Судебный акт #1 (Определение) по делу № 71-196/2023 от 03.04.2023

УИД 59RS0001-01-2023-001046-07

Судья Мухина Е.В.

Дело **

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев 4 апреля 2023 г. в открытом судебном заседании в г. Перми жалобу защитника Енгибарян Эрикназ Адамовны – Шавриной Яны Александровны на постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Енгибарян Эрикназ Адамовны,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20 марта 2023 г. гражданка Республики *** Енгибарян Э.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Шаврина Я.А., просит об отмене постановления судьи районного суда, в связи с не установлением всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Обращает внимание на то, что на территории Российской Федерации подзащитная проживает с сыном и его детьми, находится на иждивении сына. Енгибарян Э.А. является членом семьи иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации и находится на его иждивении, в соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок ее временного пребывания в Российской Федерации продлевается.

В судебном заседании в краевом суде Енгибарян Э.А., защитник Шаврина Я.А., настаивали на доводах жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, допросив свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.), который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.).

В силу пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.

Согласно требованиям статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее по тексту - Федеральный закон № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г.) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 20 марта 2023 г. в 09:00 час. по адресу: **** 10 в результате проверки документов было выявлено административное правонарушение, допущенное гражданкой *** Енгибарян Э.А., которая, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, прибыла в Российскую Федерацию 11 сентября 2022 г., состояла на миграционном учете с 15 октября 2022 г. по 8 декабря 2022 г. по адресу: ****71, за продлением законного пребывания на территории Российской Федерации не обращалась, уведомления о заключении трудового договора (гражданско-правового договора) от работодателей не поступали, с заявлением о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство на территории Российской Федерации, приобретение гражданства Российской Федерации не обращалась.

В нарушение статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г., имея срок законного нахождения до 8 декабря 2022 г., Енгибарян Э.А. своевременно не выехала за пределы Российской Федерации, обязанность по выезду исполнила - 13 декабря 2022 г., на территории Российской Федерации с 9 декабря 2022 г. по 13 декабря 2022 г. находилась незаконно, уклонялась от выезда за пределы Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Енгибарян Э.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несмотря на доводы жалобы, факт совершения Енгибарян Э.А. вмененного административного правонарушения и её виновность подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20 марта 2023 г., копией паспорта иностранного гражданина - гражданки *** Енгибарян Э.А., справкой начальника ОВМ ОП № 1 Управления МВД России по г. Перми П., информацией из АС ЦБДУИГ, объяснениями Енгибарян Э.А. в судебном заседании о том, что вину в совершении указанного правонарушения признает, и пояснила, что работает няней, проживает с сыном и его детьми, выезжала в *** для получения паспорта, за сроками не следила, желает жить с сыном в России, сын имеет вид на жительство, и иными доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Енгибарян Э.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дав им верную юридическую оценку.

Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Енгибарян Э.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Таким образом, Енгибарян Э.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Енгибарян Э.А., как участник правоотношений, регулируемых миграционным законодательством, не могла не осознавать последствий несвоевременного выезда за пределы Российской Федерации, а также не знать о порядке пребывания на территории Российской Федерации. Именно на ней в данном случае лежит обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, соблюдению установленных на территории Российской Федерации сроков пребывания и заблаговременно позаботиться о продлении срока законного пребывания на территории Российской Федерации либо о своевременном выезде за ее пределы.

Доводы жалобы защитника о том, что личность лица привлекаемого к административной ответственности установлена не была, поскольку в материалах дела отсутствует перевод паспорта на русский язык являются не состоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г., документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. В материалах дела копия паспорта Енгибарян Э.А. имеется (л.д. 8).

Доводы жалобы защитника о продлении законного пребывания привлекаемой на территории Российской Федерации и отсутствии состава административного правонарушения в ее действиях, обоснованными не являются.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

На основании пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России № 926 от 22 ноября 2021 г. утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).

На основании пункта 3 Порядка основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 7, 8 - 12 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка, в случаях, в том числе предусмотренных пунктом 10 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 № № 115-ФЗ, иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление.

В рассматриваемом случае в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих обращение Енгибарян Э.А. в срок, установленный законом, в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока временного пребывания на территории Российской Федерации.

Доводов, влекущих отмену вынесенного судьей районного суда постановления по делу об административном правонарушении жалоба не содержит и не установлено судьей краевого суда.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.

Постановление о привлечении Енгибарян Э.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Енгибарян Э.А. допущено не было.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении судья краевого суда находит основания для изменения постановления судьи районного суда в части назначенного административного наказания.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

На основании части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В жалобе защитник Шаврина Я.А. и в ходе производства по делу об административном правонарушении Енгибарян Э.А. последовательно заявляли о том, что привлекаемая проживает на территории Российской Федерации с 2012 г. совместно с семьей сына - О., который имеет вид на жительство, иных родственников на территории Республики *** не имеет, связь с *** у Енгибарян Э.А. утрачена.

Согласно абзаца второго пункта 10 статьи 5 Федерального закона № 15-ФЗ от дата членами семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители), дедушки, бабушки, внуки.

Судьей районного суда оценка указанным доводам не дана.

Между тем, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, которые складываются на протяжении длительного периода времени.

В соответствии с подпунктом 2 части первой статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Енгибарян Э.А. на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении № 11-П от 15 июля 1999 г., конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Енгибарян Э.А., не установлено.

С учетом данных о личности Енгибарян Э.А., которая характеризуется положительно, к административной, уголовной ответственности не привлекалась, ранее нарушений миграционного законодательства не допускала; учитывая конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в частности наличия у привлекаемой права нереализованного своевременно права на продление срока временного проживания и длительность её законного нахождения на территории Российской Федерации; характера совершенного административного правонарушения, назначение привлекаемой дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.

Учитывая правовую позицию, изложенную в указанных выше постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Енгибарян Э.А. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20 марта 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Енгибарян Эрикназ Адамовны изменить, исключив из постановления указание на назначение Енгибарян Эрикназ Адамовне административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.

В остальной части постановление судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 20 марта 2023 г. оставить без изменения, жалобу защитника Енгибарян Эрикназ Адамовны – Шавриной Яны Александровны - без удовлетворения.

Судья: подпись.

71-196/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Енгибарян Эрикназ Адами
Другие
Шаврина Яна Александровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
03.04.2023Материалы переданы в производство судье
04.04.2023Судебное заседание
06.04.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее