Дело № 2-685/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 14.06.2022)
г. Кандалакша 08 июня 2022 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Ком Е.А.,
с участием:
помощника прокурора Горбунова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кандалакши в защиту интересов Исаковой Ю.В. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья,
установил:
Прокурор города Кандалакши обратился в суд с иском в интересах Исаковой Ю.В. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о предоставлении благоустроенного жилья. В обоснование заявленных требований указано, что Исакова Ю.В. зарегистрирована постоянно с <дата> в жилом помещении по адресу: <адрес>, по договору социального найма <номер> от <дата>. Жилое помещение состоит из однокомнатной неблагоустроенной квартиры, общей площадью 14,3 кв.м.
Постановлением администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района <номер> от <дата>, в том числе и квартира истца была признана непригодной для проживания, согласно п. 2 Постановления истцу должно было быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма в срок до <дата>. До настоящего времени благоустроенное жилье взамен занимаемому жилому помещению ей не представлено. Исакова Ю.В. состоит на учете во внеочередном списке с <дата>, по состоянию на <дата> числится под <номер>.
Постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2019 № 153-ПП утверждена программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы. Жилой многоквартирный <адрес> в <адрес> в названную программу не включен, так как в результате фактического бездействия администрация городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района до настоящего времени дом не признан аварийным и подлежащим сносу.
С момента признания <адрес> жилого многоквартирного <адрес> в <адрес> непригодной для постоянного проживания прошло более 7 лет, при этом до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма Исаковой Ю.В. не предоставлено.
Просит возложить на ответчика обязанность предоставить Исаковой Ю.В. вне очереди благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в границах городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района.
Помощник прокурора Горбунов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании истец Исакова Ю.В. участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. По телефону ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, настаивала на заявленных требованиях.
Представители администрации городского поселения Зеленоборский в судебном заседании участия не принимали, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, отзыв по иску, согласно которому просили в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Судом установлено, что <адрес> в п. <адрес> является муниципальной собственностью, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно договору социального найма <номер> от <дата> жилое помещение - <адрес> в <адрес> является однокомнатной, общей площадью 14,3 кв. м, передана нанимателю Исаковой (Петровой) Ю.В. и её сыну Петрову А.С., <дата> г.р.
Из справки о регистрации по месту жительства и составе семьи формы 9 МКУ «ОГХ» следует, что в <адрес> в <адрес> Исакова Ю.В. зарегистрирована с <дата> постоянно, что также подтверждено поквартирной карточкой жилого помещения, справкой отделения по вопросам миграции МО МВД России «Кандалакшский».
Согласно сообщению администрации гп Зеленоборский Исакова Ю.В. состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договорам социального найма во внеочередном списке с <дата> по дате подаче заявления под <номер> с даты подачи заявления – <дата>. По состоянию на <дата> в данной очереди Исакова Ю.В. числится под номером <номер>.
Постановлением <номер> главы администрации муниципального образования городское поселение Зеленоборский Кандалакшского района от <дата> утверждено решение межведомственной комиссии <номер> от <дата>, согласно которому <адрес> признана непригодной для проживания, срок для предоставления семьям, пользующимся жилыми помещениями в квартирах, указанных в п. 2 настоящего постановления, на основании договоров социального найма, вне очереди, жилое помещение по договорам социального найма установлен до <дата>.
Из заключения <номер> от <дата> межведомственной комиссии следует, что при осмотре <адрес> установлено, что <адрес> года постройки, в углах квартиры – нарушение геометрии стыков, отвалились обои, искривление всех наружных стен и перегородок, отопительная печь частично разрушена, электропроводка отсутствует, подвод электроэнергии к дому отсутствует, оконные и дверные блоки сгнили, стекла выбиты. Деформация блоков свидетельствует о деформации фундаментов. Фундаменты – деревянные стулья. Входное крыльцо отсутствует, <адрес> признана непригодной для проживания.
Постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2019 № 153-ПП утверждена программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы. Жилой многоквартирный <адрес> в <адрес> в названную программу не включен, так как дом в установленном законом порядке аварийным не признан.
Суд соглашается с доводами прокурора, что сроки расселения непригодной для проживания квартиры определены постановлением и на день рассмотрения дела в суде истекли, жилое помещение взамен непригодного для проживания истцу не предоставлено.
Суд критически относится к доводам ответчика, что в настоящее время строительство многоквартирных домов на территории городского поселения Зеленоборский не ведется; жилой фонд формируется в основном за счет вторичного жилья, переданного в муниципальную собственность гражданами, получившими государственные жилищные сертификаты по программе «Переселение граждан из районов Крайнего Севера» и освобожденного вследствие естественной убыли населения; все освобождающиеся в гп Зеленоборский благоустроенные жилые помещения распределяются в порядке очередности по списку граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем администрация не имеет возможности обеспечить благоустроенным жильем ранее чем других граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях до <дата>, поскольку предоставление благоустроенного жилья вне очереди взамен непригодного не ставится в зависимость от указанных ответчиком обстоятельств.
Суд также учитывает, что с момента признания квартиры непригодной для постоянного проживания прошло более 7 лет. При этом наймодателем за данный период каких-либо мер для выполнения капитального ремонта квартиры либо работ по поддержанию сохранности квартиры и предотвращающих её дальнейшее разрушение, не принималось, вопрос о предоставлении истцу маневренного жилищного фонда не решался.
Ответчик в своем отзыве подтвердил, что в настоящее время состояние квартиры неудовлетворительное вследствие не только физического износа, но и вследствие отсутствия надлежащего содержания.
При указанных обстоятельствах, требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению.
Законом установлено внеочередное предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
В силу пунктов 38, 47 Положения признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Из анализа приведённых правовых норм следует, что законом установлены определённые требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, поскольку предоставление другого жилого помещения носит в этом случае компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, наличия обращения истца для постановки на учет, наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила предоставления жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, то предоставляемое жильё должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учёта обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий (часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства по отдельности и в совокупности, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района предоставить Исаковой Ю.В. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное, применительно к условиям пгт Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, отдельное жилое помещение, находящееся в границах пгт Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области, равнозначное по общей площади признанному непригодным для проживания – 14,3 кв. метра.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Лебедева