Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Матвеевой О.Ю.
с участием прокурора Роговой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-907/20 по административному исковому заявлению Егоршина М.В. об оспаривании нормативных правовых актов в части,
У с т а н о в и л :
Егоршин М.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в пункт 23779 нежилого помещения с кадастровым номером №, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в пункт 25307 нежилого помещения с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно фактически не используется. расположено в здании многоквартирного жилого дома, который располагается на земельном участке, имеющем разрешенное использование: ля объектов жилой застройки. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности Генералова А.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в пункт 23779 Перечня на 2019 года, в пункт 25307 Перечня на 2020 год.
Приказ Министерства от 29 октября 2018 года № 1608 издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018 года.
Приказ Министерства от 7 октября 2019 года № 2201 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Егоршину М.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 82,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером № имеет наименование и назначение: нежилое помещение, что не позволяет однозначно полагать, что в нем располагаются объекты офисного, делового, коммерческого назначения, торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.
По сведениям технического паспорта, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Приволжский кадастровый центр «ЗЕМЛЯ», в нежилом помещении с кадастровым номером № располагаются помещения, без указания их конкретного назначения.
Нежилое помещение с кадастровым номером № расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем разрешенное использование: жилой дом ( многоэтажная застройка).
Разрешенный вид использования земельного участка не предполагает размещение на нем объектов торгового, офисного, коммерческого, делового назначения, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Мероприятия по определению фактического использования объекта недвижимости на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не производились.
Административным истцом самостоятельно выполнен акт осмотра объекта недвижимости, выполненный 13 марта 2020 года с приложением к нему фотографий, из которого следует, что нежилое помещение с кадастровым номером № не используется.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером № ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на которых оно расположено, не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом 23779 нежилого помещения с кадастровым номером №, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 25307 нежилого помещения с кадастровым номером №, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2019, 2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии со статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб. (чеки-ордера от 26 февраля 2020 года, от 26 марта 2020 года).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Егоршина М.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения него под 23779 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 25307 нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Егоршина М.В. государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2020 года.