Дело №2-549/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(заочное)
1 апреля 2019 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
с участием:
истца Огородовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огородовой Ларисы Анатольевны к ООО «Ваш Персонал» о взыскании заработной платы и компенсаций,
установил:
Огородова Л.А. (далее-истец) обратилась в суд с иском к ООО «Ваш Персонал» (далее – ответчик/Общество) о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работала в должности стикировщика. Трудовые отношения были оформлены договором на выполнение складских и производственных работ от 11 сентября 2018 года, заработная плата составляла 44 000, 00 рублей, из них работодатель выплатил авансом 7 000, 00 рублей, задолженность составляет 37 000, 00 рублей. Со ссылкой на ст. ст. 140, 236 Трудового кодекса РФ, а также на указанные обстоятельства, просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате по состоянию на 11 октября 2018 года, в размере 37 000, 00 рублей; компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 13 октября 2018 года по 29 октября 2018 года в размере 314, 50 рублей и далее, - по день вынесения решения суда, и компенсацию морального вреда в размере 100 000, 00 рублей.
В судебном заседании истец представила суду расчет заработной платы, исходя из условий трудового договора: 140, 00 рублей в час за 11 часов в день и 29 рабочих дней, что составила 44 660, 00 рублей, при этом, уточнять исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, отказалась и просила принять решение в рамках заявленных требований, то есть исходя из размера заработной платы 44 000, 00 рублей. Кроме того, устно уточнила, что денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы следует исчислять с 12 октября 2018 года, то есть со следующего дня после окончания отработанных рабочих смен. Просила иск удовлетворить.
Ответчик не явился на заседание суда, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участие представителя на заседание суда не обеспечил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, заявления (отзывы) не представил.
С согласия истца, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в заочном порядке.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 8 и в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 (в редакции от 24 ноября 2015 года), если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Исходя из совокупного толкования норм трудового права, содержащихся в названных статьях Кодекса, а также ст. 15 Трудового кодекса РФ, содержащей определение трудовых отношений, следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19 мая 2009 года №597-О-О, суды общей юрисдикции, признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. ст. 15 и 56 Трудового кодекса РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Ваш Персонал» осуществляет, в том числе, вид деятельности: хранение и складирование прочих грузов, является действующей организацией, по данным выписки из ЕГРЮЛ, генеральным директором Общества является Латвис В.С.
В период с 11 сентября 2018 года по 11 октября 2018 года истец работала в ООО «Ваш Персонал» в должности стикировщика.
В соответствии с договором №/18 на выполнение складских и производственных работ от 11 сентября 2018 года, заключенным между ООО «Ваш Персонал», в лице генерального директора Латвис В.С., и Огородовой Л.А., работодатель (заказчик) поручает, а истец (исполнитель) принимает на себя обязательство выполнить следующие виды работ: погрузо-разгрузочные работы; упаковка продукции; вспомогательные работы на производстве, не требующие специальной подготовки; содержанию в чистоте своего рабочего места (п. 1.1). Договор вступает в силу с 11 сентября 2018 года и действует до окончания отработанных 30 рабочих смен. Настоящий договор является гражданско-правовым договором, к которому применяются нормы гражданского законодательства РФ. (п. 1.2).
Разделом 3 договора предусмотрены размер и порядок оплаты труда: за выполненную работу заказчик уплачивает исполнителю вознаграждение из расчета: 130, 00 рублей; 140, 00 рублей – за выполнение нормы (п. 3.1). В соответствии с п. 4.6 договора, заказчик обязан своевременно принять и оплатить работу согласно п. 3.1 настоящего договора.
С 12 октября 2018 года истец прекратила свою трудовую деятельность у ответчика, в связи с истечением срока действия указанного договора.
За период с 11 сентября 2018 года по 11 октября 2018 года истцу заработная плата выплачена не в полном объеме, согласно расчета, не оспоренного ответчиком, задолженность составила 37 660, 00 рублей. При этом, истец просит взыскать задолженность в размере 37 000, 00 рублей.
В силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Проанализировав содержание гражданско-правового договора, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства в совокупности, руководствуясь приведенными нормами права, суд пришел к выводу, что между сторонами имели место фактически трудовые отношения, которые регулировались договором на оказание возмездных услуг.
Указанные юридически значимые обстоятельства в процессе разрешения настоящего спора судом установлены на основании исследованных доказательств, оснований для иных выводов суд не усматривает.
Таким образом, разрешая спор, суд, на основании представленных истцом доказательств, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 15, 16, ч. 1 ст. 20, ст. ст. 56, 67 Трудового кодекса РФ, приходит к выводу о том, что истец в течении месяца в спорный период выполняла работу в условиях и режиме рабочего времени, определенных работодателем по договору, получала заработную плату частично (7 000, 00 рублей), что в силу ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса РФ свидетельствует о наличии фактически трудовых отношений.
Учитывая, что судом установлено наличие между сторонами трудовых отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, суд, удовлетворяет требования истца о взыскании задолженности по заработной плате, принимая при этом расчет истца, проверив его обоснованность исходя из сведений, содержащихся в договоре на выполнение складских и производственных работ от 11 сентября 2018 года, а также в рамках заявленных требований, в размере 37 000, 00 рублей.
Поскольку работодатель допустил необоснованное нарушение сроков выплаты истцу заработной платы, то суд, исходя из требований ст. 236 Трудового кодекса РФ, усматривает основание для привлечения ответчика к материальной ответственности, произведя соответствующий расчет:
с 12 октября 2018 года по 17 декабря 2018 года (66 дней): 37 000, 00*66*1/150*7,5%=1 221, 00 рублей;
с 17 декабря 2018 года по 1 апреля 2019 года (106 дней): 37 000, 00*106*1/150*7,75%=2 026, 37 рублей;
1 221, 00 + 2 026, 37 = 3 247, 37 рублей.
Установив факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, суд, исходя из положений ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса РФ, ст. 151 Гражданского кодекса РФ, взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000, 00 рублей.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При определении размера государственной пошлины, суд принимает также во внимание наличие требования о компенсации морального вреда, который установлен для физических лиц в 300, 00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-236 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Взыскать с ООО «Ваш Персонал» в пользу Огородовой Ларисы Анатольевны задолженность по заработной плате в размере 37 000, 00 рублей; 3 247, 37 рублей - денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 12 октября 2018 года по 1 апреля 2019 года; 10 000, 00 рублей - компенсацию морального вреда.
Взыскать с ООО «Ваш Персонал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 707, 42 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья С.А. Кириллова
Мотивированное решение суда изготовлено 3 апреля 2019 года.