УИД 37RS0021-01-2023-000803-32
Дело № 2-762/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
представителя истца Администрации Фурмановского муниципального района Бейтикса А.И.,
ответчика Ильина С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Администрации Фурмановского муниципального района к Ильину С.Б. о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с иском к Ильину С.Б. о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования обоснованы тем, что в ходе проверки сотрудниками отдела ЖКХ и благоустройства Администрации Фурмановского муниципального района обнаружено, что на городском кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района над местом захоронения ФИО1 установлен навес, ограда места захоронения составляет 3,07 х 3,05 метра, что нарушает размеры мест захоронений, установленные муниципальным правовым актом. Решением Совета Фурмановского городского поселения от 19.12.2019 № 52 утверждено Положение об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района. Согласно Положению земельный участок для захоронения умершего или урны с прахом отводится по установленным нормам, в пределах отведенного земельного участка после погребения могут устанавливаться надмогильные сооружения в соответствии с утвержденными размерами. Установлены нормы земельных участков для погребения, в том числе для родственных захоронений – 2,0 м х 3,0 м (6 кв.м.), что гарантирует погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Ширина разрывов между могилами должна быть не менее 0,5 м., ширина пешеходных дорожек между могилами (или участками для родственного захоронения) не менее 0,7 м., ширина пешеходных дорожек вдоль рядов участков мест захоронений не менее 0,7 м., глубина не менее 1,5 м. и не более 2 м., с учетом местных почвенно-климатических условий. Ограждение относится намогильному сооружению, которые устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Сооружения, установленные за пределами отведенного участка, подлежат сносу. Ответчику неоднократно направлялись письма с требованием произвести демонтаж ограждения и навеса, однако ответчик данные требования проигнорировал. Просят обязать Ильина С.Б. произвести демонтаж ограждения захоронения ФИО1, захороненной на муниципальном кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, в части превышающей нормативно допустимые размеры, 2,0 м. Х 3,0 м. (6 кв.м.), установленные Положением об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденным Решением Совета Фурмановского городского поселения от 19.12.2019 № 52, а также обязать Ильина С.Б. произвести демонтаж навеса над захоронением ФИО1
Представитель истца Администрации Фурмановского муниципального района Бейтикс А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил суду, что в <ДД.ММ.ГГГГ> в одной из социальных сетей была размещена жалоба на то, что снег с навеса, установленного над местом захоронения ФИО1, падает на соседние могилы. В рамках рассмотрения данной жалобы органы местного самоуправления проводили проверку, в результате которой установили, что, действительно, над захоронением ФИО1 установлен навес, кроме того, размеры ограждения захоронения превышают предельно допустимые размеры, установленные муниципальным правовым актом.
Ответчик Ильин С.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поскольку полагает, что решение Совета не может ему запретить устанавливать навесы. Навесы над захоронениями ответчик видел в других городах и в <ДД.ММ.ГГГГ> также решил установить навес над захоронением своей матери ФИО1 Ответчик считает, что превышение размеров ограждения захоронения ничьи права не нарушает, поскольку захоронение его матери расположено в первом ряду от дороги, проезду машин ограждение не мешает. В случае удовлетворения исковых требований просил суд предоставить срок для его исполнения до начала <ДД.ММ.ГГГГ>.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Правоотношения, связанные с погребением, регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с п. 1 ст. 17, ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В силу ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Организация похоронного дела, ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского поселения относится к вопросам местного значения (ст.ст. 14, 16 № 131 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Решением Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от 19.12.2019 № 52 было утверждено «Положение об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское и м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района» (л.д. 5-17).
Согласно 1.2. Положения кладбища Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района создаются и содержатся в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим законодательством Российской Федерации, требованиями санитарных норм и правил, а также настоящим Положением.
Согласно п. 2 Положения место захоронения - часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших, организованная в виде могил, склепов, мавзолеев, пантеонов, усыпальниц. Намогильное сооружение (надгробие) - архитектурно-скульптурное сооружение, содержащее мемориальную информацию, предназначенное для увековечивания памяти умерших, устанавливаемое на месте захоронения, и (или) ограждение места захоронения.
Согласно п. 8.1 Положения погребение на кладбищах Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района производится в соответствии с санитарными нормами и правилами. Места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, почетные, воинские, братские (общие). Земельные участки под места захоронения выделяются администрацией Фурмановского муниципального района бесплатно в соответствии с утвержденными нормами.
Согласно п. 8.2 Положения установлены следующие нормы земельных участков для погребения: одиночные захоронения – 2,0 м ? 1,5 м (3 м?); родственные захоронения - 2,0 м x 3,0 м (6 м?), что гарантирует погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Аналогичные размеры родственных захоронений были установлены п. 5.3 Положения об организации похоронного дела и содержания мест захоронения в Фурмановском городском поселении, утвержденных решением Совета Фурмановского городского поселения Второго созыва от 24.05.2012 № 23 (л.д. 75-85).
Согласно п. 8.3 Положения ширина разрывов между могилами должна быть не менее 0,5 метра, ширина пешеходных дорожек между могилами (или участками для родственного захоронения) должны быть не менее 0,7 метра.
Согласно п. 10.1 Положения надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Сооружения, установленные за пределами отведенного участка, подлежат сносу.
Согласно п. 10.4 Положения установка надмогильных сооружений вне места захоронения не допускается.
Согласно п. 10.5 Положения ограждения мест захоронений не может превышать 0,5 м. Периметр ограды могилы не должен превышать периметра отведенного под погребение места захоронения. Ограды могил не должны иметь заостренных прутьев (пик).
Согласно п. 10.7 Положения установление кровель различного типа над земельным участками с расположенными на них могилами запрещено.
Согласно п. 10.9 Положения граждане, установившие надмогильные сооружения, превышающие утвержденные размеры, администрацией Фурмановского муниципального района предупреждаются путем почтового отправления заказного письма с уведомлением о допущенном нарушении и о необходимости приведения размеров к требуемым нормативам. По истечении 60 дней со дня получения предупреждения администрацией Фурмановского муниципального района комиссионно рассматривается решение об их сносе (демонтаже).
Судом установлено и из материалов дела следует, что <ДД.ММ.ГГГГ> Ильин С.Б. обратился с заявлением, в котором просил захоронить его мать ФИО1, умершую <ДД.ММ.ГГГГ>, на кладбище в м. <адрес> и оставить одно место, чтобы гарантировать погребение на том же земельном участке умершего супруга или близкого родственника. Заявлением разъяснено, что земельный участок для захоронения умершего отводится по установленным нормам на два захоронения 2х3 метра. Установка оград в <адрес> запрещена (л.д. 18).
Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании, в <ДД.ММ.ГГГГ> в одной из социальных сетей была опубликована жалоба гражданина на то, что с навеса, установленного над захоронением ФИО1, падает снег на соседние могилы.
Органы местного самоуправления в ходе проверки установили, что, действительно, над захоронением ФИО1 установлен навес, что прямо запрещено действующем на территории Фурмановского муниципального района Положением «Об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского муниципального района».
В связи с чем, <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> Администрация Фурмановского муниципального района направляла в адрес Ильина С.Б. уведомления о необходимости проведения работ по демонтажу навеса над захоронением и приведения ограждения захоронения в соответствии с установленными нормами (л.д. 20-21, 22-23).
Данные требования органов местного самоуправления ответчиком исполнены не были. Как следует из акта осмотра места захоронения от <ДД.ММ.ГГГГ> и фототаблиц, составленного комиссией Администрации Фурмановского муниципального района, было проведено обследование места родственного захоронения ФИО1 на кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района. В ходе осмотра установлено, что размеры ограды места захоронения составляют 3,07*3,05, что превышает нормативы, установленные п. 8.2 Положения об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в <адрес>; над местом захоронения установлен навес, что нарушает п. 10.7 Положения об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района (л.д. 24-29).
На основании совокупности исследованных доказательств установлено, что для захоронения ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, органами местного самоуправления был предоставлен земельный участок для родственного захоронения, предельный размер которого муниципальным правовым актом установлен в размере 2,0 м Х 3,0 м (6 кв.м.), о чем ответчик был извещен.
На указанном земельном участке Ильиным С.Б. в <ДД.ММ.ГГГГ> установлено ограждение места захоронения, которое в силу п. 2 Положения об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденного Решением Совета Фурмановского городского поселения от 19.12.2019 № 52, является намогильным сооружением.
В нарушение ст. 221 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10.4 и п. 10.7 Положения об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, запрещающего как установку кровель различного типа, так и установку надмогильных сооружений вне места захоронения, Ильин С.Б. установил на родственном захоронении ФИО1 навес и ограждение размерами 3,07 м Х 3,05 м., что подтверждается актом осмотра с фототаблицами от <ДД.ММ.ГГГГ>, предоставленными истцом, а также не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Действия ответчика, установившего навес над местом захоронения и ограждение за пределами отведенного для родственного захоронения земельного участка, нарушают положения действующего законодательства и безусловно нарушают права иных граждан, которые имеют препятствия подходить к захоронениям своих родственников, захороненных далее, также права граждан нарушаются сходом снега с навеса.
Доводы ответчика о том, что в других городах разрешена установка навесов над местом захоронения основанием к отказу в иске не является, поскольку в силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а муниципальным правовым актом, действующим на территории Фурмановского муниципального района установка кровель различного типа над местами захоронения прямо запрещена.
Доводы ответчика о том, что он не обязан соблюдать требования муниципального правового акта, устанавливающего ряд ограничений при изготовлении и установке надмогильных сооружений на муниципальных кладбищах Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Положение об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ является муниципальным правовым актом, которые в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространяется на всю территорию муниципального образования, подлежит обязательному исполнению всеми гражданами, за неисполнение муниципальных правовых актов предусмотрена ответственность.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск Администрации Фурмановского муниципального района к Ильину С.Б. о возложении обязанности совершить определенные действия, и возложении на ответчика обязанности произвести демонтаж ограждения родственного захоронения ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, захороненной на муниципальном кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, в части превышающей предельно допустимые нормы земельных участков для погребения - 2,0 м Х 3,0 м (6 кв.м.), установленные Положением об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденным Решением Совета Фурмановского городского поселения от 19.12.2019 № 52 и обязанности произвести демонтаж навеса над захоронением ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, захороненной на муниципальном кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая, что объем работ, который необходимо выполнить ответчику для исполнения решения суда, учитывая пояснения ответчика о том, что он уезжает на работу и вернется только в конце года, принимая во внимание сложности проведения работ в зимнее время года, учитывая позицию представителя истца, приходит к выводу, что ответчику необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <ДД.ММ.ГГГГ>.
При обращении с настоящим иском орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку исковые требования Администрации Фурмановского муниципального района судом удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск Администрации Фурмановского муниципального района к Ильину С.Б. о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Ильина С.Б. обязанность в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> произвести демонтаж ограждения родственного захоронения ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, захороненной на муниципальном кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, в части превышающей предельно допустимые нормы земельных участков для погребения - 2,0 м Х 3,0 м (6 кв.м.), установленные Положением об организации похоронного дела и правил содержания муниципальных кладбищ в м. Б. Никольское, м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района, утвержденным Решением Совета Фурмановского городского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.
Возложить на Ильина С.Б. обязанность в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> произвести демонтаж навеса над захоронением ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, умершей <ДД.ММ.ГГГГ>, захороненной на муниципальном кладбище в м. Фряньково Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района.
Взыскать с Ильина С.Б. в пользу муниципального образования «Фурмановское городское поселение Фурмановского муниципального района Ивановской области» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Идентификаторы сторон:
Администрация Фурмановского муниципального района ИНН 3705001560.
Ильин С.Б. ИНН <№>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: ________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>.