УИД № 11RS0006-01-2023-001706-29 Дело № 12-69/2023
РЕШЕНИЕ
г. Усинск 31 октября 2023 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Ларина Л.В.
при секретаре Сергеевой А.Р.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» на постановление начальника Нарьян-Марского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Огольцовой М.А. № от дд.мм.гггг. о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Нарьян-Марского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Огольцовой М.А. № от дд.мм.гггг. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 262 000,00 рублей.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в суд. В обоснование жалобы указано, что в момент несчастного случая, произошедшего дд.мм.гггг. с бурильщиком по капитальному ремонту скважин бригады № ЦРС № Усинского УРиОС ФРС ООО «БКЕ» Рудковским Б.В. при производстве работ по освоению скважины № кустовой площадки № Харьягинского месторождения НАО, а также во время работы комиссии по несчастному случаю подъемник текущего и капитального ремонта скважин подрядных организаций был установлен на скважине №. Скважина № находится в освоении после бурения и рассматривается в качестве объекта капитального строительства, на который на текущем этапе отсутствуют правоустанавливающие и разрешительные документы, являющиеся основанием для оформления прав собственности и включении рассматриваемого объекта в сведения, характеризующие опасный производственный объект. Фактически скважина № не включена в состав опасных производственных объектов, что подтверждается сведениями, характеризующими опасный производственный объект от дд.мм.гггг.. Таким образом, подъемник текущего и капитального ремонта скважин подрядных организаций не был установлен на опасном производственном объекте. Поскольку фактов применения подъемников на действующих фондах скважин не установлено, то и квалификация рассматриваемого события в качестве нарушения требований промышленной безопасности не обоснована. Кроме того, подъемник текущего и капитального ремонта скважин подрядных организаций не принадлежит ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на праве собственности или ином законном основании, что указывает на отсутствие у ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» оснований для внесения изменений в сведения опасных производственных объектов.
В судебном заседании представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Плыгач Е.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, - начальник Нарьян-Марского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Огольцова М.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать по доводам, изложенным в возражениях на жалобу №
Заслушав представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 23.31 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Таким органом в силу положений п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг. № является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от дд.мм.гггг. № «О недрах» (далее - Закон о недрах), предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах).
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего соблюдать положения этого закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о промышленной безопасности, опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Закона о промышленной безопасности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1988 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также - Правила).
В силу п. 2 Правил в государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
Согласно п. 5 названных Правил для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также - Административный регламент), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Ростехнадзора (его территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора (его территориальных органов) и их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора (его территориальных органов) с заявителями при предоставлении государственной услуги.
Пунктом 2 Административного регламента определено, что заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Требования).
Согласно п. 6 Требований, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов (п. 7 Требований).
При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
технологических регламентов (при наличии);
генерального плана расположения зданий и сооружений;
сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
спецификации установленного оборудования;
документации на технические устройства, применяемые на объекте;
данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями (п. 8 Требований).
На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект (п. 9 Требований).
По результатам идентификации эксплуатирующая организация в соответствии с признаками опасности, указанными в приложении № 1 к Требованиям, наиболее полно характеризующими деятельность, осуществляемую на объекте, присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код) (п. 11 Требований).
Правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») (далее - регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией (п. 12 Требований).
При осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий двадцать рабочих дней проверяет правильность идентификации, присвоения наименования, наличие признаков опасности опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов опасных производственных объектов» на основании представленных эксплуатирующей организацией документов, указанных в пункте 14 Требований (подп. 2 п. 16 Требований).
Согласно п. 10 Требований, при проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
Однако, неверная идентификация и отсутствие регистрации опасного производственного объекта ведет к нарушению требований промышленной безопасности и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью работникам на производстве.
Согласно п. 4 Приложения № к Требованиям, к опасным производственным объектам нефтегазодобывающего комплекса относится, в том числе: фонд скважин, парк резервуарный (промысловый), площадка промысловой компрессорной станции, участок комплексной подготовки газа; к признакам опасности (признаки опасности учитываются при их наличии) относятся: использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторов в метрополитенах, канатных дорог, фуникулеров. Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) должны осуществлять грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) должны стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) относятся к стационарно установленным грузоподъемным механизмам независимо от их возможности перемещения (п.п. 6, 7, 8 п. 4 Приложения № к Требованиям).
Из материалов дела следует, что дд.мм.гггг. в ходе расследования несчастного случая, произошедшего 15.076.2023 с бурильщиком по КРС бригады № ЦРС № Усинского УРиОС ФРС ООО «БКЕ» Рудковским Б.В. при производстве работ по освоению скважина № кустовой площадки № Харьягинского месторождения ..., выявлены нарушения требований в области промышленной безопасности в деятельности ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» при эксплуатации опасного производственного объекта «Фонд скважин Харьягинского нефтяного месторождения», рег. № А25-00976-0111 от дд.мм.гггг., III класса опасности, выразившиеся в непроведении идентификации технического устройства, эксплуатация которого обуславливает признак опасности в соответствии с приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от дд.мм.гггг. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно установка для освоения, ремонта, обслуживания скважин АПР-80, зав. №, регистрационный знак: серия МА № код региона 11 (нарушены: п. 1 ст. 9 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасны производственных объектов»; подпункты 6, 7, 8 пункта 4 Приложения № к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от дд.мм.гггг. №; п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг. №).
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности:
- приказом и.о. начальника Филиала по ремонту и освоению скважин Усинского управления по ремонту и освоению скважин ООО «Буровая компания «Евразия» от дд.мм.гггг. № УСФРС-208/2023, которым начальник Нарьян-Марского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Огольцова М.А. включена в состав комиссии по расследованию несчастного случая, произошедшего дд.мм.гггг. с бурильщиком по КРС бригады № ЦРС № Усинского УРиОС ФРС ООО «БКЕ» Рудковским Б.В. при производстве работ по освоению скважины № кустовой площадки № Харьягинского месторождения ... (т. 3 л.д. 18);
- протоколом об административном правонарушении № от дд.мм.гггг., составленного в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ввиду непроведения идентификации технического устройства, эксплуатация которого обуславливает признак опасности в соответствии с Приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от дд.мм.гггг. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно установки для освоения, ремонта, обслуживания скважин АПР-80, зав. №, регистрационный знак: серия МА № код региона 11№
- лицензией на право пользования недрами серии НРМ № НЭ, выданной ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с целевым назначением и видами работ – добыча углеводородного сырья на Харьягинском месторождении и изменениями к лицензии на право пользования недрами НРМ 11360 НЭ, дата окончания лицензии дд.мм.гггг.; горноотводным актом, удостоверяющем уточненные границы горного отвода для разведки и добычи полезных ископаемых на Харьягинском месторождении на территории ... №
- Перечнем опасных производственных объектов ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», в который входит Фонд скважин Харьягинского нефтяного месторождения (регистрационный номер А25-00976-0111, дата регистрации дд.мм.гггг., III класс опасности) (т. 3 л.д. 127), а также Кустовая площадка № Харьягинского месторождения №
- договором №Y2200 от дд.мм.гггг., заключенным между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (заказчик) и ООО «Буровая компания «Евразия» (подрядчик), по условиям которого подрядчик обязался выполнить на объектах заказчика следующие виды работ: текущий ремонт скважин; капитальный ремонт скважин; освоение скважин после бурения; консервацию, расконсервацию, ликвидацию скважин; реконструкцию скважин (в части переходов на другие объекты, подготовительные работы к ЗБС (п. 2.1 договора) №
Согласно вышеуказанному договору, подрядчик обязан: обеспечить полную готовность оборудования подрядчика, персонала подрядчика и иных ресурсов подрядчика, достаточных для выполнения надлежащим образом условий настоящего договора (п. 5.1.1 договора); иметь в наличии комплекты оборудования для проведения ТиКРС и ОС, подъемные агрегаты и специальную технику в исправном техническом состоянии (п. 5.1.7 договора);
- паспортом самоходной машины и других видов техники RU СВ 662968 на агрегат подъемный для ремонта скважин, модель АПР-80, собственник – ОП аппарат управления Усинского управления по ремонту и освоению скважин ООО «Буровая компания «Евразия» №
- разъяснением начальника Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Несторова Ю.Л. от дд.мм.гггг. №, согласно которому, организация, эксплуатирующая ОПО, вправе привлекать стороннюю организацию на основании договора, предметом которого является оказание услуг, сопутствующих эксплуатации, или услуг, связанных с эксплуатацией ОПО. В соответствии с пунктом 4 Приложения № к Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от дд.мм.гггг. №, в состав ОПО с типовым наименованием «Фонд чкважин» входят, в том числе установки для освоения, ремонта и обслуживания скважин. Учитывая, что пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг. №, установлена необходимость представления в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведений, характеризующих каждый объект, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации, правомерным является распространение данного требования на ввод в эксплуатацию отдельных технических устройств, входящих в состав ОПО. На основании вышеизложенного, организация, эксплуатирующая ОПО «Фонд скважин», должна указывать в сведениях, характеризующих ОПО, в том числе все установки для освоения, ремонта и обслуживания скважин независимо от их типа, принадлежащих иным организациям, выполняющим работы на ОПО «Фонд скважин».
Таким образом, в составе опасного производственного объекта «Фонд скважин Харьягинского месторождения», рег. № А25-00976-0111, помимо скважин, должны учитываться и установки для освоения, ремонта, обслуживания скважин.
По условиям договора № от дд.мм.гггг., заключенного между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (заказчик) и ООО «Буровая компания «Евразия» (подрядчик), последний проводил работы по освоению скважины № кустовой площадки № Харьягинского нефтяного месторождения, с применением АПР-80.
Статья 9.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объектом правонарушения по ст. 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности.
Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения по ст. 9.1 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся:
а) в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ);
б) нарушении требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах (ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ);
в) грубом нарушении требований промышленной безопасности или грубом нарушении условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ);
г) даче заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 9.1 КоАП РФ).
С учетом установленных обстоятельств, прихожу к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования промышленной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки должностным лицом в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении, не ставят под сомнение его законность и обоснованность, а также наличие в деянии ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Несогласие ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» с оценкой установленных должностным лицом по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу акта.
Порядок и срок давности привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Нарьян-Марского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Огольцовой М.А. № от дд.мм.гггг. о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В. Ларина