Дело № 5-30/2022 Копия
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
24 февраля 2022 года село Чурапча
Судья Чурапчинского районного суда Республики Саха (Якутия) Матвеев Г.Г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Сибирякова А.Р.,
У С Т А Н О В И Л :
<ДАТА> года из ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району в Чурапчинский районный суд РС (Я) повторно поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Сибирякова Архипа Романовича.
Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении в порядке подготовки к рассмотрению дела, приходит к следующему.
Ранее, <ДАТА> из ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в Чурапчинский районный суд РС (Я) поступили указанные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Сибирякова Архипа Романовича.
Определением Чурапчинского районного суда РС (Я) от <ДАТА> протокол об административном правонарушении от <ДАТА> №<адрес> и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 КоАП РФ, в отношении Сибирякова Архипа Романовича, <ДАТА> года рождения, возвращены в Отделение ГИБДД ОМВД России по <адрес> для устранения допущенных недостатков.
Однако, инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Никитин С.И., не устранив указанные в определении суда недостатки, повторно направил материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Сибирякова А.Р. в суд.
Так, согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Судом было установлено, что в протоколе об административном правонарушении от <ДАТА> № <адрес> неполно описано событие административного правонарушения, не указан пункт ПДД.
Инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Чурапчинскому району Никитиным С.И. внесены дополнения в протокол об административном правонарушении, однако дополнения не подписаны должностным лицом и не проставлена дата внесения изменений в протокол, а также копия измененного протокола не направлена Сибирякову А.Р. и потерпевшей Григорьевой В.Н.
Вышеуказанные нарушения требований свидетельствуют о неправильном составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч.1). Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом (ч.2). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч.3). Потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 данного Кодекса (ч.4).
Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если они имеются.
При этом, на основании ч.6 данной статьи копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Аналогичные положения содержатся в п. 155 вышеуказанного Административного регламента.
Однако, в нарушение указанных пунктов закона, в протоколе об административном правонарушении № <адрес> от <ДАТА> не указаны фамилия, имя, отчество потерпевшей, также потерпевшей Григорьевой В.Н. копия протокола не вручена, расписка потерпевшей о получении копии протокола об административном правонарушении отсутствует.
В соответствии с п.4 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.
Согласно абз.3 пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА> № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Согласно ч.3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно ч.ч.5.1, 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования.
Согласно ч.5 ст. 28.7 КоАП РФ, срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования не направлена Сибирякову А.Р. и потерпевшей Григорьевой В.Н.
Из материалов дела усматривается, что в рамках административного расследования по делу в отношении потерпевшей Григорьевой В.Н. проведена судебно-медицинская экспертиза.
Так, согласно заключению экспертизы ГБУ РС(Я) «Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава РС(Я)» № от <ДАТА> у Григорьевой В.Н. установлен вред здоровью средний тяжести.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Согласно ч.4 данной статьи до направления определения для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Однако, в нарушение требований ст. 26.4 КоАП РФ в материалах дела отсутствует определение о назначении экспертизы, а также сведения об ознакомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Сибирякова А.Р. и потерпевшей Григорьевой В.Н. с определением о назначении экспертизы и заключением экспертизы №.
Ч.1 ст. 28.1.1 КоАП РФ установлено, что в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.
Согласно ч.3 данной статьи осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 273-279 Административного регламента исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от <ДАТА> №.
Так, пунктами 278 и 279 Административного регламента установлено, что в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его сотрудником, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.
При этом, в нарушение ст.28.1.1 КоАП РФ и пунктов 273-279 Административного регламента, согласно материалам дела, по делу об административном правонарушении в отношении Сибирякова А.Р. по ч.2 ст.12.24 КоАП РФ протокол осмотра места совершения административного правонарушения не составлен; к делу фотографии и видеозапись проведения осмотра места совершения административного правонарушения не приложены; доказательства вручения протокола осмотра места совершения административного правонарушения Сибирякову А.Р. отсутствуют.
Кроме этого, личность потерпевшей Григорьевой В.Н. не установлена, в материалах дела отсутствует копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. В материалах дела также отсутствует копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность Сибирякова А.Р.
При таких обстоятельствах, суд считает, что материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Сибирякова А.П. оформлены неправильно и представлены неполно.
На основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судом разрешается вопрос, по которому в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с абз.4 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <ДАТА> № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, в связи с неправильным оформлением и неполнотой представленных материалов дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Сибирякова А.Р. подлежат возврату в орган, должностному лицу, которые составили данный протокол.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л :
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.24 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░