___
Дело № 12-561/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Якутск 18 мая 2022 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степанова А.В. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) № от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ___ АО «Сахатранснефтегаз» Степанова А.В,,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от ____ должностное лицо Степанов А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 8.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Степанов А.В. обратился в Якутский городской суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Степанова А.В. – Неустроева В.А. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что исправление в постановление внесено на стадии рассмотрения жалобы, дополнительно указали часть вменяемой статьи.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) Попов С.В. с жалобой не согласился, указывая на ее необоснованность. Пояснил, что определение об исправлении описки Степанову не направлялось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8.4 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по РС (Я) проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Сахатранснефтегаз» (далее АО «СТНГ»), по итогам которой составлен акт проверки от ____ №-эко.
В ходе проверки с ____ по ____ по представленным документам установлено, что на объекте НВОС №П «Производственного участка добычи и опорного пункта Среднетюнгского ГКМ УДиТГ» при учете образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2017-2021 гг. указана информация об обезвреживании отходов, не подлежащих обезвреживанию на установке Инсинератор модели УИ-100, а именно: абразивные круги; остатки и огарки электроводов.
Исходя из вышеперечисленного, АО «СТНГ» при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов, обезвреживает отходы, которые отсутствуют в документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от ____ №.
____ в отношении ___ АО «Сахатранснефтегаз» Степанова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.4 КоАП РФ.
____ по делу вынесено постановление о назначении административного наказания.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме.
Как установлено судом в ходе судебного заседания, по результатам выездной проверки, проведенной на основании решения от ____ в период с ____ по ____ Управлением Росприроднадзора по РС (Я) в отношении АО «Сахатранснефтегаз» составлен акт проверки от ____ №-эко, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в отношении Степанова А.В. составлены 8 протоколов об административных правонарушениях и вынесены 8 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.4, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.50 КоАП РФ.
Таким образом, установлено, что в ходе осуществления государственного контроля (надзора), выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, а также двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 4.4 КоАП РФ, дополнена ч. 1 указанной статьи, а также введены ч.ч. 5 и 6. Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Таким образом, Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", с изменениями, вступившими в силу 26 марта 2022 года, содержит положения, улучшающие положение лица, совершившего административное правонарушение.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Существенным нарушениями являются также случаи несоблюдения требований административно-процессуального закона при возбуждении дела об административном правонарушении, например, в протоколе об административном правонарушении, определении о возбуждении дела об административном правонарушении или постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не указана часть статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой в отношении лица возбуждено дело об административном правонарушении, отсутствуют сведения об основаниях владения имуществом, явившимся орудием или предметом административного правонарушения. В этих случаях материалы дела возвращаются должностному лицу, принявшему решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление выносится на основании составленного протокола об административном правонарушении.
Как видно, в протоколе от ____ не указана часть ст. 8.4 КоАП РФ, что является существенным нарушением.
Следовательно, оспариваемое постановление нельзя признать законным, поскольку квалификация состава административного правонарушения не отражена в протоколе об административном правонарушении. Исправление в постановление об указании ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ внесено после подачи жалобы в суд.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление от ____ подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административному органу следует учесть положения ч.ч. 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) № от ____ в отношении ___ АО «Сахатранснефтегаз» Степанова А.В., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ отменить, и дело возвратить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья ___ М.В. Макаров
___
___