Дело №2-232/2021
(УИД 46RS0021-01-2021-000378-80)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Кшенский 16 сентября 2021 г.
Советский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при ведение протокола судебного заседания секретарем Мазаловой Г.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Советского района Курской области Силакова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Советский район» Курской области и МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области о понуждении заключить договор на проведение дератизации со специализированной организацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Курской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в Советский районный суд Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального района «Советский район» Курской области и МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, в котором просит возложить на Администрацию муниципального района «Советский район» Курской области обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по проведению дератизационных мероприятий в МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, а на МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области – обязанность в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств провести дератизационные мероприятия силами специализированной организации на территории МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, расположенной по адресу: <адрес>.
Заявленные исковые требования мотивирует тем, что в ходе проведения прокуратурой Советского района проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлено, что в здании МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области мероприятия по дератизации в период 2020-2021 г.г. специализированной организацией не проводились, что является нарушением требований ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.88 и п.126 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №4 (далее СанПин 3.3686-21) обязательное проведение дератизационных мероприятий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, что создаёт угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), может привести к неблагоприятным последствиям для неопределенного круга лиц.
Представитель истца, заместитель прокурора Советского района Курской области Силаков Н.В., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, и в их обоснование показал, что до настоящего времени установленные в ходе проверки обстоятельства не изменились, дератизационные мероприятия силами специализированной организации в образовательном учреждении не проведены.
По этим основаниям просил возложить на Администрацию муниципального района «Советский район» Курской области обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по проведению дератизационных мероприятий в МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, а МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области – обязанность в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств провести дератизационные мероприятия силами специализированной организации на территории МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, расположенной по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Советский район» Курской области, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель третьего лица, Управления образования Администрации Советского района Курской области, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Согласно ст.4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере- охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под санитарно-эпидемиологическом благополучии населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу ст.24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
В соответствии с п.1.5 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п.5 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
В силу п.3 ч.4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п.88 далее СанПин 3.3686-21органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят:
- профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими;
- обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими;
- истребительные мероприятия против грызунов и членистоногих;
- профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции по эпидемиологическим показаниям;
- контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
Пунктом 126 далее СанПин 3.3686-21 установлено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводят профилактическую и текущую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию;
2) по эпидемиологическим показаниям проводят заключительную дезинфекцию в соответствии с требованиями по профилактике конкретных инфекционных заболеваний;
3) профилактическую и текущую дезинфекцию проводит прошедший инструктаж персонал организации дезинфицирующими средствами IV класса опасности в соответствии с инструкциями по их применению. Заключительную дезинфекцию, камерную дезинфекцию, профилактическую, очаговую дезинсекцию, дератизацию проводят организации, осуществляющие дезинфекционную деятельность;
4) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, применяют инсектициды только IV класса опасности. Не допускается применение дератизационных средств, содержащих яды острого действия, порошковидных форм родентицидов, дезинфицирующих средств I - III классов опасности при ингаляционном пути поступления;
5) дезинсекцию, дератизацию проводят в отсутствие детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, после окончания работы, в санитарные или в выходные дни. До начала эксплуатации в обработанных помещениях проводят влажную уборку для удаления препаратов с обработанных поверхностей, с которыми могут контактировать люди, а также проветривание. При проведении дератизации в помещениях для детей (классы, спальни, игровые и иные помещения для детей) применяют механические методы и средства, разрешенные для этих целей, в отсутствие детей.
Статьей ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензия.
Как таковые виды деятельности "дератизация", "дезинсекция" в данный перечень не включены. В то же время согласно п.46 указанной статьи подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Как следует из п.10 ст.2 Федерального закона 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность, в том числе по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
В свою очередь, в силу положений п.1 ст.29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ, выполняемые в том числе в рамках осуществления медицинской деятельности, должны своевременно и в полном объеме проводиться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее -Положение), предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. Услуги по дератизации, дезинсекции в этот перечень не включены, в то же время в нем названы работы (услуги) по дезинфектологии.
В определениях СК по экономическим спорам ВС РФ от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073 и от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344 суд указал, что хотя дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы сами по себе не являются медицинским вмешательством и медицинской услугой, они включены в понятие "медицинская деятельность", а значит, для их выполнения необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, целью проведения мероприятий по дератизации является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека.
Ввиду того, что деятельность по дератизации относится к категории лицензируемых, проведение таких работ возможно только специализированной организацией.
В судебном заседании установлено, что МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области на праве оперативного управления передано здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 19).
МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией №1861 от 24.11.2014 г., выданной Комитетом образования и науки Курской области (л.д.13-15).
Проведенной прокуратурой Советского района Курской области проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и СП 3.5.3.3223-14, мероприятия по дератизации в здании образовательного учреждения в период 2020-2021 г.г. специализированной организацией не проводились из-за отсутствия денежных средств (л.д.7). До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены.
Согласно пункта 1.6 Устава МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «Советский район» Курской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Советского района Курской области.
В силу пункта 1.8 Устава МКДОУ «Детский сад «Сказка» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность, выступает истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 7.1 Устава установлено, что учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета, открытые в установленном порядке, в том числе в банках и органах казначейства.
В силу пункта 7.2 Устава в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с Уставом за учреждением учредитель закрепляет объекты муниципальной собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального и иного назначения), принадлежащее учредителю на праве собственности лиги арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты муниципальной собственности, закрепленные учредителем за учреждением, находятся в оперативном управлении учреждения.
Согласно пункта 7.6 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Часть 2 пункта 1 статьи 56 ГК РФ предусматривает, что учреждения по своим обязательствам отвечают в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 3 статьи 123.21, пунктами 3 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ.
Пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Следовательно, обязанность по проведению дератизационных мероприятий силами специализированной организации возложена законом на МКДОУ «Детский сад «Сказка».
В отсутствие у МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области собственных денежных средств для проведения дератизационных мероприятий, обязанность по обеспечению финансирования этой деятельности в силу закона возложена на Администрацию Советского района Курской области, которая обязана обеспечить финансирование МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области для проведения дератизационных мероприятий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования о возложении на Администрацию муниципального района Советского района Курской области обязанности в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области для проведения дератизационных мероприятий, о возложении на МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области обязанности в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств провести дератизационные мероприятия силами специализированной организации основаны на законе.
Срок, который просит установить прокурор для ответчиков исполнения решения суда суд находит достаточным, и приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Советский район» Курской области и Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области о возложении обязанности провести дератизационные мероприятия силами специализированной организации.
Обязать Администрацию муниципального района «Советский район» Курской области обеспечить финансирование МКДОУ «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области для проведения дератизационных мероприятий в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Советского района Курской области провести дератизационные мероприятия силами специализированной организации в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств.
Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет составлено 21.09.2021 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н.Стрельцов