УИД 05RS0№-94
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №
8 ноября 2023 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Курбанова Р.Д.,
при ведении протокола судебного заседания Манатовой Б.М.
с участием
прокурора Аллахяровой Д.М.,
представителя ОНДиПР№ по <адрес> и <адрес> – Вердиханова М.А.,
представителя ответчика Муртузалиева М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску первого заместителя прокурора <адрес> Мирзоева М.О. к ИП Исламдибирову З. Г. о признании незаконными бездействия, выразившиеся в необеспечении автозаправочной станции требованиями пожарной безопасности, санитарно эпидемиологическим требованиями, требованиям в сфере промышленной безопасности и обязании устранить указанные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
первый заместитель прокурора <адрес> Мирзоев М.О. обратился с указанным иском в суд к ИП Исламдибирову З.Г., в обосновании доводов приводя, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес> и <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> и КУ Ростехнадзора была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства в сфере промышленной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности АЗС (АГЗС) «Fuel 1», расположенной по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3.
В частности, в иске приводятся следующие нарушения, выявленные в ходе проведения проверки:
- На боковых поверхностях резервуаров отсутствует полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета,а также надпись с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо).. (п. 7.7 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
- АЗС не оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи. (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
- На территории АЗС в помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли.(п. 6.7 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
- Не предусмотрен дополнительный выход из зданий АЗС (операторской) расположен на расстоянии более 15 м о или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров ( сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий
наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости. (п. 6.7 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
- Отсутствует наружное пожаротушение АЗС. Пожаротушение должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или противопожарный водоем (резервуар), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС. (п. 6.37 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
- Между заправочными островками с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".);
- Отсутствует направление (обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения) движения к источникам противопожарного водоснабжения. (п. 48 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". );
- Руководитель организации не обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.(п. 12 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.(п. 54 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- В местах установки приемно — контрольного прибора пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.(п.10 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- Отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого помещения по назначению. (п.2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- Руководитель организации не организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. (п.54 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации");
- Расстояние от МАЗС с наличием СУГ до индивидуальных гаражей и открытых стоянок для автомобилей составляет менее 40 метров. (п. 5 таблицы 5, п.8.3 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- На одном заправочном островке СУГ предусматриваться единовременная заправка нескольких автомобилей (п.8.14 СП 156.13130.2014 «Станции Автомобильные заправочные». Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Проведенным ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Каспийске обследованием автозаправочной станции «Fuel 1» расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3 выявлены нижеследующие нарушения законодательства:
- не проведены мероприятия по установлению санитарно защитной зоны, то есть, по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 м от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет-50 м), что является нарушением требований п. 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", п. 2.1, п.12.4.4. Класс IV Раздел 12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- не представлен заключительный акт по результатам медосмотра, что не соответствует требованиям п.45 Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
- не представлены результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля, что не соответствует требованиям ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактические) мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, что не соответствует требованиям п.2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"
Проведенным инспекторами КУ Ростехнадзора автозаправочной станции «Fuel 1» расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3 осмотром выявлены нижеследующие нарушения в сфере промышленной безопасности:
- отсутствует (не представлена) проектная (исполнительная) документации и отчеты по инженерным изысканиям на установку автомобильной газозаправочной станции. (нарушены требования ч. 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пункты 30, 34 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее ФНП №); пункт 25 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. № (далее – ФНП №);
- в помещении операторной не размещены: схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн; производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ. (в нарушении требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 195 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»);
- на рабочем месте оператора АГЗС отсутствует инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов (в нарушении требований ч. 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Нарушение п. 12 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»);
- допущены к эксплуатации манометры с истекшим сроком поверки (в нарушении требований ч. 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 343, п. 344 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»);
- на шкале манометров не нанесена красная черта, указывающая рабочее давление в сосуде (в нарушении требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 339 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»);
- с работниками автозаправочных станций не проводятся учебно-тренировочные занятия по ликвидации аварийных ситуаций, аварий на опасных производственных объектах (в нарушении требований ч. 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №; пункт 293 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- не обеспечивается мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) наружного газопровода (в нарушении требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 64 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»);
- положение о производственном контроле не переработано и не изменено в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №);
- отсутствуют (не представлено) положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО (в нарушении требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- отсутствует (не представлен) договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально-аварийными формированиями на обслуживание ОПО (в нарушении требований ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- отсутствует (не представлен) утвержденный и согласованный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (в нарушении требований ч. 1 статьи 9, ч. 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 11 ФНП № Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»);
- не назначены распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности (в нарушении требований ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. б) 228 федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не проведена экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также не проводит диагностику, испытания, освидетельствование технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки (в нарушении требований ст.13 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- не проведена повторная проверка знаний оператора АГЗС (в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 239 федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 536);
- у лиц ответственных за осуществление производственного контроля отсутствуют документы, подтверждающие прохождения курсов повышения квалификации (в нарушении требований ч.1 ст.14.1 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- отсутствуют (не представлены) эксплуатационные журналы, в которых отражаются результаты осмотров, проверок, испытаний, технического обслуживания и ремонтов технологического оборудования автомобильной газозаправочной станции (в нарушении требований ч. 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ; подпункты «а», «г» пункта 228 ФНП №; пункты 55, 62, 65, 71, 74, 77, 80, 101, 169, 202 ФНП №; пункты 35, 36, 43, 46, 65, 124, 127, 130, 136, 206, 212, 218, 221, 227ФНП №.);
- резинотканевые рукава не имеют бирок с датой испытания и давлением, сертификатов, а также документов подтверждающих проведения гидравлических испытаний до применения на АГЗС (в нарушении требований ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 168-173 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»).
- отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие провидение проверки исправности предохранительных клапанов (нарушены требования п. 358 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозоправочных станций газомоторного топлива, утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №»);
- не обеспечен аварийной остановкой технологического оборудования автозаправочной станции клапана (нарушены требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 168-173 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозоправочных станций газомоторного топлива, утв. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №»).
В связи с изложенным прокурор просит признать незаконным бездействие ИП Исламдибирова З. Г. выразившиеся в необеспечении автозаправочной станции «Fuel 1» требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в сфере промышленной безопасности, расположенной по адресу: расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3, обязать ИП Исламдибирова З. Г. устранить указанные в исковом заявлении нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере промышленной безопасности в течении одного месяца со дня вступления в силу решения суда и приостановить деятельность АГЗС, до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере промышленной безопасности.
В ходе судебного заседания прокурор Аллахярова Д.М. доводы изложенные в иске поддержала и просила требования удовлетворить по аналогичным основаниям, что изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муртузалиев М.И., в судебном заседании иск не признал, в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на то, что приведенные в исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности, законодательства в сфере промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологические нарушения на АЗС устранены.
О том, что приведенные выше нарушения устранены на момент рассмотрения дела в суде, сообщил в ходе судебного заседания представитель ОНДиПР№ по <адрес> и <адрес> Вердиханов М.А. и специалист КУ Ростехнадзора Мухтаров Ф.П.
Иные лица, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, что подтверждается соответствующим уведомлением о вручении в суд не явились, представителей не направили, об уважительных причинах неявки не сообщили, также, как и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных выше обстоятельств и наличием в деле сведений о надлежащем извещении не явившихся лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В силу требований пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
По смыслу приведенных норм, установленные пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены веские доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ "О пожарной безопасности") пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности, как установлено указанной статьей, - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу того, что пожары потенциально представляют собой опасность для причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц, нарушение требований пожарной безопасности неизменно влечет за собой нарушение конституционных прав на жизнь и здоровье, установленных статьями 20 и 41 Конституции РФ, в связи с чем законодатель установил обязательные для физических и юридических лиц требования, обеспечивающие пожарную безопасность.
На основании статьи 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
При этом, статьей 38 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере промышленной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, приведенные в исковом заявлении прокурора и в описательной части настоящего решения, в деятельности автозаправочной станции «Fuel 1», расположенной по адресу: расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3.
Факт наличия указанных нарушений на момент проведения проверки, которая производилась с привлечением специалистов ОНДиПР № по <адрес> и <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по РД, ТО Управления Роспотребнадзора и КУ Ростехнадзора на указанном выше объекте, в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривался.
Выражая несогласие с заявленными требованиями, представитель ответчика ссылался на то обстоятельство, что приведенные выше нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, законодательства в сфере промышленной безопасности на момент рассмотрения дела судом, устранены.
С учетом предмета иска, принимая во внимание, что с одной стороны основанием иска является наличие нарушений на объекте законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком, а с другой представитель ответчика отрицает указанное обстоятельство, при этом не оспаривая факт их наличия на момент проведения проверки, ссылаясь на то, что на момент рассмотрения дела судом указанные нарушения устранены, в силу этих доводов сторон в числе юридически значимых обстоятельств по настоящему делу судом определено устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела в суде, в этой связи суд принял меры к получению от участников производства доказательств по поводу этих обстоятельств.
Для установления указанных юридических значимых обстоятельств по делу, судом в адрес ОНДиПР № по <адрес> и <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по РД и ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> направлен запрос, на который из указанных учреждений поступил ответ, из которого следует об устранении всех приведенных выше в исковом заявлении нарушений на объекте, что подтверждается соответствующим актом санитарно-гигиенического обследования, составленного главным специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> и предоставленной информацией начальника ОНДиПР № Абдулкеримовым А.К. в письме, где по результатам проверки выявлено устранение нарушений, с приведением самих нарушений, которые имелись на момент проведения проверки и сведений об их устранении.
В части установления обстоятельств, связанных с устранением нарушений выявленных в ходе проверки специалистами КУ Ростехнадзора, судом был привлечен к участию в деле специалист из указанного учреждения – Мухтаров Ф.П., с чьим участием было проведено выездное заседание по месту расположения указанного АЗС (<адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3), в ходе которого осмотрев объект, указанный специалист подтвердил факт устранения всех приведенных в исковом заявлении нарушений требований законодательства в сфере промышленной безопасности.
К тому же, факт устранения выявленных нарушений на указанном АЗС подтверждается заключением аккредитованной организации - испытательной лаборатории по оценке соответствия помещений зданий, сооружений и территорий требованиям пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что многотопливная автомобильная заправочная станция «Fuel 1», общей площадью 354,2 кв.м., расположенного в <адрес>, на момент проведения исследования соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, с учетом того, что факт наличия нарушений на момент проведения прокурорской проверки ответчиком не оспаривался, при этом в ходе рассмотрения дела судом установлено, что выявленные нарушения были устранены, в этой связи исковые требования в части признания незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении автозаправочной станции требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям законодательства в сфере промышленной безопасности, суд находит обоснованными.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Однако, в то же время ч. 2 указанной статьи установлено, что, только в случае причинения вреда, являющегося последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, который продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Поскольку приведенные выше нарушения были устранены, в этой связи исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика устранить нарушения и приостановлении деятельности АЗС, суд находит подлежащими оставлению без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, до начала судебного разбирательства по указанному делу судом приняты меры по обеспечению иска в виде запрета эксплуатации АГЗС.
В соответствии с ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Принимая во внимание, что приведенные выше нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства в сфере промышленной безопасности на АЗС устранены, в этой связи дальнейшее сохранение мер по обеспечению иска приведет к нарушению баланса прав участников судебного разбирательства, в связи с чем меры по обеспечению иска подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
иск первого заместителя прокурора <адрес> Мирзоева М.О. к ИП Исламдибирову З. Г. о признании незаконными бездействия, выразившиеся в необеспечении автозаправочной станции требованиями пожарной безопасности, санитарно эпидемиологическим требованиями, требованиям в сфере промышленной безопасности и обязании устранить указанные нарушения, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ИП Исламдибирова З. Г., выразившееся в не обеспечении автозаправочной станции «Fuel 1» требованиям пожарной безопасности, cанитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в сфере промышленной безопасности, расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000043:3
В остальной части иск первого заместителя прокурора <адрес> Мирзоева М.О., оставить без удовлетворения.
Меры принятые по обеспечению иска на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Р.Д. Курбанов