дело № 12-26/2023
РЕШЕНИЕ
20 июня 2023 года г. Мензелинск РТ
Мензелинский районный суд Республики Татарстан в составе судьи Дияровой Л.Р., при секретаре Галиевой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Татавтодор» на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Воробьева А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ собственник автомобиля марки «ВОЛЬВО», государственный регистрационный знак <данные изъяты> (С№), АО «Татавтодор» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 13:45:07 часов на 1102 км. 20 м. автомобильной дороги М7 «Волга» оно допустило осуществление движения указанного выше транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Представитель АО «Татавтодор», не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, указав, что обжалуемое постановление подлежит отмене, поскольку бортовое устройство работала в штатном режиме, необходимые для списания денежные средства находились на расчётном счете заявителя. Постановление своевременно не было получено АО «Татавтодор», в связи с чем просят восстановить срок обжалования постановления. Учитывая изложенное, просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель АО «Татавтодор» не явился. В заявлении просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
На судебное заседание представители Центрального МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотрение жалобы без их участия.
В части ходатайства о восстановлении срока обжаловании постановления судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 2 названной статьи в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Об уважительных причинах пропуска срока обжалования постановления либо решения по делу об административном правонарушении могут свидетельствовать обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Как следует из представленных суду материалов, обжалуемое постановление заявителем не получено, жалоба направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах заявление о восстановлении срока для обжалования АО «Татавтодор» подлежит удовлетворению.
В части рассмотрения по существу жалобы заявителя суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Как следует из обжалуемого постановления, ДД.ММ.ГГГГ в 13:45:07 часов на 1102 км. 20 м. автомобильной дороги М7 «Волга» ДРСУ "Челнинский" Нижнекамского филиала АО «Татавтодор» допустил осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ (л.д.17).
Данные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства. При этом прибор фиксации «<данные изъяты>-ВСМ2» №, которым зафиксировано правонарушение, имеет свидетельство о поверке № С-<данные изъяты>, которое действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ДРСУ "Челнинский" Нижнекамского филиала АО "Татавтодор" к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
КоАП РФ установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
В силу пункта 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является исчерпывающим.
ДРСУ "Челнинский" Нижнекамского филиала АО "Татавтодор" осуществляет свою деятельность от имени АО "Татавтодор", и АО "Татавтодор" несет ответственность за деятельность своих филиалов.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 КоАП РФ субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица. Филиал юридического лица субъектом административной ответственности не является.
Санкция части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного наказания на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и не предусматривает в качестве субъекта административной ответственности филиал юридического лица.
Согласно приложенным к настоящей жалобе документам и выписке из ЕГРЮЛ, находящейся в открытом доступе в сети Интернет, ДРСУ "Челнинский" Нижнекамского филиала, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, является филиалом АО "Татавтодор".
Таким образом, ДРСУ "Челнинский", как филиал АО "Татавтодор", не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, поскольку не имеет статуса юридического лица и не является самостоятельным субъектом административной ответственности за правонарушение, совершенное в процессе своей деятельности, которую несет создавшее его юридическое лицо.
С учетом установленных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что ДРСУ "Челнинский" Нижнекамского филиала АО "Татавтодор" не является надлежащим субъектом инкриминируемого административного правонарушения. Постановление должностного лица подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу представителя акционерного общества "Татавтодор" удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Воробьева А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ДРСУ "Челнинский" Нижнекамского филиала АО "Татавтодор" отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Мензелинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Диярова Л.Р.
Решение вступило в законную силу _______________ 20__ года.
Судья: Диярова Л.Р.