Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3755/2024 ~ М-2657/2024 от 13.05.2024

     К делу №2-3755/2024

        УИД №23RS0040-01-2024-003437-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2024 г.                                      г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи                                              Дордуля Е. К.,

при секретаре                                                                   Агощиной Я. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гончарова Р. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

     Гончаров Р. А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю в котором просил установить факт его проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на один год, в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон от 15.05.1991 №1244-1), признать незаконным Решение об отказе в установлении пенсии и обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

    В обоснование заявленных требований указано, что 13.10.2022 Истец обратился с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, в соответствии с нормами Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-I, однако получил отказ, мотивированный тем, что при исчислении продолжительности периодов в зоне радиоактивного загрязнения для определения величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренной Законом №1244-1, периоды прохождения военной службы в загрязненной зоне не учитываются, так как военная служба не является работой, а представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации и других войсках и воинских формированиях.

Ответчик возражал против исковых требований истца и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

    Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

    Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства в результате исследования и оценки собранных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, считает, что исковое заявление предъявлено обоснованно, и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

    Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого возможна в рамках системы обязательного пенсионного страхования и (или) государственного пенсионного обеспечения.

    Гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии по старости назначаются в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и положениями Закона РФ от 15.05.1991 №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Статья 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ определяет условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей, и устанавливает, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    В силу пункта 2 данной статьи, гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2018года), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1).

    Статьей 3 данного Закона установлено, что гражданам Российской федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

    Статья 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-I относит к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы: …8) граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом… 12) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Как установлено статьей 7 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-I, его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные зоны подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения ; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    В соответствии со статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-I, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ» О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Статья 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-I определяет пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, и устанавливает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом, примечанием к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-I установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

     Как установлено статьей 49 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-I, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.07.2006) указал, что конкретизируя конституционные положения, федеральный законодатель в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона от 15 мая 1991 г. №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

    Судом установлено, что в июне 1987 года истец окончил Краснодарское высшее военное командно-инженерное училища ракетных войск и Приказом МО СССР №0460 от 28.06.1987 был направлен для прохождения службы в войсковую часть №№, что подтверждается записями, содержащимися в удостоверении личности №, выданном истцу 28.06.1987, и его послужном списке (личный номер С-058026).

    По окончании отпуска, предоставляемого военнослужащим, окончившим военно-учебное заведение, истец с семьей выехал к месту службы, где ему было предоставлено жилье в т.ч. и выдан ордер № от 30.09.1987 на право занятия 2-х комнатной квартиры площадью 31,59 кв.м. в квартире <адрес>, на состав семьи- жена и дочь.

Согласно архивной справки от 14.02.2023 №1/2-745, выданной филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, следует, что Гончаров Р. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходил службу в войсковой части №, зачислен в списки личного состава части 31 июля 1987 г. на основании приказа №178 от 31.07.1987 в воинском звании «лейтенант» на должность командира взвода –преподавателя (прибыл из Краснодарского высшего военного командно-инженерного училища, исключен из списков личного состава части в воинском звании «капитан» с 17 февраля 1993 года на основании приказа №40 от 17 февраля1993 года… Войсковая часть № в период с июля 1987года по февраль 1993 года дислоцировалась: станция <адрес>.

Архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные филиалом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, свидетельствуют о том, что Гончаров Р. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходил службу в войсковой части № и получал денежное довольствие с августа 1987 года по февраль 1993 года включительно.

     Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Петриковским районным исполнительным комитетом, следует, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 г. № «Об утверждении перечня территорий (населенных - пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» населенный пункт д. <адрес> с 1 марта 1992 года по 31 декабря 1995 года входил в перечень населенных пунктов, относящихся к зоне проживания с периодическим радиационным контролем. До 1992 года зонирование в Республике Беларусь не проводилось и данные об уровне радиационного загрязнения с 1986 года могут быть получены в ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды»

     Согласно информации, содержащейся в письме ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии от 15 мая 2021 г. следует, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 г. №328 населенный пункт Мышанка относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, плотность загрязнения территории данного населенного пункта по состоянию на 01.01.1992 составляла по: цезию 137 - 1,00 Ки/км2; стронцию 90 - 0,02 Ки/км2; плутонию - 238,239,240 - 0,0013 Ки/км2.

    Закон РФ от 15.05.1991г. №1244-1 содержит критерии по определению границ зоны, пострадавшей от Чернобыльской АЭС, в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории, и в статье 11 устанавливает, что территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.кв., а также со среднегодовой эффективной эквивалентной дозой облучения населения не превышающей 1м3в (0,1бэр) относятся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

    Согласно статье 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

    Исследованные судом письменные доказательства позволяют суду установить факт проживания истца в <адрес>, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в период с 31.07.1987 по 17.02.1993 года, а также устранить несоответствие сведений, содержащихся в его удостоверении Серия АЮ №, выданном 24 марта 1994 года, относительно периода проживания истца - с 01.07.1987 по 16.01.1993 и категории зоны заражения - зона проживания с правом на отселение.

    Суд находит необоснованными доводы ответчика об отсутствии доказательств, подтверждающих проживание истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, так как письменные доказательства, предоставленные сторонами, подтверждают факт проживания истца в период с 31.07.1987 по 17.02.1993 в <адрес>, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, суд прихожит к выводу об удовлетворении исковых требований истца, так как считает, что право истца на досрочное назначение пенсии должно быть обеспечено с учетом периода его постоянного проживания на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, независимо от того, что его проживание в данной зоне было связано с прохождением военной службы. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.

    При указанных обстоятельствах отказ в назначении истцу страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, изложенный в решении об отказе от 20.03.2023 года №, является незаконным.

В силу статьи 22 ФЗ от 22.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1,6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом указанных положений Закона следует, что страховая пенсия по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, должна быть назначена истцу с момента возникновения права на указанную пенсию.

     В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

    Суд оценивает доказательства, в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 31.07.1987 ░░░░ ░░ 17.02.1993 ░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28.12.2013 №400-░░ (░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 31.12.2018), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░. №1244-I «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░ 1 (░░░░) ░░░.

     ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20.03.2023 №230000021850/888919/22 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                       ░. ░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3755/2024 ~ М-2657/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гончаров Ростислав Анатольевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по КК
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Дордуля Екатерина Константиновна
Дело на сайте суда
pervomaisky--krd.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2024Предварительное судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее