Дело №2-798/2023
42RS0023-01-2023-000719-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 1 ноября 2023 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
Председательствующего: Шарониной А.А.
при секретаре Булавиной Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Новокузнецкого муниципального округа к Куртукову Сергею Валентиновичу о ликвидации сливной ямы
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новокузнецкого муниципального округа обратилась в суд с иском к Куртукову С.В. об обязании произвести ликвидацию самовольной постройки под размещение сливной (выгребной) ямы, площадью 3 кв. м., расположенную в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что Куртуков является собственником указанного выше земельного участка и расположенного на нем жилого дома. На земельном участке истца, ответчик установил надворную уборную с непосредственной близости от разделяющего участки забора, а также от колодца (скважины), расположенной на принадлежащем истцу земельном участке. Ответчику было направлено уведомление о необходимости сноса постройки (уборной) в течении месяца. Поскольку постройка не снесена, в суд подано настоящее исковое заявление.
Представитель истца – администрации Новокузнецкого муниципального округа- ФИО2 доводы искового заявления поддержала. Суду пояснила, что все отходы жизнедеятельности жильцов дома по <адрес> уходят в выгребную яму. Эта яма была сооружена ответчиком и расположена за пределами участка ответчика и на земельном участке истца, не соответствует правилам землепользования.
Ответчик Куртуков С.В. и его представитель –адвокат ФИО3 исковые требования не признали.
Куртуков С.В. суду пояснил, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных в <адрес>. В доме проживает ответчик и его престарелая мама. В доме и на улице имеется туалет, туалетом на улице, они не пользуются, пользуются туалетом в доме, от которого идут трубы в спорную сливную яму. Сливная яма расположена за пределами участка ответчика, однако не оспаривает тот факт, что все отходы жителей дом идут в эту сливную яму. На участке ответчика сливной ямы нет.
ФИО4 суду пояснил, что сливная яма 70-х годов постройки, не является самовольной постройкой и не нарушает права истца.
3-е лицо Сычев С.П. полагал требования обоснованными. суду пояснил, что сливная яма, которую использует ответчика расположена на расстоянии 0,5м от центрального водопровода питьевой воды, который подходит жилому дому по <адрес>, где проживают Сычевы. При этом выгребная мая должна располагаться не ближе 10 метров от водопровода холодной воды.
3-е лицо Сычева Т.В., представитель 3-х лиц Управления Роспотребнадзора, Сосновского Территориального управления, МКП "Котельные, тепловые и водопроводные сети Новокузнецкого муниципального района", МКП "Сибэкотранс" Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что работает в МКП КТВС Новокузнецкого муниципального округа, центральный водопровод, который располагается рядом с домом по <адрес> обеспечивает водой несколько домов, рядом с участком по <адрес> имеется выгребная яма, при порыве, «фикалии» попадут в питьевую воду. Такое расположение сливной ямы нарушает права и законные интересы жителей, а также угрожает здоровью
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, если эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно положений ст.222 ГК РФ, Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (ч.1).
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (ч.3).
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом (ч.3.1).
Как следует из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении споров, связанных с самовольной постройкой, суд должен установить, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Из приведенной выше нормы закона и разъяснений по ее применению следует, что необходимость сноса самовольной постройки связывается законом не только с соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, но и с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
Поскольку устранение последствий нарушения должно соответствовать самому нарушению и не приводить к причинению несоразмерных убытков, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой, а отсутствие разрешения на строительство как единственное основание для сноса не может бесспорно свидетельствовать о невозможности сохранения постройки.
Согласно, п. 6.8 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" минимальные расстояния между постройками должны быть следующие: от садового дома жилого дома до душа, отдельно стоящей бани (сауны), надворного туалета - 8 м; от а до надворного туалета и компостной площадки, ямы или ящика - 8 м; на территории садоводства расстояния от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, гаража-стоянки, открытой стоянки, бани), расположенных на соседних садовых земельных участках, должны быть не менее 4 м. При отсутствии централизованной канализации расстояние от надворного туалета до стен его дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца или артезианской скважины) - согласно пунктам 8.1 и 8.2 настоящего свода
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из пункта 3 статьи 30 ЗК РФ следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, смотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии^ с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка являются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом установлено, что Куртуков С.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 1886 кв.м. с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>
Согласно Акта осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный в районе земельных участком по <адрес> и <адрес> с кадастровом квартале №, располагается на придомовой территории указанных участков, напротив металлического ангара, относящегося к <адрес> На испрашиваемом участке (который расположен в кадастровом квартале №) имеется выгребная яма для дома по <адрес>, рядом проходят коммуникации центрального водоснабжения. Расстояние от сетей центрального водоснабжения до выгребной ямы меньше метра.
Из Акта осмотра земельного участка с кадастровым номером №, составленного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новокузнецкого муниципального района следует, что на прилегающий к участку территории, на землях муниципального собственности, расположен колодец диаметром 77 см, сверху на колодце имеется складирование минеральной несгорающей части угля (зола), битый кирпич, ориентировочно занимаемой территории 10,8 кв.м., что также подтверждается приобщенным к Акту фотоматериалом.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Куртукова С.В. направлено Уведомление о необходимости сноса самовольной постройки под размещение сливной (выгребной) ямы, площадью 3 кв.м., в течении месяца со дня получения настоящего уведомления.
Из заключения специалиста ООО «ИНВЕСТ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сливная (выгребная) яма, расположенная перед забором участка по <адрес> расположена на неразграниченных муниципальных землях, установлено без разрешения. Фактическое расположение ямы попадает в границы зоны с особыми условиями использования территории № (охранная зона ВЛ-0,4 кВ <адрес> (сооружение) в составе: ВЛ 0,4 кВ ф.1 от ТП-Ю-2-044. данное сооружение (яма) не соответствует правилам землепользования и застройки МО «Сосновское сельское поселение»; конструктивные элементы сооружения сливной (выгребной) ямы не соответствуют требованиям строительных норм и правил.
Из Акта осмотра МКП «КТВС НМР» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что был произведен осмотр участка трубопровода диаметром 63 мм. системы централизованного холодного водоснабжения по <адрес> в районе домов № и № В ходе осмотра было выявлено: в санитарно - защитной полосе водопровода питьевого назначения на расстоянии 1,5 м от крайней линии водопровода, на земле общего пользования находится сливная яма диаметром 1,5 м. В яму подведен сливной трубопровод диаметром 100 мм. предположительно от <адрес>. Нахождение сливной ямы в санитарно-защитной полосе водопровода питьевого на назначения является грубым нарушением СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. №10. Так, в соответствии с п. 2.4.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. №10, ширину санитарно-защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: а) при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; б) при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
Выгребная яма создает непосредственную угрозу жизни и здоровью потребителей питьевой воды, проживающих в <адрес> не только по <адрес>, но и по всему населенному пункту.
Из Акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ МКП «КТВС» следует, что при осмотре участка <адрес> установлено, что центральны водопровод расположен вдоль домов по <адрес> от домов №., произведена врезка в центральны водопровод.
Таким образом, исследованными выше судом доказательствами установлено, что выгребная (сливная) яма используется ответчиком Куртуковым, что он не оспаривал в судебном заседании. При этом данный объект попадает в границы зоны с особыми условиями –ВЛ, не соответствует правилам землепользования и застройки Сосновского сельского поселения, не имеет разрешительную и техническую документацию, не соответствует строительным нормам и правилам, также ее расположение противоречит требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. №10.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные истцом требования об обязании ответчика ликвидировать самовольную постройку под размещение сливной (выгребной) ямы, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Куртукова Сергея Валентиновича произвести ликвидацию самовольной постройки под размещение сливной (выгребной) ямы, площадью 3 кв. м., расположенную в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А.Шаронина