именно ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» нарушены условия предоставления субсидии на иные цели, в частности обязательное условие, предусмотренное п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, не включено в договоры оказания услуг, заключенных в рамках соглашений <.......> от 01.01.2021 года; <.......> от 22.05.2021 года; <.......> от 04.08.2022 года; <.......> от 09.08.2021 года; <.......> от 25.11.2021 года (по соглашению <.......> - договор с ООО «Бенд-Медиа от 02.02.2022 года <.......>, от 28.03.2022 года <.......>, от 29.03.2022 года <.......>; по соглашению <.......> - договор с ФИО3 от 24.06.2022 года <.......>; договор с ООО «Бенд-Медиа от 08.06.2022 года <.......>; по соглашению <.......> - договор с ООО «Мастерская событий» «Арт-Хит» от 10.08.2022 года <.......>; по соглашению <.......> - договор с ООО «Курсив» от 27.05.2022 года <.......>; договор с ООО «Кэтеринг групп» от 10.06.2022 года «<.......>; договор с ФИО4 от 12.08.2022 года <.......>; договор с ООО ЧОО «Центр-Сибирь» от 08.06.2022 года <.......>; по соглашению <.......> - договор с АНО «ОДООЦ «Ребячья Республика» от 29.12.2021 года <.......>.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ведущего специалиста отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем заместителем директора Департамента финансов Тюменской области вынесено соответствующее постановление.
Разрешая вопрос о назначении ведущему специалисту отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. наказания за совершенное административное правонарушение, учитывая характер совершенного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу о возможности применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заменил административное наказание с административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем, с выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Между тем сведения, подтверждающие наличие в совокупности всех указанных выше условий, необходимых для применения в отношении ведущего специалиста отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. положений статьи 4.1.1 названного Кодекса, в материалах дела отсутствуют. Не соблюдено такое условие как отсутствие угрозы причинения вреда безопасности государства.
Объективная сторона вменяемого ведущему специалисту отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. правонарушения заключается в нарушение условий предоставления субсидий.
Непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности. Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела возникновение угрозы причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения (в силу формального состава), а в пренебрежительном отношении должностного лица к установленным требованиям действующего бюджетного законодательства.
С учетом изложенного вывод судьи о применении в отношении ведущего специалиста отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. положений ст. 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не основан на всестороннем и полном выяснении обстоятельств данного дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения ведущего специалиста отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. к административной ответственности не истек, решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 марта 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 4 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 07 марта 2023 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего специалиста отдела государственных закупок и сопровождения договоров Управления внутренней и кадровой политики, правового обеспечения ГАУК ТО «Тюменское концертно-театральное объединение» Шевченко Д.Е. направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин