Гражданское дело №2-273/2024 | |
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации | |
город Агрыз, Республика Татарстан | 29 мая 2024 года |
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Галявиевой А.Ф., при секретаре Морозовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исполнительного комитета муниципального образования "город Агрыз" Агрызского муниципального района РТ к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области о прекращении права собственности ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 на земельные доли, признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
установил:
Исполнительный комитет муниципального образования "город Агрыз" Агрызского муниципального района РТ обратился в суд с иском на том основании, что в ходе приватизации на основании Указа Президента Республики Татарстан №УП-244 от 10 мая 1993 года «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других Государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан», на основании постановления Главы администрации Агрызского района Республики Татарстан №175 от 26 июля 1996 года в соответствии с которым членам коллектива СПК Ярыш на праве общей долевой собственности были предоставлены земельные участки сельскохозяйственных угодий для использования в сельскохозяйственном производстве в границах муниципального образования «город Агрыз».
На основании вышеуказанного постановления ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 были выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю общей площадью 4,7 га без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Номера свидетельств о праве собственности на земельную долю в настоящее время истцу не известны. Однако перечисленные выше граждане были внесены в список собственников земельных долей, которые не обратились в службу государственной регистрации для внесения сведений о регистрации прав на полученные земельные доли.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Согласно ответам ОМВД России по Агрызскому району РТ, Отдела ЗАГС дата смерти ФИО3, ФИО4 неизвестно. Наследники после их смерти, принявшие наследство, указанные земельные доли в собственность не оформили.
25 апреля 2008 года за № 33, 07 июня 2017 года за №40 истцом в районной газете «Агрызские вести», а также на официальном сайте Агрызского муниципального района Республики Татарстан опубликован список граждан, чьи земельные доли включены в список невостребованных долей. Возражений относительно включения земельных долей ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 в список невостребованных земельных долей не поступило.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит прекратить право собственности ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 на невостребованные земельные доли, признать за истцом право собственности на земельные доли.
В судебное заседание лица, участвующие в деле и их представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Представитель истца просил в исковом заявлении рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области по доверенности Антонова Н.И. направила в суд отзыв на иск, в котором просит установить круг наследников, фактически принявших наследство после смерти ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, принять меры по отысканию их имущества, в иске к Управлению Росимущества, просит отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика.
Представители третьих лиц исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены, возражений против иска не представили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, определяется законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (пункт 1).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (пункт 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункт 4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (пункт 5).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (пункт 6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (пункт 8).
Из материалов дела следует, что ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 на праве общей долевой собственности принадлежат земельные доли общей площадью каждая по 4,7 га без выдела в натуре, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенные на земельном участке с кадастровым № общей площадью 317,3 га.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер. Согласно ответам ОМВД России по Агрызскому району РТ, Отдела ЗАГС дата смерти ФИО3, ФИО4 неизвестно. Наследники после их смерти, принявшие наследство, отсутствуют, что подтверждается информацией с сайта Федеральной нотариальной палаты https://notariat.ru.
25 апреля 2008 года за № 33, 07 июня 2017 года за №40 истцом в районной газете «Агрызские вести», а также на официальном сайте Агрызского муниципального района Республики Татарстан опубликован список граждан, чьи земельные доли включены в список невостребованных долей. Возражений относительно включения земельных долей ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 в список невостребованных земельных долей не поступило.
Разрешая заявленные истцом требования суд, руководствуясь пунктом 5 статьи 79 Земельного кодекса РФ и положениями статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", исходя из отсутствия наследников к имуществу ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 и возражений относительно включения долей умерших в список невостребованных земельных долей, приходит к выводу о том, что земельные доли ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4. являются невостребованными, соответственно, у муниципального образования возникло право на предъявление требования о признании права муниципальной собственности на данные земельные доли.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, пункты 5 и 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании"). Перечисленные функции Росимущество реализует через свои территориальные управления.
В связи с этим иск обоснованно предъявлен к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, поскольку при отсутствии требования органа местного самоуправления о признании данной доли невостребованной она переходит в собственность Российской Федерации как выморочное имущество.
Довод ответчика о том, что суд должен установить круг потенциальных наследников и привлечь их к участию в деле в качестве соответчиков является несостоятельным, так как из приобщенной к материалам дела информации из Реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты, наследственные дела после смерти ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 не заведены. Наличие наследственного имущества у ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, кроме земельных долей, также не установлено, что подтверждается информацией Управления Росреестра по Республике Татарстан.
Доказательств наличия у ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 наследников принявших наследство ответчиком также не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности исковых требований и удовлетворению иска.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21 января 2016 года №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" издержки по делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Исполнительного комитета муниципального образования "город Агрыз" Агрызского муниципального района РТ удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО2 на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд.
Признать право собственности на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд за муниципальным образованием «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан (ИНН1601005943), принадлежавшую ФИО2.
Прекратить право собственности ФИО3 на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд.
Признать право собственности на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд за муниципальным образованием «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан (ИНН1601005943), принадлежавшую ФИО3.
Прекратить право собственности ФИО1 е на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд.
Признать право собственности на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд за муниципальным образованием «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан (ИНН1601005943), принадлежавшую ФИО1.
Прекратить право собственности ФИО4 на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд.
Признать право собственности на земельную долю размером 4,7 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым № общей площадью 317,3 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Агрызский муниципальный район, х-во Ярыш, паевой фонд за муниципальным образованием «город Агрыз» Агрызского муниципального района Республики Татарстан (ИНН1601005943), принадлежавшую ФИО4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Агрызский районный суд Республики Татарстан.
Судья Галявиева А.Ф.