Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-271/2023 ~ М-225/2023 от 11.07.2023

Дело № 2-271/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Змиевка Орловской области 6 октября 2023 года

Свердловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Белозерцевой В.Р.,

при секретаре судебного заседания Ершовой И.В.,

с участием помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Михайловой М.А., представителя третьего лица администрации Свердловского района Орловской области Юрчук И.Н. и представителя третьего лица Гришаева Д.А. – Трубицына М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Третьякову А.В. о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства,

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Третьякову А.В. о понуждении к ликвидации свалки отходов производства.

В обоснование заявленных требований указал на то, что Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании поступившей из Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям информации проведена проверка, по результатам которой установлены нарушения экологического законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, связанные с образованием на земельном участке несанкционированной свалки отходов производства. Установлено, что на территории <адрес> на части земельного участка с кадастровым номером площадью 37 м2 и на прилегающей к нему территории площадью 1266 м2 из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, складирована тара от пестицидов и агрохимикатов. Лицом, осуществляющим складирование тары от средств защиты растений и картонных коробок, является ответчик, которому ранее администрацией района предоставлено право долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием – для размещения ремонтных мастерских. Проверкой установлено, что с 2020 года Третьяков А.В. осуществляет размещение отходов производства – упаковки полиэтиленовой от удобрений, тары из разнородных полимерных материалов от средств защиты растений, картонных коробок. Складирование отходов продолжается до настоящего времени. Согласно акту проверки администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером и часть смежного с ним земельного участка с кадастровым номером захламлены Третьяковым А.В. отходами производства – упаковкой от химических средств защиты растений. Территория неразграниченных земель, на которой в настоящее время размещается тара от пестицидов и агрохимикатов на площади 1266 м2, ранее входила в состав границ земельного участка с кадастровым номером , переданного ИП Третьякову А.В. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Гришаеву Д.А. Проверкой установлено, что складирование отходов производства на указанных земельных участках образует единое действие, поскольку состав отходов идентичен по своей морфологии, земельные участки не имеют ограждений.

Истец, уточнив исковые требования, просит суд обязать Третьякова А.В. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства общей площадью 1303 м2, расположенную в границах: земельного участка с кадастровым номером местоположением: <адрес>, на площади 37 м2, земельного участка с кадастровым номером местоположением: <адрес>, на площади 745 м2 и на территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, сопредельной с земельными участками с кадастровыми номерами и , на площади 521 м2.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Михайлова М.А. уточненные исковые требования поддержала, сослалась в обоснование на изложенные в иске и уточнениях к нему обстоятельства.

Представители третьих лиц Юрчук И.Н. и Трубицын М.Ф. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражали.

Ответчик Третьяков А.В. надлежащим образом и своевременно уведомлялся о дате и времени судебного заседания. Судебные извещения возвращены в суд с отметкой отделения почтовой связи об истечении срока хранения. В связи с чем суд считает ответчика извещенным надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представлено письменное ходатайство.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В ст. 3 Закона об охране окружающей среды указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. п. 1, 2).

Согласно ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).

Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).

При этом сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

ГОСТом 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" даны понятия объектов размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки (п. 4.11), а также несанкционированные свалки отходов: Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13).

Пунктом 1 ст. 11 Закона об отходах производства и потребления установлен запрет ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

При этом определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. п. 2, 6, 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления).

Пунктами 1 и 2 ст. 13 данного федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что размещение отходов возможно только на объектах размещения отходов, к которым относятся специальные сооружения, оборудованные в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями, которые должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и отвечать требованиям проектно-разрешительной документации и регламента эксплуатации такого объекта. Выброс и складирование отходов непосредственно на почву запрещается.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что на земельных участках с кадастровыми номерами и местоположением: <адрес>, а также на прилегающей к ним территории из состава земель, государственная собственность на которую не разграничена, в кадастровом квартале , на площади 1303 м2 расположена организованная ответчиком Третьяковым А.В. свалка отходов производства, не ликвидированная по момент разрешения спора судом.

Объект размещения отходов на указанной территории, соответствующий требованиям законодательства, не создавался, в эксплуатацию не вводился, в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесен, проектно-разрешительная документация, технический паспорт и регламент эксплуатации на него не составлялись. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Факт размещения в границах земельных участков с кадастровыми номерами и и прилегающей к нему территории из состава земель, государственная собственность на которую не разграничена, в кадастровом квартале на площади 1303 м2 несанкционированной свалки подтверждается письменными материалами дела.

Так, из содержания письма заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемым фотоматериалом следует, что в рамках проведения ДД.ММ.ГГГГ выездного обследования земель сельскохозяйственного назначения установлен факт складирования пустой тары и-под средств химической защиты растений непосредственно на почве предположительно на части земельного участка с кадастровым номером с координатами <данные изъяты>

Согласно письму заместителя руководителя Управления Росреестра по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОХ при обследовании ДД.ММ.ГГГГ территории <адрес> установлено, что несанкционированная свалка площадью 37 м2 расположена в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1266 м2 расположена на территории, которая входит в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена (сведения о формировании земельных участков на данной территории ЕГРН не содержит). Земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, принадлежит Гришаеву Д.А., сведения о его границах внесены в ЕГРН.

Факт принадлежности Гришаеву Д.А. земельного участка с кадастровым номером подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером , как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, находится в аренде у ответчика до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателе отсутствуют, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов дела в сентябре 2020 года администрацией Свердловского района Орловской области проводилась проверка в отношении Третьякова А.В., в ходе которой было установлено, что часть земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 270 м2, прилегающая к земельному участку с кадастровым номером , самовольно занята и используется Третьяковым А.В. для хранения отходов производства и потребления (упаковка полиэтиленовая от удобрений, тара из разнородных полимерных материалов от средства защиты растений, картонные коробки), о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ .

В своих объяснениях, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, Третьяков А.В. не оспаривал складирование им отходов производства, обязался ликвидировать ее в течение 5 дней.

Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , составленного начальником отдела сельского хозяйства администрации Свердловского района Орловской области, следует, что в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером и части земельного участка общей площадью 600 м2, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером , находящихся в д. Сорочьи Кусты Свердловского района Орловской области, установлено самовольное занятие неустановленным лицом части земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером и использование земельного участка с кадастровым номером Третьяковым А.В. не по целевому назначению.

В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с абз. 19 ст. 6, ч. 1 ст. 13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

На основании п. 8 ст. 5 Закона Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области», п. 1 ч. 1 постановления Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 г. N 49 «Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области», п. 6.13.2. Положения о Департаменте строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. № 425, Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области 16 сентября 2019 г. издан приказ № 443 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами, Орловской области» (далее - территориальная схема обращения с отходами).

Пунктом 7.2 раздела 7 территориальной схемы обращения с отходами утверждены реестры действующих объектов размещения отходов на территории Орловской области (приложения А10.1, А10.2, А11).

Однако, использование земельных участков с кадастровыми номерами и и прилегающей к нему территории в кадастровом квартале в <адрес> в действующей редакции территориальной схемы обращения с отходами для размещения отходов не предусмотрено, как не предусматривалось его использование в таких целях и в ранее принятых редакциях территориальной схемы обращения с отходами (приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 12 октября 2016 г. № 313; приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17 сентября 2018 г. № 454/1).

В соответствии с п. 2.1 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления до 1 января 2023 г. запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи.

Пунктом 8 ст. 29.1 данного закона установлено, что до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в настоящий момент и ранее спорный объект не включен в территориальную схему обращения с отходами, в перечень и государственный реестр объектов размещения отходов.

Раздел 2 Методических рекомендаций по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях Российской Федерации, актуализированных письмом Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК-03-103-36/6231, определяет несанкционированные места размещения отходов как территории, не предназначенные для размещения отходов, а места несанкционированного размещения ТБО как свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения местах.

Вышеуказанные положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что любые объекты, на которых размещаются твердые бытовые отходы, не введенные в эксплуатацию, а также введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие соответствующей документации, не включенные в государственный реестр размещения отходов либо в перечень таких объектов на территории соответствующего субъекта, являются территориями, не предназначенные для размещения отходов.

Поскольку в ходе рассмотрения дела бесспорно установлено наличие отходов потребления на земельных участках с кадастровыми номерами и , а также на прилегающей к ним территории, неотведенных для целей размещения отходов, не оборудованных в соответствии с действующим законодательством как объекты размещения отходов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию, не включенных в перечень объектов размещения отходов на территории субъекта и в государственный реестр объектов размещения отходов, суд приходит к выводу о признании складировании Третьяковым А.В. отходов производства на выше указанных землях несанкционированной свалкой и о возложении на него ответственности как на собственника таких отходов за ее ликвидацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Третьякову А.В. о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства удовлетворить.

Обязать Третьякова А.В. (паспорт ) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства общей площадью 1303 м2, расположенную в границах: земельного участка с кадастровым номером местоположением: <адрес> на площади 37 м2, земельного участка с кадастровым номером местоположением: <адрес> на площади 745 м2 и на территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, сопредельной с земельными участками с кадастровыми номерами и на площади 521 м2.

Взыскать с Третьякова А.В. в доход бюджета муниципального образования Свердловский район Орловской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Свердловский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Р. Белозерцева

2-271/2023 ~ М-225/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Третьяков Алексей Викторович
Другие
Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Свердловского района Орловской области
Администрация Свердловского района Орловской области
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области
Гришаев Дмитрий Анатольевич
Администрация Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области
Суд
Свердловский районный суд Орловcкой области
Судья
Белозерцева Виктория Ростиславовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--orl.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
12.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
06.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2023Дело оформлено
10.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее