дело № 21-22/2020
РЕШЕНИЕ
28 января 2020 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н. при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу *** общества с ограниченной ответственностью «Водопроводноканализационное хозяйство» К.Е.Н. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 15 июля 2019 года № и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 6 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водопроводноканализационное хозяйство»,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 15 июля 2019 года №, оставленным без изменения решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 6 ноября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Водопроводноканализационное хозяйство» (далее – ООО «ВКХ», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, *** ООО «ВКХ» просит постановление должностного лица и решение судьи, состоявшиеся в отношении общества отменить, ссылаясь на их незаконность.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 28 января 2020 года в 14:05 часов, не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения потерпевшего М..П.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение в отношении юридических лиц административного штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 20 июня 2019 года № должностным лицом указанного органа проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ВКХ». В ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения трудового законодательства, а именно:
- в период с августа 2018 года по июль 2019 года к работе допущены машинисты канализационных насосных установок К.В.Н., Н.А.И., М..П.М., Г.В.Н. и другие без прохождения периодического медицинского осмотра (ст.ст. 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), п. 25 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н);
- обществом не составлены поименные списки работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (ст. 22 ТК РФ, п. 19 приложения № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н; далее – Приказ № 302н)).
По результатам проверки 4 июля 2019 года составлен акт №.
Результаты проведения внеплановой выездной проверки послужили основанием составления 10 июля 2019 года в отношении ООО «ВКХ» должностным лицом Государственной инспекции труда в Оренбургской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Судья районного суда с выводами должностного лица согласился.
В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Приказом № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с п. 25 указанного Перечня такие обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей.
Периодические смотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов (приложение № 1 к приказу № 302н) и Перечнем работ (приложение № 2 к приказу № 302н)) (п. 19 приложения № 3 к этому же приказу).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставу ООО «ВКХ» основным видом деятельности общества является сбор и обработка сточных вод.
В составе общества имеются структурные подразделения -канализационно-насосные станции, расположенные по адресу: г. Бугуруслан, ул. Маяковского, д. № (КНС № 2), г. Бугуруслан, ул. Ленина, д. № (КНС № 3). В соответствии со штатным расписанием в структуре станций предусмотрены должности машиниста насосных установок.
По данным карты специальной оценки условий труда № 1 рабочего места машиниста насосных установок КНС № 2, проведенной 14 сентября 2017 года, условия труда по степени вредности и (или) опасности относятся ко второму классу. В работе машинист насосных установок использует оборудование: насос № 1 ФГ-450, насос № 2 ФГ-450, насос № 3 ФГ-450. Вредные факторы – шум, общая вибрация. Работники имеют право на обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в соответствии п. 25 приложения № 2 к приказу № 302н (л.д. 94-96).
Аналогичные сведения по оценке условий труда рабочего места машинист насосных установок КНС № 3 отражены в отчете о проведении специальной оценки труда в ООО «ВКХ» (приложение № 2) (л.д. 108-109).
Таким образом, по результатам проведенной в 2017 году специальной оценки условий труда машинисты насосных установок КНС № 2 и КНС № 3 имеют право на гарантии, предусмотренные п. 25 приложения № 2 к приказу № 302н. Результаты специальной оценки условий труда по данным рабочим местам в установленном законом порядке не оспаривались, недействительными не признаны.
Следовательно, проанализировав положения части второй ст. 213 ТК РФ, п. 25 приложения № 2 к приказу № 302н, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что требование о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров распространяется на машинистов насосных установок ООО «ВКХ».
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что названные выше работники ООО «ВКХ» не относятся к категории работников, в отношении которых работодатель обязан организовывать прохождение обязательных медицинских осмотров, поскольку по характеру работы их деятельность не связана с обслуживанием водопроводных сетей и работой на водопроводных сооружениях. Более того полагает, что специалистами ООО «***», проводившими специальную оценку условий труда, допущена ошибка в строке 040 «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте» в части проведения машинистам насосных установок КНС обязательных медицинских осмотров. Считает, что по результатам специальной оценки условий труда необходимость проведения медицинских осмотров работников может быть указана только при условии, что при осуществлении идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов они были идентифицированы, а результаты их измерений показали превышение гигиенических нормативов, а условия труда были отнесены к вредным и (или) опасным. При наличии критериев оценки и результатов специальной оценки условий труда при оптимальном и допустимом классах (1 или 2) у работника не может возникнуть профессиональных заболеваний (заболеваний, связанных с производственной деятельностью работника) в течение всей производственной деятельности, а значит необходимость проведения медицинских осмотров отсутствует.
Данный довод жалобы подлежит отклонению.
К отчету о проведении специальной оценки труда в ООО «ВКХ» приложено заключение эксперта по результатам проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов № от 30 августа 2017 года, согласно которому в обществе выявлено 8 рабочих мест (включая рабочее место - машинист насосных установок), на которых потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы. На этих рабочих местах (указаны в Таблице 2) экспертом предлагается провести исследования (испытания) и измерения идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации и предлагаемый перечень рабочих мест комиссией по проведению специальной оценки условий труда утвержден (л.д. 109).
В соответствии с п. 14 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н, проведена специальная оценка условий труда рабочего места «машинист насосных установок КНС» по виброакустическому фактору (шум, вибрация общая) (л.д. 104). Установлено, что уровни воздействия идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
По результатам аттестации условия труда названного рабочего места по степени вредности и опасности отнесены ко 2 классу (допустимые).
Отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «ВКХ» подписан представителем оценивающей организации и всеми членами комиссии, утвержден председателем комиссии (главным инженером общества).
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Исходя из характеристики допустимых условий труда (2 класса) заявителем сделан вывод о том, что у работника с такими условиями труда не может возникнуть профессиональных заболеваний, а потому необходимость проведения медицинских осмотров отсутствует.
Вместе с тем вопрос возникновения профессиональных заболеваний находится за рамками диспозиции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и не является предметом оценки по настоящему делу. В карте специальной оценки условий труда (в строке 040) не указано на проведение машинистам насосных установок КНС обязательных медицинских осмотров на основании приложения № 1 к приказу № 302н (перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)).
В обжалуемых актах при оценке приведенных доводов обоснованно отмечено, что положениями ч. 2 ст. 213 ТК РФ предусмотрено, что работники водопроводных сооружений проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Канализационная насосная станция относится к водопроводным сооружениям (инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки воды, последняя, в свою очередь, подразделяется на питьевую, техническую и сточную). Работа машиниста насосных установок канализационно-насосных станций связана с обслуживанием водопроводных сетей.
Следовательно, должностным лицом трудовой Государственным инспекции труда в Оренбургской области сделан правильный вывод о том, что машинисты насосных установок КНС должны проходить обязательные медицинские осмотры в соответствии с п. 25 приложения № 2 к приказу № 302н.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работодателя с результатами специальной оценки условий труда на определенном рабочем месте.
Между тем обществом результаты проведенной в 2017 году специальной оценки условий труда на рабочем месте «машинист насосных установок», в соответствии с которыми работники замещающие данную должность имеют право на обязательные медицинские освидетельствования, в установленном законом порядке не оспаривались, недействительными не признаны. Следовательно, на общество, как работодателя, были возложены обязанности по организации и финансированию проведения медицинских осмотров, что сделано не было.
Таким образом, ООО «ВКХ» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и трудового законодательства.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 15 июля 2019 года № и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 6 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «ВКХ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу *** ООО «ВКХ» К.Е.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская