Дело № 2-1811/2022 (УИД № 13RS0023-01-2022-002902-33)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 01 сентября 2022 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Бурлакова И.И.,
при секретаре Пшеничниковой Е.В.,
с участием в деле:
истца – Кириллова Александра Владимировича,
представитель истца Куканова Олега Юрьевича, действующего на основании ордера № 307 от 17 августа 2022 года,
ответчика – Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства»,
представителя ответчика – Милешина Владимира Ивановича, действующего на основании доверенности от 31 марта 2022 года № 09/29,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Администрация городского округа Саранск,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Муниципальное предприятие городского округа Саранск «СпецСервис»,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Костюхиной Ольги Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова Александра Владимировича к казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о возмещении материального ущерба, причиненного при дорожно-транспортном происшествии,
установил:
Кириллов А.В. обратился в суд с иском к казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о возмещении материального ущерба, причиненного при дорожно-транспортном происшествии.
В обосновании исковых требований указанно, что 08 июня 2022 г. транспортное средство БМВ 630D ХDRIVE гос.рег.знак №, под управлением Костюхиной Ольги Владимировны, получило механические повреждения (диск и шина переднего правого колеса, диск заднего правого колеса), в результате наезда на выбоину, расположенную на автодороге по ул.Титова г.Саранска Республики Мордовия (в районе ул.Строительная, д.3Г).
Определением от 08 июня 2022 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, установлено, что в действиях водителя событие административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, не усматривается.
Актом осмотра автомобильной дороги от 08 июня 2022 г., составленным на месте ДТП инспектором ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по РМ, зафиксированы выбоины на проезжей части: глубиной - 0,1 м, шириной —1,1 м, длинной — 0,8 м.
В результате причиненного ущерба, Кириллов А.В., как собственник транспортного средства, обратился к ИП ФИО1 за составлением экспертного заключения о стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля.
Извещением от 10.06.2022 г. ответчик был уведомлен о предстоящем осмотре поврежденного транспортного средства.
Согласно экспертного заключения № 53/22 от 23.06.2022 г., следует, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки БМВ 630D ХDRIVE гос.рег.знак №, по состоянию на момент повреждения — 08 июня 2022 г. составляет: без учета износа 345 000 (триста сорок пять тысяч) рублей.
На основании вышеизложенного просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 345 000 (триста сорок пять тысяч) рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате экспертных услуг в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате гос. пошлины в размере 6 650 рублей.
01 сентября 2022 года от истца Кириллова А.В. поступило заявление об уменьшении исковых требований, на основании которых просит взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 285000 рублей, расходы по оплате экспертных услуг в размере 8000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание участники процесса не явились, о дне, времени судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. От 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Из определения 13 ОТ № 048718 от 08 июня 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении следует, что 08 июня 2022 года в 10 часов 50 минут водитель Костюхина О.В. управляя автомобилем БМВ 630D ХDRIVE государственный регистрационный знак №, принадлежащего Кириллову А.В. совершила наезд на препятствие (выбоина на проезжей части) в результате ЖТП автомобиль получил механические повреждения, состав административного правонарушения отсутствует.
Из объяснений Костюхиной О.В. данных 08 июня 2022 года следует, что 08 июня 2022 года примерно 10 часов 50 минут она управляя автомобилем БМВ 630D ХDRIVE государственный регистрационный знак № по ул. Титова со стороны ул. Лодыгина в сторону ул. Строительная. Возле дома № 3Г по ул. Строительная совершила наезд на препятствие (выбоину) тем самым повредила переднее правое колесо. После чего на место были вызваны сотрудники ГИБДД.
Из акта осмотра (обследования) автомобильной дороги (улицы), составленного на участке дороги по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Строительная, д. 3Г, выявлены следующие недостатки: на покрытие проезжей части автомобильной дороги имеется отдельные просадки, выбоины, размером, длина 0,8 мм, ширина 1,1 м, глубина 10 сант., площадью 0,88 м2. В нарушение размера ГОСТ Р50597-2017.
Из дополнения к протоколу следует, что повреждено правое переднее колесо.
Данное препятствие (выбоина) не было обозначено никакими предупреждающими знаками.
Данное ДТП было зафиксировано в установленном порядке сотрудниками ГИБДД.
Согласно экспертного заключения № 53/22 от 23.06.2022 г. составленного ИП ФИО1, следует, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки БМВ 630D ХDRIVE государственный регистрационный знак №, по состоянию на момент повреждения — 08 июня 2022 г. составляет: без учета износа 345 000 (триста сорок пять тысяч) рублей (л.д. 14-39).
В статье 8 Гражданского кодекса РФ предусмотрены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Одним из таких оснований, в частности, является причинение вреда другому лицу.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст.1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п.2 ст.15 ГК РФ).
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ). В силу той же нормы по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
По смыслу вышеприведенных норм закона и его толкования, для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в рамках деликтного обязательства (обязательства из причинения вреда) необходимо наличие в совокупности следующих условий: факта причинения вреда потерпевшему и размера убытков; совершения ответчиком противоправных действий (бездействия); вины его в их совершении; причинной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, обеспечивающего, в том числе, его безаварийную эксплуатацию, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196) законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно ст. 2 ФЗ № 196 под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы (при их наличии).
Частью 4 ст. 6 ФЗ № 196 предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257).
Статьями 17, 18 ФЗ № 257 предусмотрено, что содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) - требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам: Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, распространяемая на все автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, разделами III-IV которой установлены виды дорожных работ, осуществляемых в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе по:
а) очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
в) устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов;
В силу статьи 12 ФЗ № 196 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа нормами ч. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч.11 ст. 5, ч. 9 ст. 6 ФЗ № 257 автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населённых пунктов городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к муниципальной собственности городского округа.
В силу п.6 ч.1 ст.13 ФЗ № 257 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов соответственно.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Решения Совета депутатов городского округа Саранск от 27.12.2013 N 278 (ред. от 04.02.2015) «О Муниципальном дорожном фонде городского округа Саранск» (вместе с «Порядком формирования и использования бюджетных ассигнований Муниципального дорожного фонда городского округа Саранск») - предельные объемы бюджетных ассигнований Дорожного фонда на очередной финансовый год и плановый период направляются на:
1) проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в городском округе Саранск и искусственных сооружений на них;
2) на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городском округе Саранск.
Вместе с тем, согласно Уставу городского округа Саранск Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Саранска и непосредственно не осуществляет работы по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Саранска.
Для решения вопросов в области благоустройства и координации деятельности в этой сфере создано Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».
Согласно Уставу, утвержденному Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 02.04.2009 N 708 (ред. от 18.03.2015) (далее Устав) - Учреждение является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, организацией благоустройства и озеленения, осуществляемых, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.
Пунктом 10 (2) Устава установлено, что целью, предметом и видом деятельности казенного учреждения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Саранск, а также иные задачи в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пунктом 11 (15) Устава установлено, что Учреждение выполняет функции муниципального заказчика, в том числе:
по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных, инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и республиканского значения, в том числе: установка и содержание светофорных объектов, разметка автомобильных дорог, установка, ремонт и содержание дорожных знаков, ямочный ремонт автодорог, установка искусственных сооружений и неровностей; по обслуживанию дождевых и ливневых канализаций;
по организации благоустройства, содержания территорий и объектов общего пользования, за исключением земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании третьих лиц, организация озеленения территории городского округа Саранск, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Саранск, также за исключением земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании третьих лиц.
В силу п.13 Устава Учреждение имеет право в установленном порядке: заключать с юридическими и физическими лицами договоры, соответствующие целям деятельности Учреждения и настоящему Уставу; заключать для выполнения отдельных работ срочные трудовые договоры, договоры подряда, другие гражданско-правовые договоры с гражданами Российской Федерации.
Согласно п.19 Устава Учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Дорога по ул. Строительная включена за № 28 и передана на баланс в оперативное управление Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства (Распоряжение Главы Администрации г. Саранска от 20.12.2004 N 2581-р (ред. от 11.11.2010) "О приеме-передаче имущества Департамента городского хозяйства Администрации г. Саранска").
В связи с изложенным, организация осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения на ул. Строительной, на которой произошло рассматриваемое ДТП, включая полномочия по организации её содержания и ремонта, обеспечению безопасности дорожного движения по ней, входят в обязанности ответчика.
Пунктом 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В связи с изложенным, суд полагает, что ответчик, является юридическим лицом, уполномоченный органом местного самоуправления на организацию содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения городского округа Саранск, организацию благоустройства территории городского округа, несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ДТП, обусловленных ненадлежащим содержанием соответствующих автомобильных дорог и улиц города, при условии, что существует причинно-следственная связь между ненадлежащим содержанием автомобильной дороги, улицы и причиненным вредом.
Вопрос о наличии взаимосвязи между заявленными истцом повреждениями и произошедшим ДТП в результате наезда автомобиля истца на выбоину исследовался в судебном заседании.
В связи с указанными обстоятельствами ответственность по возмещению ущерба, следует возложить на Казенное учреждение.
Согласно экспертному заключению № 53/22 от 23.06.2022 г. составленного ИП ФИО1, следует, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля марки БМВ 630D ХDRIVE государственный регистрационный знак №, по состоянию на момент повреждения — 08 июня 2022 г. составляет: без учета износа 345 000 (триста сорок пять тысяч) рублей (л.д. 14-39).
Суд принимает данное экспертное заключение, поскольку оно обосновано, мотивировано и соответствуют фактическим данным, сомнений в правильности или обоснованности не вызывает, не противоречит проведенным исследованиям, в связи с чем, суд признает данное доказательство допустимым и достоверным. Кроме того, эксперт, проводивший экспертизы, имеет специальную квалификацию и образование, стаж работы по специальности. Оснований не доверять данному экспертному заключению у суда не имеется.
Однако истец самостоятельно снизил сумму материального ущерба, причиненного в результате ДТП до 285000 рублей.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что факт причинения истцу вреда вследствие повреждения его автомобиля в ДТП, обусловленном ненадлежащим осуществлением дорожной деятельности ответчиком, подтвержден совокупностью вышеуказанных доказательств по делу, определены наличие и размер причиненного тем самым истцу ущерба, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца причиненного ущерба в размере 285 000 рублей.
Расходы по проведению автотехнической экспертизы в размере 8 000 руб., что подтверждается квитанцией (л.д. 40), также являются убытками истца, которые в силу ст. 15 ГК РФ подлежат возмещению с ответчика в полном объеме. Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
С учетом требований подпункта 1 части первой статьи 333.19, статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления Кирилловым А.В. уплачена государственная пошлина в размере 6 650 рублей, что подтверждается чек-ордером, согласно следующему расчету: (5 200 рублей + (345 000 руб. – 200000 рублей) х 1 %).
Поскольку истец добровольно уменьшил размер исковых требований по стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 345 000 рублей до стоимости восстановительного ремонта в размере 285 000 рублей, то в его пользу с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 050 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, госпошлина составляет 6 050 рублей, согласно расчету: (5 200 рублей + (285 000 руб. – 200000 рублей) х 1 %).
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Кириллова Александра Владимировича к казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» о возмещении материального ущерба, причиненного при дорожно-транспортном происшествии, удовлетворить.
Взыскать с Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ОГРН №, ИНН №, в пользу Кириллова Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №, стоимость восстановительного ремонта автомобиля БМВ 630D ХDRIVE государственный регистрационный знак № в размере 285000 рублей, расходы по оплате услуг независимого оценщика по определению стоимости восстановительного ремонта в размере 8 000 рублей; оплаченную при подачи иска государственную пошлину в размере 6 050 рублей, а всего 299050 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда составлено 07 сентября 2022 года.
Судья И.И. Бурлаков